Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ
В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Обсудили развитие и укрепление позиции России в Арктике

На 509-м заседании Совета Федерации в ходе «правительственного часа» на тему «О реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации» выступил заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Он напомнил, что за прошедшие 2,5 года была создана законодательная база для повышения инвестиционной привлекательности АЗ РФ, разработаны и приняты Основы государственной политики России в АЗ РФ, Стратегия развития АЗ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, правительственный план по развитию инфраструктуры СМП до 2035 года, приняты шесть федеральных законов и 40 подзаконных актов, направленных на социально-экономическое развитие Арктики и создание преференциальных режимов.

Система преференций включает четыре вида экономической деятельности.

Вся территория АЗ РФ — это свободная экономическая зона, на которой используются инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов. Созданы ТОР «Столица Арктики» и ТОР «Чукотка».

Используются механизмы субсидирования строительства инфраструктуры для инвестиционных проектов (30% от общего объема заявленных инвестиций).

Таможенные преференции в рамках свободной таможенной зоны освобождают резидентов от таможенных пошлин и НДС при размещении и использовании товаров в пределах свободной экономической зоны.

Преференции для грузоотправителей при транспортировке грузов по СМП для стимулирования экспортного грузопотока — НДС 0% на перевозку грузов за пределы РФ морским транспортом, а также услуги по ледокольной проводке морских судов, осуществляющих перевозку грузов за пределы РФ.

По словам Юрия Трутнева, с 2020 года в новых преференциальных режимах Арктики начали реализовываться первые инвестиционные проекты, их сегодня порядка 300. Объем инвестиций по соглашениям составляет 1,1 трлн руб., необходимая господдержка — 94 млрд руб., планируемые рабочие места — 27 тыс.

Большая часть этих проектов осуществляется на безлюдных территориях, где нет никакой инфраструктуры. Например, для освоения Баимской рудной зоны на Чукотке — крупнейшей в мире по запасам золота и меди — необходимо построить морской терминал и автомобильную дорогу. Для обеспечения этого проекта электроэнергией в районе морского порта Певек будет размещена плавучая атомная станция, а для транспортировки электроэнергии — построена линия электропередачи. «Запуск проекта приведет к удвоению бюджета ЧАО и качественным изменениям в структуре его экономики. Практически это будет уже другая Чукотка», — заявил Юрий Трутнев.

Безусловно, системным условием реализации большинства проектов в АЗ РФ является развитие СМП. «По сути, он «сшивает» российский Север, — подчеркнул Юрий Трутнев. — Стратегическая задача — создание на базе СМП нового конкурентоспособного глобального транспортного коридора».

Очевидно, что для достижения реальной конкуренции с Суэцким каналом необходимо строить ледоколы, грузовой флот высокого арктического класса, гидрографический флот, создавать Арктическую спутниковую группировку (связь, Интернет, метеорология, радиолокация льда), модернизировать транспортную и портовую инфраструктуру, развивать спасательную систему, улучшать качество жизни людей в населенных пунктах по всей трассе СМП.

На сегодняшний день проводку кораблей на СМП осуществляют пять атомных ледоколов. К 2026 году будут введены в эксплуатацию еще четыре атомных ледокола проекта 22220, к 2027 году — первый ледокол проекта «Лидер». К середине 2022 года планируется разработка технического задания на проектирование и строительство четырех СПГ-ледоколов. Грузовой флот ледового класса к 2030 году будет увеличен более чем в три раза. Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза.

В рамках космической программы России до 2025 года будут запущены три радиолокационных спутника для осуществления контроля за ледовой обстановкой, один спутник метеорологического мониторинга, четыре космических аппарата для обеспечения пользователей АЗ РФ спутниковой связью и сетью Интернет.

На трассе СМП расположены 18 портов. Три из них — Мурманск, Певек, Архангельск — модернизируются, до 2024 года будут модернизированы еще четыре порта. Ведется строительство терминала «Енисей», порта «Бухта Север», терминала «Утренний». После их ввода в эксплуатацию к 2024 году суммарный грузооборот портов СМП составит 85 млн тонн.

Для эффективного использования СМП необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру. Развитие Мурманского транспортного узла, реализация проектов СШХ-1, СШХ-2 позволит соединить порты СМП с системой железных дорог России.

Новым этапом в развитии СМП станет запуск в 2022 году регулярных контейнерных перевозок, которые обеспечат доставку рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть страны. В 2023-2024 годах начнется круглогодичная навигация в высоких широтах.

«Главная цель работы Правительства РФ — создание комфортных условий для жизни и работы людей в Арктике», — заявил Юрий Трутнев. В частности, особое значение для живущих в Арктике имеет авиационное сообщение. В АЗ расположены 39 аэропортов, 10 из них (каждый четвертый аэродром) будут модернизированы до 2027 года.

Отвечая на вопросы сенаторов, Юрий Трутнев рассказал о проекте строительства подвесной дороги, связывающей аэропорт и столицу ЧАО город Анадырь. Там очень интересная транспортная схема: Анадырь и аэропорт расположены на разных берегах Анадырского лимана. Для связи города с аэропортом круглогодично осуществляются вертолетные рейсы, в зимнее время действует ледовая переправа, летом курсируют катера, маломерные суда. Идею строительства подвесной дороги предложил губернатор ЧАО Роман Копин, и Юрий Трутнев ее поддержал: «Я обещал найти средства для реализации этого проекта». В ближайшее время соответствующая заявка будет внесена региональными властями для рассмотрения в Минвостокразвития РФ.

Поднятый сенатором от Якутии Александром Акимовым вопрос о необходимости поддержки и развития малой авиации был поддержан Валентиной Матвиенко, которая поручила Комитету по экономической политике подготовить и провести парламентские слушания на эту тему.

В мае 2021 года к России перешел пост председателя в Арктическом совете. Председательство России в 2021-2023 годах будет направлено на развитие сотрудничества со странами — участниками межправительственного форума, запланировано проведение 116 мероприятий по всем направлениям, в том числе связанным с развитием инфраструктуры и судоходства.

В апреле 2022 года пройдет Международный арктический форум «Арктика — территория диалога», в котором планируется участие Президента РФ Владимира Путина. «Нам необходимо проявлять активность в Арктике, развивать и укреплять свои позиции как лидирующей арктической державы, чтобы Арктика всегда продолжала оставаться российской, — заявил полпред Президента РФ в ДФО. — Ближайшая цель: к 2024 году количество проектов в Арктике, реализуемых с государственной поддержкой, должно быть не менее 320; объем фактических частных инвестиций с государственной поддержкой — 176 млрд руб., объем планируемых частных инвестиций — 1,8 трлн руб., количество созданных рабочих мест — 30 тыс., средняя заработная плата — 112 тыс. руб.».

«Дальний Восток и Арктика — один из важнейших приоритетов государства, необходимо создавать условия для ускоренного развития Дальнего Востока и Арктики на межведомственном уровне, создавать новые мощные точки роста экономики. Мы видим, как растет конкуренция, и мы не имеем права потерять лидерство в Арктике, ослабить свое влияние. Уровень бюджетной обеспеченности целого ряда арктических субъектов существенно ниже, чем в европейской части. На этом фоне идет отток населения. Поэтому решение проблем АЗ РФ — это ответственность не только профильного министерства, но и правительства в целом и Федерального Собрания», — сказала, завершая дискуссию, председатель СФ и призвала всех участников к активной работе.

По итогам «правительственного часа» будет принято постановление Совета Федерации «О реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации», куда войдут основные предложения сенаторов и субъектов РФ.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»

Фото ia41.ru



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться