Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Когда растает лед

Доминировать в Арктике хотят все, но все ли могут?

Сегодня в России по поручению главы государства проводится активная работа по развитию арктических территорий, поставлены задачи, связанные с освоением Северного морского пути: переход к круглогодичной навигации на всем его протяжении и повышение грузопотока до 80 млн тонн в год к 2024 году. Становление СМП как международного транспортного маршрута, безопасного и экономически выгодного перевозчикам, потребует целого комплекса мероприятий: обновления ледокольного флота, строительства и обновления портовой инфраструктуры, связи, систем прогнозирования ледовой и гидрометеорологической обстановки, систем спасения и обслуживания судов.

 

В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА

На прошедшем в Санкт–Петербурге «Дне Арктики» прозвучало приветственное обращение Президента России Владимира Путина, в котором, в частности, было отмечено: «В нашей стране проблематике развития северных территорий традиционно уделяется особое внимание. Российская Федерация последовательно укрепляет взаимодействие с соседями по региону, в том числе в формате Арктического совета. Сейчас, в период российского председательства в совете, мы нацелены на всемерное повышение эффективности этой важной многосторонней структуры, на реализацию в ее рамках перспективных, взаимовыгодных совместных проектов».

Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев подчеркнул, что активно совершенствуется арктическая законодательная база. В 2020–2021 годах утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержден единый план по их реализации, приняты госпрограмма «Социально–экономическое развитие Арктической зоны РФ» и федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ».

Для повышения инвестиционной привлекательности региона продолжается модернизация арктических преференциальных механизмов.

В прошлом году заступил на дежурство головной ледокол серии 22220 «Арктика», способный ходить во льдах толщиной до 3 м. Строятся еще четыре ледокола этой серии. На судоверфи «Звезда» заложен головной ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт, который сможет преодолевать льды толщиной до 5 м. Для исследования дна акватории Северного Ледовитого океана пройдут модернизацию три гидрографических судна, еще пять гидрографических судов – в стадии строительства. Для обеспечения безопасности мореплавания строится дополнительный аварийно–спасательный флот, формируются аварийно–спасательные части МЧС России, закупается авиатехника.

Идет развитие Мурманского транспортного узла, создается терминал «Утренний» в Сабетте.

Для обеспечения безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне ведутся гидрографические исследования. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Пошивая, до конца года в акватории Северного морского пути планируется выполнение площадной съемки рельефа дна в объеме более 85 тыс. приведенных километров. Ведется строительство 14 многофункциональных аварийно–спасательных судов и буксиров с усиленным ледовым классом. Суда будут дислоцироваться в места наиболее интенсивного судоходства на трассах Севморпути.

МЧС планирует создать специализированные комплексы объектов в узловых точках региона (Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке), включающих подразделения центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов, арктические поисково–спасательные подразделения и авиационно–спасательные звенья. Модернизируются система мониторинга Росгидромета и система «Север», которые позволят следить за климатической и экологической ситуацией в Арктике.

СЕВЕРНЫЙ ТРАНЗИТ

Росатом в рамках развития собственного логистического бизнеса и корпорация DP World, глобальный лидер логистического бизнеса, на площадке «Дня Арктики» подписали соглашение о совместной проработке развития пилотных контейнерных перевозок между Северо–Западной Европой и Восточной Азией с использованием опорной транспортной инфраструктуры в Арктике.

Формирование устойчивой транспортной инфраструктуры в Арктике открывает новые возможности для развития евроазиатского транзита, который сможет осуществляться в оптимальные сроки и способствовать снижению воздействия на окружающую среду за счет более короткой протяженности пути и использования современных низкоуглеродных решений, подчеркнул Алексей Лихачев.

Президент группы и главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед Бин Сулайем отметил, что DP World поддерживает усилия России по диверсификации торговых потоков между Азией и Европой.

В развитие сотрудничества между Росатомом и DP World также было подписано соглашение о создании совместного предприятия для реализации пилотного проекта транзита через СМП между отраслевым логистическим интегратором Русатом Карго и DP World Russia FZSO.

Такие начинания подтверждают оптимистические прогнозы экспертов в отношении транзита через СМП.

По словам эксперта, для повышения контейнеризации страны и усиления роли портов Дальнего Востока на международном рынке предстоит решить ряд задач. Ключевая – это внедрение современных технологий организации интермодальных и мультимодальных перевозок, развитие современных транспортно–логистических центров.

