Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ
В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Эксперты обсудили потенциал флота и береговой инфраструктуры Севморпути

Состоялось заседание рабочей группы по вопросам энергетики, инфраструктуры и экологии Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ. Мероприятие провел заместитель председателя совета, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

На заседании обсуждалась тема «Северный морской путь — национальная транспортная артерия России: развитие потенциала флота и береговой инфраструктуры».

Как подчеркнул Анатолий Широков, почти 20% территории нашей страны занимает Арктическая зона и развитие Северного морского пути как международного транспортного конкурентоспособного коридора будет способствовать решению задач социально-экономического развития арктических и дальневосточных регионов, повышению статуса России как крупнейшего логистического узла.

Основным конкурентным преимуществом России является то, что значительная часть маршрута СМП проходит по нашим внутренним морским водам, считает сенатор. «Но этим преимуществом необходимо грамотно воспользоваться, — утверждает он. — Для этого нужно модернизировать существующую и строить новую береговую инфраструктуру, увеличивать портовые мощности и развивать ледокольный флот».

По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал Северный морской путь имеет очевидные преимущества по длине, срокам и безопасности транспортировки грузов. Однако крупные грузоотправители пока не рассматривают его в качестве приоритетного. Основными сдерживающими факторами являются нерегулярность перевозок, высокие тарифы на проводки и ставки портовых сборов, низкое качество портовой инфраструктуры. Например, в порты Нарьян-Мара и Диксона более 45 лет никто не вкладывал средств, в порту Тикси износ оборудования составляет 90%, производственные мощности используются менее чем на 3-5%.

В настоящее время государством предпринимаются значительные усилия по модернизации портовой инфраструктуры в Арктическом бассейне. На линии СМП расположены 18 портов, активные работы по модернизации идут в портах Мурманска, Архангельска, Певека, до 2024 года будут модернизированы еще четыре порта. Ведется строительство терминала «Енисей», порта «Бухта Север», терминала «Утренний». После их ввода в эксплуатацию в 2024 году суммарный грузооборот портов СМП составит 85 млн тонн, к 2030 году — 115 млн тонн.

Ежегодно растет объем перевозок по СМП, за последние пять лет он увеличился практически в три раза: в 2020 году — 30 млн тонн, к 2024 году — до 80 млн тонн. По мнению Анатолия Широкова, необходимо наращивать темпы по созданию и модернизации береговой инфраструктуры, оснащению портов новейшим оборудованием, решить вопрос об установлении конкурентных ставок портовых сборов, воссоздать метеорологическую службу в Арктике и целостную систему обеспечения безопасности и спасения.

Поэтапное развитие инфраструктуры СМП до 2035 года предполагает: 1-й этап (2019-2024 годы) — достижение грузооборота в 80 млн тонн в западном секторе Арктики; 2-й этап (2025-2030 годы) — организация круглогодичного судоходства на всей акватории СМП; 3-й этап (2031-2035 годы) — формирование транзитного конкурентоспособного мультимодального транспортного коридора на базе СМП.

Полномасштабное развитие проектов и инфраструктуры позволит реализовать базовый сценарий круглогодичного грузопотока по СМП — 150 млн тонн к 2030 году, включая экспорт продукции арктических проектов — 110 млн тонн, большой каботаж — 10 млн тонн, международный транзит — 30 млн тонн.

По словам директора департамента развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Сослана Абисалова, за 9 месяцев 2021 года по трассам СМП перевезены 24,2 млн тонн грузов, что на 3,5% больше аналогичного периода прошлого года. Администрация СМП выдала на 15% больше разрешений на плавание, чем за 9 месяцев прошлого года, в том числе 144 судам под иностранным флагом. Транзитные перевозки по СМП составили 1,4 млн тонн.

