Для организаций водного транспорта 2010 год выдался достаточно сложным. С одной стороны, по многим показателям есть прирост по отношению к 2009 году, с другой – выйти на докризисный уровень в полной мере пока еще не удалось. Такой вывод был сделан в ходе расширенного заседания Совета Федерального агентства морского и речного транспорта.
Мероприятие было посвящено подведению итогов деятельности Росморречфлота в прошедшем году, а также постановке задач на 2011 год и среднесрочную перспективу до 2013 года. В его работе приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель министра Андрей Недосеков, председатель Комиссии Совета Федерации по наицональной морской политике Вячеслав Попов, специалисты Минтранса, Ространснадзора, представители подведомственных агентству предприятий, а также научных, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.
Выступивший с докладом руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко отметил, что 2010 год стал стартовым для реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. В связи с этим Росморречфлоту потребовалось несколько скорректировать приоритеты в целях повышения эффективности бюджетных расходов, сохранения темпов инновационного развития и модернизации отрасли. Особое внимание было уделено решению социальных проблем, в том числе сохранению, а кое–где даже увеличению числа рабочих мест, контролю за своевременностью выплаты заработной платы.
В целом же год можно считать успешным, о чем убедительно свидетельствуют прозвучавшие из уст Александра Давыденко цифры. В частности, он сообщил о том, что в 2010 году морской флот пополнился 15 новыми транспортными судами общим дедвейтом около 1,4 млн тонн, из которых пять были зарегистрированы под российским флагом.
Объем перевозок грузов морским транспортом составил 37,5 млн тонн, оставшись практически на уровне 2009 года. Из них перевозки в заграничном плавании составили 51,8% от общего объема, а в каботажном – 16,8%. Морским транспортом в 2010 году перевезены 1,5 млн пассажиров, то есть рост составил 2,7% в сравнении с предыдущим периодом.
Объем перевалки грузов в морских портах России увеличился на 6% и составил 526 млн тонн. При этом российские порты планомерно увеличивают долю грузов российской внешней торговли, которая в настоящий момент достигает 85%. Таким образом, на долю иностранных портов остается уже не более 15%, хотя еще в 2000 году эти показатели были 46% и 54% соответственно.
Реализация мероприятий подпрограммы «Морской транспорт» в 2010 году позволила обеспечить увеличение портовых мощностей на 30,2 млн тонн за счет строительства и ввода в эксплуатацию объектов в портах Усть–Луга, Оля, Новороссийск, Туапсе, Тамань. Кроме того, в 2010 году Росморречфлот продолжал активную реализацию мероприятий по созданию морской транспортной инфраструктуры для подготовки и проведения саммита АТЭС–2012 в г. Владивостоке и зимних Олимпийских игр–2014 в г. Сочи.
В 2011 году в рамках федеральных целевых программ предусматривается дальнейшее развитие инфраструктуры в портах Мурманск, Высоцк, Усть–Луга, Санкт–Петербург, Ростов–на–Дону, Кавказ, Тамань, Новороссийск, Сочи, Оля, Владивосток, Восточный и Петропавловск–Камчатский. В результате реализации запланированных мероприятий к 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в объеме около 770 млн тонн в год, в том числе для резерва пропускной способности морских портов в 15%. В 2011 году объем перевалки грузов в морских портах России экспертами прогнозируется в размере 560 млн тонн.
С одобрением участники заседания восприняли информацию о том, что в прошедшем году впервые за последние 20 лет были выполнены основные виды работ по навигационно–гидрографическому обеспечению на трассах Северного морского пути. В летнюю арктическую навигацию 2010 года впервые в истории танкер арктического ледового класса «СКФ Балтика» компании «Совкомфлот» выполнил экспериментальный транзитный рейс из порта Мурманск в Китай с грузом 70 тыс. тонн газового конденсата. Еще один транзитный рейс по Северному морскому пути был совершен балкером «Нордик Барентс» из Норвегии в Китай с грузом 40 тыс. тонн железорудного концентрата. Эти рейсы стали знаковыми в истории современного российского мореходства, они позволили оценить надежность инфраструктуры Северного морского пути, выработать предложения по ее совершенствованию и организации арктического судоходства.
