В Санкт-Петербурге состоялся XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее»
За прошедшие десять лет форум стал авторитетной международной площадкой для обсуждения проблем развития и освоения Арктического региона, объединив представителей власти, науки, бизнеса, гражданского общества. Организатором мероприятия выступила МОО «Ассоциация полярников» при поддержке и участии обеих палат Федерального собрания и Правительства РФ.
Ключевые темы арктической повестки — социальное благополучие живущих там людей, транспортная доступность, обеспечение безопасности, развитие туризма, сохранение экологии, привлечение инвестиций и применение инновационных технологий в Арктической зоне.
В этом году деловая программа форума, в котором приняли участие более 2,5 тыс. делегатов из 40 регионов России, включала четыре раздела: «Глобальный арктический диалог», «Арктика для человека», «Сохранение экосистемы и декарбонизация», «Трансфер знаний и технологий».
На пленарных заседаниях и дискуссионных площадках участники мероприятия обсудили цели и основные направления государственной и социальной политики РФ в Арктике, затронули вопросы экономики, инфраструктуры, науки и технологий, экологии, международного сотрудничества, обеспечения комплексной безопасности Арктического региона. Также были подведены итоги председательства России в Арктическом совете за 2021 год. За время проведения мероприятия в очном и заочном формате на сессиях выступили более 400 спикеров.
На экспозиционной площадке XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» была развернута масштабная выставка решений для современной Арктики: товары и услуги для инфраструктурного развития и строительства, транспортного обеспечения, судостроения, финансового сектора, цифровых технологий, оборудования, для разработки и эксплуатации месторождений, связи, научных исследований, подготовки кадров и здравоохранения.
Пленарное заседание «Арктика в центре внимания: государственная политика и общественный интерес» открыл президент Ассоциации полярников, специальный представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, который обратил внимание на большой общественный интерес к арктической повестке как в России, так и за рубежом. И это неудивительно. Российская Арктика — это самая развитая часть Заполярья в мире, ценнейшая геостратегическая территория с богатейшими запасами полезных ископаемых. Ресурсная база Арктической зоны РФ — 2,7 млрд тонн газового конденсата, 55 трлн м3 природного газа, 7,3 млрд тонн нефти. Здесь формируется пятая часть экспорта страны. Арктика рассматривается как территория опережающего развития, становится основным экономическим хребтом страны.
Экономический потенциал территории и ее стратегическое значение требуют особого государственного подхода к развитию макрорегиона. В Арктической зоне находятся девять субъектов, 72 муниципалитета, из десяти городов за полярным кругом с населением более 100 тыс. человек шесть расположены в РФ.
В последнее время приняты шесть федеральных законов, более 40 подзаконных актов. Ключевые документы — Указ Президента РФ «Об Основах государственной политики в Арктике на период до 2035 года», Стратегия развития РФ в Арктической зоне до 2035 года и план мероприятий по ее реализации.
По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, с 2020 года в Арктической зоне реализуются более 300 новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 1 трлн 100 млрд руб.
Главная цель — повышение качества жизни людей, создание в Арктике комфортных условий. Особое значение имеет обеспечение доступности территорий, прежде всего за счет развития полярной авиации. В Арктической зоне 39 аэропортов, к 2027 году будет модернизирован каждый четвертый аэродром.
К 2024 году должны быть реализованы не менее 320 проектов при государственной поддержке с планируемым общим объемом инвестиций 1,8 трлн руб., из которых фактические инвестиции — не менее 176 млрд руб., будут созданы не менее 30 тыс. рабочих мест, средняя заработная плата в Арктической зоне вырастет до 112 тыс. руб.
К 2035 году предполагаются повышение заработной платы не менее чем в 2,5 раза, создание 200 тыс. новых рабочих мест, увеличение продолжительности жизни не менее чем на 10 лет.
Развитие российской Арктики невозможно представить без Северного морского пути.
Этапы развития инфраструктуры СМП на период до 2035 года предполагают:
• 2019–2024 годы — достижение грузооборота 80 млн тонн в западном секторе Арктики;
• 2025–2030 годы — организация круглогодичного судоходства на всей акватории СМП и достижение грузооборота 150 млн тонн;
• 2031–2035 годы — формирование транзитного конкурентоспособного мультимодального транспортного коридора на базе СМП с грузооборотом 250 млн тонн.
Председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов проинформировал, что депутаты возьмут на парламентский контроль обеспечение проектов по развитию Северного морского пути необходимым финансированием. «Для эффективного решения задачи развития Севморпути требуется решить ряд организационных, управленческих и правовых вопросов. Несмотря на очевидные преимущества СМП, этот маршрут пока не рассматривается крупными компаниями в качестве приоритетного. Основными сдерживающими факторами являются: нерегулярность перевозок, высокие тарифы на проводки, низкое качество портовой инфраструктуры. Планируем создать в комитете рабочую группу, которая будет заниматься вопросами законодательного обеспечения развития Арктической зоны РФ, в том числе развития транспортных связей регионов Арктики и Дальнего Востока», — сказал парламентарий.
«Если мы хотим развивать перевозки СПГ по Севморпути, нужно думать о создании регулярного круглогодичного судоходства, чтобы иметь возможность обеспечить ледокольную проводку газовозов каждые 36 часов, — заявил заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. — Значительную часть пути суда высокого арктического класса могут преодолевать самостоятельно, однако в районе о. Врангеля, Новосибирских островов и пролива Вилькицкого без ледокольного сопровождения не обойтись. Также ледоколы нужны в районе Карского моря. Сегодня не хватает как минимум шести ледоколов. Необходимо наращивать группировку ледокольного флота. Для проводки крупнотоннажных судов нужны ледоколы с мощностью более 40 МВт. Россия для обеспечения круглогодичной работы Северного морского пути к 2030 году должна иметь в эксплуатации 12-14 ледоколов».
По словам Вячеслава Рукши, из четырех действующих ледоколов три ледокола — «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» — будут скоро выведены из эксплуатации в связи с их возрастом. С учетом продления ресурса реакторных установок атомных ледоколов «Вайгач» планируется вывести в 2026 году, «Таймыр» — в 2027 году, «Ямал» — в 2028 году. Атомный ледокол «50 лет Победы» должен прослужить до 2039 года.
Круглогодичную навигацию по Северному морскому пути способны обеспечить ледоколы нового поколения:
• универсальный атомный ледокол проекта 22220 пропульсивной мощностью 60 МВт. Предельная толщина сплошного ровного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности и при осадке по КВЛ составляет 2,9-3,0 м;
• атомный турбоэлектрический ледокол проекта 10510 пропульсивной мощностью 120 МВт. Предельная толщина сплошного ровного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности и при осадке по КВЛ составляет 4,1 м. Лед толщиной в 2 м преодолевает со скоростью 10 узлов;
• линейный ледокол проекта Aker ARC 123 пропульсивной мощностью 40 МВт. Способен двигаться в сплошном льду толщиной 2,85 м при постоянной скорости 2 узла.
По информации отдела коммуникаций ФГУП «Атомфлот», в период с 1 июля по 30 ноября 2021 года атомоходами Росатомфлота обеспечены 111 ледокольных проводок (для сравнения: за аналогичный период в 2020 году — 66). Общая валовая вместимость судов составила 2,1 млн тонн (в 2020 году — 1,1 млн тонн). В восточном направлении обеспечены 62 проводки, в западном — 49. Ключевым грузом летне-осенней навигации стал железорудный концентрат (0,5 млн тонн). Также в эту навигацию предприятие обеспечило 86 транзитных рейсов (в прошлом году — 65).
31 августа 2020 года ФГУП «Атомфлот» введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система управления Штаба морских операций. Данный комплекс программного обеспечения и технических средств позволяет осуществлять организацию судоходства, мониторинг ледовой и навигационной обстановки, сбор и анализ гидрометеорологических данных.
«Несмотря на то, что современные климатические условия в морской Арктике характеризуются повышением температуры воздуха во все сезоны и в среднем за год, тем не менее и в летний сезон для обеспечения безопасности судоходства потребуется ледокольная проводка», — заметил заместитель директора ААНИИ Росгидромета Игорь Ашик. По оценкам ученых, продолжительность безледокольного плавания может увеличиться к концу столетия на 7 недель. Но даже в самый «легкий» год акватория арктических морей будет свободна ото льда только с августа по октябрь.
В Арктической зоне расположены 11 морских портов, их развитие идет в рамках федерального проекта «Развитие морских портов» и КПМИ, что позволяет решить вопрос увеличения портовых мощностей. Большая часть проектов реализуется частными инвесторами без привлечения средств федерального бюджета, подчеркнул заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов. Прирост портовых мощностей в Арктическом бассейне составит более 60 млн тонн.
Ключевыми проектами развития морской портовой инфраструктуры Арктического бассейна являются: строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области; комплексное развитие Мурманского транспортного узла, комплекс перегрузки угля «Лавна»; строительство терминала по производству СПГ «Утренний»; морской терминал в бухте «Север» для отгрузки нефти; морской угольный терминал на базе Сырадасайского угольного месторождения; реконструкция морского порта Беринговский для увеличения перевалки угля.
Росморречфлот обеспечивает комплекс аварийно-спасательной готовности в Арктике. В настоящее время в составе флота базируются 36 судов в Диксоне, Тикси, Певеке, бухте Провидения. Созданы и функционируют пункты передового базирования, которые оснащены оборудованием первого броска для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В рамках Госпрограммы «Развитие транспортной системы» в ближайшие годы будут построены новые суда для Морспасслужбы. В настоящее время заключены госконтракты на строительство 15 судов, в 2022 году будет законтрактовано еще одно судно. Федеральным проектом «Развитие Севморпути» на период 2025-2030 годов запланированы мероприятия по созданию современной базы обслуживания флота в Мурманске и строительство баз в Певеке, Тикси и Диксоне.
«Анализ работы судов в акватории СМП выявил ряд недостатков, — сказал Константин Анисимов. — Необходимо повысить качество связи для обеспечения требуемого уровня безопасности мореплавания, повысить эффективность поисково-спасательных операций в сложных ледовых условиях, обеспечить своевременное оказание медицинской помощи членам экипажей судов. В целях создания безопасных условий плавания, обеспечения ритмичных грузоперевозок в зимне-весенний период в восточном направлении необходимо продолжить практику выполнения экспериментальных рейсов в наиболее сложный по ледовым условиям период — февраль — май. Такие рейсы позволяют определить наиболее точно потребность в ледокольном флоте, оценить состояние систем гидрографического, гидрометеорологического и поисково-спасательного обеспечения, совершенствовать тактику ледокольной проводки крупнотоннажных судов в ледовых условиях».
Очевидно, современные реалии развития арктического судостроения для обеспечения круглогодичной навигации крупнотоннажных судов и появление на акватории морских нефтегазопромысловых установок предъявляют повышенные требования к подготовке кадров. Плавание судна в таких условиях требует наличия особых компетенций и навыков у экипажа. О подготовке и повышении квалификации плавсостава для эффективной работы в северных широтах рассказал ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.
Университет накопил значительный опыт подготовки специалистов для работы в Арктике, а также уникальные компетенции и ресурсную базу, позволяющие готовить кадры для различных полярных проектов.
Более 300 выпускников программ высшего образования (четверть общего числа выпускаемых специалистов) специализируются на работе в северных широтах.
Подготовку и переподготовку по программам дополнительного профессионального образования для работы в северных широтах прошли более 2 тыс. судоводителей и судомехаников.
Реализуются более 10 проектов международного сотрудничества по экспертной и научной линии, в том числе в целях трудоустройства выпускников вуза в ведущие судоходные компании мира.
Итогом работы XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» стала резолюция, где аккумулированы инициативы участников. Документ будет направлен в профильные органы власти для совершенствования законодательства и государственного регулирования в сфере устойчивого развития Арктики.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.