«Основой реализации стратегии СМП должно стать функционирование регулярной контейнерной линии, — заявил Сослан Абисалов. — Сов-

местно с Росатомом готовим технико-экономическое обоснование создания арктической контейнерной транзитной линии, что предполагает строительство судов-контейнеровозов ледового класса не ниже Аrc 7, развитие портовой инфраструктуры в точках входа и выхода для перегруза на суда неледового класса, формирование грузовой базы проекта. Кроме того что путь через СМП гораздо быстрее, наш фрахт должен быть на 10-15% дешевле. Важно, чтобы на начальном этапе государство гарантировало безубыточную деятельность оператора».

Этот логистический сервис планируется развивать в два этапа. До 2025 года будет запущен пилотный проект, после чего начнется полномасштабная эксплуатация, которая будет предусматривать увеличение провозной способности флота за счет строительства новых судов повышенной вместимости, увеличения пропускной способности портов-хабов.

Чтобы раскатать маршрут и показать преимущества регулярных контейнерных перевозок по СМП, начиная с 2022 года, будет организован регулярный каботажный рейс лихтеровоза «Севморпуть», планируется ежегодное осуществление 2-3 круговых рейсов в летнюю навигацию по маршруту Владивосток — Санкт-Петербург с обязательным заходом в Мурманск и Петропавловск-Камчатский. Первый рейс намечен на 10 июня 2022 года.

Как сказал заместитель директора дирекции Северного морского пути — директор департамента развития СМП и прибрежных территорий Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, для решения поставленных масштабных задач необходимо предпринять большие усилия по пяти направлениям: развитие спутниковой группировки (особенно это важно для восточной части СМП, где необходимо предоставление спутниковых снимков хотя бы один раз в сутки); разработка цифровых сервисов СМП (создание Единой платформы цифровых сервисов, включая экологический мониторинг, одно «окно» цифровых сервисов, маршрутизацию грузов, безопасность судоходства); решение проблем энергообеспечения; развитие портовой инфраструктуры; строительство 78 судов: 13 атомных ледоколов, 19 судов аварийно-спасательного флота, 38 грузовых судов, 8 арктических контейнеровозов.

Важнейшая задача — гидрографические исследования в акватории СМП. До 2025 года будут промеряны 425 тыс. пр. км, чтобы предложить капитанам судов несколько рекомендованных маршрутов для безопасного мореплавания.

По словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Бориса Кабакова, в РФ действуют более 100 крупных заводов и судоремонтных предприятий, поэтому наша страна имеет все технические возможности для строительства любых типов судов и объектов морской техники.

В 2020 году завершено строительство 119 различных судов, как гражданских, так и военных, что на 23% превышает значение данного показателя в 2019 году. В рамках КПМИ запланировано строительство 30 судов. Из них законтрактованы 19 судов, включая атомный ледокол «Лидер». Реализуется ряд инвестиционных проектов по созданию новых судостроительных мощностей. «До 2035 года разработан сводный перспективный план потребности в гражданских судах и морской технике, в котором аккумулированы запросы свыше 150 российских заказчиков на строительство более 1000 судов различного назначения в период с 2021 по 2035 год общей стоимостью 5,5 трлн руб. Для реализации этого плана предлагается привлечь 76 предприятий из разных регионов страны. Вместе с ГТЛК защищаем инвестиционный проект по привлечению 108 млрд руб. ФНБ для строительства 318 судов различного назначения до 2030 года, в том числе флота для Арктики», — заключил Борис Кабаков.

Заместитель директора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский обратил внимание на проблему дегазации в Арктике. Ученые в течение нескольких лет исследуют обширную зону выхода газов в море Лаптевых, которая может представлять опасность для мореплавания. Одномоментно выбросы газа могут достигать 100-200 тыс. м3. Если во время выброса газа суда даже с большим водоизмещением окажутся в эпицентре выброса газа, они мгновенно затонут. Поэтому в целях повышения безопасности транспортировки необходимо корректировать маршруты.

По итогам обсуждения рабочая группа подготовит предложения, направленные на дальнейшее развитие потенциала флота и береговой инфраструктуры Северного морского пути.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

2465

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться