Правительство РФ подготовило законопроект о присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.
Проект федерального закона разработан в целях устранения пробелов в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством, в части удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и исключительной экономической зоне РФ.
18 мая 2007 года в Найроби (Кения) была принята Найробийская конвенция об удалении затонувших судов 2007 года, которая применяется к судам, затонувшим в исключительной экономической зоне государства. Государство–участник может распространить применение конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море. Конвенция вступила в силу с 14 апреля 2015 года.
Существенным положением конвенции является обязанность договаривающихся государств требовать страхования ответственности не только от собственников судов, плавающих под флагом этих государств, но и от всех прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств.
Для защиты интересов РФ законопроект содержит оговорку, которая предусматривает отказ РФ считать себя связанной положениями пунктов 2 и 3 статьи 15 конвенции (обязательные процедуры разрешения споров).
Применение предусмотренного конвенцией универсального механизма страхования ответственности в части удаления затонувших судов позволит:
• обеспечить финансирование работ, необходимых для осуществления удаления затонувшего имущества собственником этого имущества или администрациями морских портов;
• требовать от всех иностранных судов, заходящих в российские воды, выполнения положений конвенции;
• не вводить дублирующее национальное регулирование, что в свою очередь позволит не снижать конкурентные преимущества российских судов и судовладельцев.
Неучастие Российской Федерации в конвенции создает ситуацию, когда российские суда, совершающие международные рейсы, обязаны выполнять положения конвенции при заходе в воды стран – участниц конвенции (это в том числе Бельгия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Иран, Малайзия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Сингапур, Швеция и Великобритания), но не могут получить в России предусмотренное конвенцией свидетельство, а иностранные суда, заходящие в российские воды, под аналогичные требования не подпадают.
Таким образом, выполняя требования конвенции в иностранных водах, Российская Федерация в своих морских водах не пользуется преимуществами, которые получает государство – участник конвенции.
Присоединение к конвенции отвечает российским интересам.