Однако у «транзитного оптимизма» есть серьезные оппоненты. Участники «круглого стола» на тему «Северный морской путь: международный транспортный коридор и его возможности», организованного Информационно–аналитическим центром Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) совместно с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, обсудили, привлекателен ли транзит через Арктику для зарубежных грузовладельцев и выгодно ли его развитие России как прибрежному государству, возможна ли организация регулярной судоходной линии через СМП, каковы правовые аспекты использования Севморпути для международного транзита и влияние глобальной внешнеполитической повестки на его развитие, конкурентоспособны ли транспортные пути через Арктику?

Старший научный сотрудник Сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Павел Гудев считает, что с точки зрения международного морского права развитие транзитного потенциала СМП и его текущий правовой статус несовместимы. Генеральный директор АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Алексей Петров подчеркнул, что географические преимущества СМП по сравнению с Суэцким каналом очевидны, однако есть инфраструктурные риски, которые не поддаются четкому анализу. Когда инфраструктура СМП будет готова и риски сведены к стандартным, характерным для других маршрутов, тогда и его востребованность у бизнеса возрастет.

Заместитель генерального директора по проектированию ООО «Приморский универсально–перегрузочный комплекс» Дмитрий Темкин озвучил проблемы, с которыми на стартовой точке сталкиваются компании, заинтересованные в перевозках по Северному морскому пути, в частности, в вопросе технических характеристик судов, которые будут использоваться на арктических трассах. Он рассказал о планах компании организовать три перевалочные площадки – в Мурманске, Приморске и Петропавловске–Камчатском.

МАРШРУТ «ДЛЯ СВОИХ»

Директор Информационно–аналитического центра ПОРА Игорь Павловский считает, что транзит через СМП не даст выгоды даже в случае полного отступления льда. Вопрос развития СМП – это вопрос не транзита, а создания транспортного коридора, который будет обслуживать в первую очередь интересы экономики России. Что означает развитие портов–хабов в Мурманске и на Дальнем Востоке, развитие сервисной инфраструктуры по всему маршруту в Северном Ледовитом океане.

Действительно, СМП важен для внутреннего развития России, поскольку может обеспечить как межрегиональные перевозки, так и торговые связи с другими странами. С этим утверждением не спорит никто. Председатель правительства Якутии Андрей Тарасенко, представляя проект создания глубоководного порта в Найбе как фактор развития Арктической зоны республики, сообщил, что в настоящее время рассматривается вариант расширения границ порта Тикси и строительство современного морского терминала в 112 км от административного центра Булунского района.

Ежегодно в период навигации в республику завозится порядка 2,7 млн тонн грузов, с использованием СМП перевозится более 300 тыс. тонн жизнеобеспечивающих грузов, в том числе более 100 тыс. тонн завозится из других арктических портов. В связи с приходом железной дороги в центральную Якутию постепенно меняется схема перевозки грузов в республику. Связь между Транссибом и СМП становится более надежной и короткой, что в соединении с проектами модернизации арктических портов выходит далеко за региональные рамки.

Жизнедеятельность всех 13 арктических районов Якутии зависит от Северного морского пути, который включает в себя не только морские акватории, но и пункты в низовьях северных рек, где производится разгрузка–погрузка судов. С учетом развития судоходства глубоководный морской порт может быть востребован как базовый пункт управления инфраструктурой в восточной части Северного морского пути, подчеркнул Андрей Тарасенко. Прогнозируемый грузооборот проектируемого порта составит к 2032 году 18 млн тонн в год по базовому сценарию и 23 млн тонн в год – по интенсивному. Это послужит толчком для полномасштабного освоения Арктики, в частности, организации новых производств, формирования оптимальной энергетической и транспортной инфраструктуры.

В презентации текущего развития Мурманской области губернатор Андрей Чибис представил основные направления процесса трансформации: комплексное развитие Мурманского транспортного узла; крупные проекты, реализуемые на западном берегу Кольского залива (Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений ПАО «Новатэк», апатитовый терминал ООО «Морской Терминал Тулома», контейнерный хаб «Русатом Карго», рыбный терминал компании «Терминал «Ударник»). Преференции в рамках Арктической зоны РФ и ТОР «Столица Арктики» создают уникальный инвестклимат в регионе, а проект «Новый Мурманск» преобразит участок портовой территории в международный центр арктического туризма. Губернатор сделал особый акцент на том, что регион считает честью быть частью большой Русской Арктики и старается активно вкладывать все возможности, ресурсы в развитие этой стратегической территории, важной не только для нашей страны, но и для всего мира.

Полностью статью «Когда растает лед» можно прочитать в №38 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

1063

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться