Профессионалы отрасли собрались в северной столице, чтобы обсудить вопросы развития водного транспорта и судостроения
В Санкт-Петербурге состоялись два знаковых для транспортной отрасли события — XVI Международная выставка и конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА-2021» и XVI Международный форум по развитию транспортных коридоров «TRANSTEC-2021». Мероприятия объединила не только ставшая уже легендарной дискуссионная площадка — КВЦ «Экспофорум», но и лейтмотив обсуждений, главный вызов современности — многогранное сотрудничество при освоении Мирового океана и развитие водного транспорта, как наиболее экологичного, ради сохранения планеты.
Более 100 российских и зарубежных компаний приняли участие в «НЕВЕ-2021». Более 10 национальных павильонов из Кореи, Японии, Франции, Испании, Голландии и других стран приняли посетителей в этом году. В официальной церемонии открытия и пленарной сессии приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Алексей Рахманов, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих, генеральный директор ФАУ «Российский регистр судоходства» Константин Пальников, генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.
«TRANSTEC-2021» торжественно открыли заместитель госсекретаря министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис, чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Казем Джалали и генеральный директор АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Алексей Петров.
Поставленная Правительством РФ задача по ускорению развития водного транспорта задала тон обсуждению вопросов, связанных с ВВТ, в рамках нескольких сессий, «круглых столов» и других форматов общения на форумах.
Реализация разработанной Минтрансом России Концепции развития внутреннего водного транспорта (ВВТ), основные подходы которой были одобрены правительственной комиссией по транспорту, позволит России увеличить объем перевозок грузов по внутренним водным путям на 65%, пассажиров — на 73% и к 2030 году повысить долю ВВТ в общем грузообороте страны с 2 до 4,4%. Об этом сообщил Александр Пошивай.
Также он подчеркнул, что цель концепции — создание на базе внутренних водных путей конкурентоспособной транспортной системы для перевозки массовых и крупногабаритных грузов, обеспечение регулярного пассажирского сообщения в субъектах федерации. Планируемый результат позволит обеспечить интеграцию всех видов транспорта в единую опорную сеть, обеспечивающую устойчивую доставку грузов и пассажиров. Реализацию концепции предлагается осуществлять в два этапа. Первый этап — 2021–2024 годы, второй — 2021–2030 годы и далее до 2035 года. Согласно документу на так называемой Южной подкове навигацию планируется увеличить до 9 месяцев в году на первом этапе, а затем перейти практически к круглогодичной навигации (11 месяцев). Также необходима замена почти 40% технического флота, строительство новых пассажирских, грузовых судов, в том числе на альтернативных источниках энергии, строительство новых гидроузлов.
Заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов отметил, что совокупная потребность в судах технического флота в России в 2025-2030 годах составит более 800 единиц. Наиболее востребованными будут дноуглубительные суда с шаландами и мотозавознями, обстановочный флот, баржи-площадки и буксиры-толкачи. Выбор приоритетов в проектировании и строительстве судов технического флота, по его словам, определят бассейновые администрации: в первую очередь замена необходима судам, которые к 2025 году будут списаны и выйдут из рабочего ядра, но без которых не обойтись в навигационный период 2025–2030 годов.
Ключевым совместным мероприятием «НЕВЫ» и «TRANSTEC» стала стратегическая сессия «Международное, техническое и научное сотрудничество для обеспечения устойчивого судоходства и развития транзита в Арктике». На ней обсуждались новейшие мировые и российские тенденции судостроения и проектирования для Арктики, технологии безопасности судоходства в арктических условиях, вопросы обслуживания, модернизации и ремонта судов, развитие инфраструктуры Северного морского пути, влияние изменяющегося климата на развитие устойчивого судоходства, новые виды топлива для Арктики и многое другое.
Подробнее о событиях «НЕВЫ» и «TRANSTEC» — в ближайших номерах «ТР».
Инга ДМИТРИЕВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Свежий ветер с «Невы» можно прочитать в №40 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.