Навигация на внутренних водных путях в прошлом году отличалась крайне сложными погодными условиями засушливого и пожароопасного лета. Кроме ежегодных запланированных мероприятий, были и такие, которые, выходя за рамки стандартных ситуаций, требовали незамедлительной реакции и четких, слаженных действий нескольких организаций и ведомств. Суда речного флота принимали участие в тушении пожаров и спасении людей, осуществляли конвоирование пассажирских судов в условиях нулевой видимости из–за задымленности.
Несмотря на это, объем перевозок речным транспортом в 2010 году увеличился на 7,3% и составил 104,9 млн тонн. В районы Крайнего Севера было отправлено 17,9 млн тонн грузов, что на 10,1% превышает уровень 2009 года. Объем перевозок пассажиров речным транспортом снизился на 7,8%, что обусловлено прежде всего строительством и вводом в эксплуатацию новых дорог, мостов и, как следствие, переключением части пассажиропотока на автомобильный транспорт.
По словам Александра Давыденко, пристальное внимание Росморречфлот уделял и будет уделять впредь вопросам безопасности, качественным характеристикам внутренних водных путей. В связи с этим следует отметить, что в результате проведенных мероприятий по состоянию на 1 января 2011 года в 3 раза уменьшилось число судоходных гидротехнических сооружений в аварийном техническом состоянии. На треть уменьшилось число судоходных гидротехнических сооружений с опасным и неудовлетворительным уровнем безопасности. Повышен уровень безопасности 13 сооружений.
Продолжена работа по реформированию системы спасания на море путем оптимизации структуры управления, консолидации сил и средств бассейновых и территориальных аварийно–спасательных управлений. В процессе реализации требований Закона «О транспортной безопасности» осуществлены работы по оснащению комплексами инженерно–технических средств обеспечения транспортной безопасности акваторий трех морских портов: Владивосток, Калининград и Сочи, а также 9 гидроузлов на внутренних водных путях. В целях повышения уровня технической оснащенности государственных аварийно–спасательных формирований в прошедшем году построены и сданы в эксплуатацию 9 аварийно–спасательных судов.
До конца 2012 года планируется полностью реформировать Госморспасслужбу России, укомплектовать ее современным спасательным флотом и укрепить материальную базу.
В 2010 году Росморречфлотом совместно с Минтрансом России проводилась работа по реализации Закона «О морских портах». По состоянию на 1 января 2011 года в Реестр морских портов РФ внесены сведения о 58 (из 63) морских портах. Формирование Реестра планируется завершить в 2011 году после установления границ всех морских портов Российской Федерации.
Что касается задач Росморречфлота на 2011 год и среднесрочную перспективу до 2013 года, то они сформулированы в основных программных документах. В числе основополагающих можно упомянуть обеспечение потребностей экономики в перевозке и перевалке грузов; повышение уровня безопасности населения на транспорте; реализацию проектов по программе «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» с учетом социальных аспектов и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Кроме того, большое значение придается строительству транспортного и специализированного флота государственного назначения; сохранению инвестиционной привлекательности отрасли и улучшению условий работы бизнеса.
«Мы ожидаем, что 2011 год станет годом нового подъема отрасли. Мы продолжим формировать современную конкурентоспособную инфраструктуру морского и внутреннего водного транспорта с высоким уровнем безопасности, комфортными условиями для бизнеса и положительной мотивацией в труде для всех работников отрасли», – такими словами закончил свое выступление Александр Давыденко.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин, принявший участие в работе расширенного заседания совета, высоко оценил успехи Росморречфлота. В частности, он отметил большую работу по организации навигации по Северному морскому пути. В то же время министр обратил внимание на необходимость продолжать гидрографические исследования, выбор оптимальных маршрутов, совершенствование технологий поиска и спасания на водах во взаимодействии с МЧС России и другими ведомствами.
Кроме того, он напомнил присутствовавшим, что на сегодняшний день одним из важных направлений деятельности является обеспечение транспортной безопасности, реализация мер антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В то же время, по мнению министра, необходимо продолжить работу по повышению инвестиционной привлекательности морского и речного транспорта.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.