Как обстоят дела с развитием этого уникального транспортного коридора
Северный морской путь – точка пересечения многочисленных интересов. Этот стратегически важный транспортный коридор способен держать на себе экономику многих регионов, обладает мощным геополитическим влиянием и позволяет России занимать лидирующие позиции в борьбе за богатейшие ресурсы Арктики. В общей сложности на развитие СМП до 2024 года заложено более 711,3 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников.
Кратчайший путь
По расчетам экспертов, используя Северный морской путь, можно на 10–30% сократить время в пути из крупнейших портов Азии в Европу. Но есть проблемы с портами, сложности с подъездами к ним, которые недостаточно обустроены.
До 2024 года должен быть реализован ряд мероприятий по развитию портовой инфраструктуры Северного морского пути, в том числе построен терминал сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта, включая подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания, а также реконструирован судоходный подходный канал к порту. Это, как предусматривает федеральный проект «Северный морской путь», позволит увеличить мощность российских морских портов на 21,6 млн тонн.
За счет активного освоения минерально–сырьевых центров будут интенсивно расти грузоперевозки по Северному морскому пути, а значит, будет развиваться его инфраструктура. В ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по Северному морскому пути будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей. Именно удовлетворение их потребностей в ледоколах, навигации и связи, безопасности мореплавания создаст базу для круглогодичного прохождения судов по СМП. А это самое необходимое условие для переключения на Северный морской путь международных грузов. Стратегической задачей является превращение Северного морского пути в международный универсальный транспортный коридор, который позволит реализовать его преимущества в расстояниях и сроках.
С появлением современных портов по Северному морскому пути могут пойти также экспортные поставки, которые сейчас обходят Северный морской путь стороной из–за непредсказуемых ледовых условий.
«Теоретически этот морской путь может быть использован для экспорта в Азию сельхозпродукции, скажем, из Сибири», – отмечает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. По рекам Иртыш и Обь эта продукция могла бы доставляться до Северного Ледовитого океана, а далее в Азию.
Целевая задача по развитию Северного морского пути сформулирована Президентом России предельно четко – к 2024 году довести грузопоток на этом направлении до 80 млн тонн в год. Развитие пойдет прежде всего за счет проектов российских компаний в Арктике.
Новым серьезным шагом в развитии Северного морского пути стало введение в эксплуатацию в конце 2017 года объектов проекта «Ямал СПГ» и последовавшее за ним включение проекта развития Северного морского пути в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года с общим объемом финансирования 587 млрд руб. в течение 5 лет действия программ плана.
Особенности инфраструктуры и флота
Основные перевозки в акватории Северного морского пути связаны с обеспечением экспорта добываемых в Арктической зоне ресурсов и «северным завозом».
Акватория Северного морского пути разделена на 7 зон. В зависимости от ледового класса судна, периода навигации и погодных условий ледокольная проводка может потребоваться либо на отдельных участках, либо на всем протяжении пути. Необходимость ледокольной проводки создает два ключевых ограничения: скорость движения и зависимость от ледокольного флота.
Максимальная скорость судов в летний период, с июля по октябрь, при оптимальных погодных условиях и легкой ледовой обстановке с ледовитостью менее 15% может составлять 17–19 узлов. Однако в зимний период, с ноября по июнь, и при тяжелой ледовой обстановке, скорость может снижаться до 6 узлов, а иногда до нуля, создавая вынужденный простой.
Суровый климат Крайнего Севера накладывает ограничения и на допустимые к перевозкам грузы. Средняя температура в зимние месяцы составляет –30°C с перепадами температуры от –43°C до –26°C. В период летней навигации температура воздуха составляет около 0°C. Такие погодные условия могут оказаться не подходящими для электроники, пластиков, некоторых типов продуктов питания, химической продукции. Теоретически в отдельные периоды возможна перевозка чувствительных товаров в рефконтейнерах, однако это существенно увеличивает стоимость перевозки.
Сложности и ограничения возникают не только с перевозимыми грузами, но и с эксплуатацией флота. В условиях, когда есть вероятность обледенения судна, при возникновении которого требуется выполнение сложных ледокольных операций, включающих колку льда кормой ледокола, риски для флота и экипажа возрастают. Аварийно–спасательные операции на Северном морском пути из–за льдов и низкой температуры воздуха и воды осложнены: экипаж и груз подвергаются большей опасности в случае непредвиденных ситуаций в пути, чем на маршруте через Суэцкий канал.
Развитие регулярной круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути требует создания достаточной инфраструктуры для обеспечения эффективного использования флота, включая организацию ремонтного сервиса, информационной системы для управления флотом на основе мониторинга ледовой обстановки, инфраструктуру для работы с экологическими рисками, связанными с использованием атомных ледоколов и работой в условиях Крайнего Севера.
На сегодняшний день для обеспечения проводок по СМП используется 8 ледоколов, некоторые из них могут в ближайшие годы выработать свой ресурс. Вместе с тем в период с 2022 по 2026 год предполагается строительство 12 ледоколов. Наибольшие ожидания связаны с реализацией проекта атомного ледокола «Лидер». Строительство запланировано на 2021–2025 годы, ввод в эксплуатацию – на 2029–2035 годы. «Лидер» предполагают задействовать на самых сложных участках Севморпути, ледоколы этого проекта смогут преодолевать сплошные льды толщиной более 4 метров и образовывать судоходный канал шириной до 50 метров.
Круглогодичная навигация по Северному морскому пути невозможна без развития ледокольного флота, его расширения, модернизации и строительства новых типов ледоколов. С учетом списания действующих ледоколов и времени, необходимого на разработку и строительство ледоколов нового типа, не говоря уже о своевременном финансировании, увеличение мощностей ледокольного флота становится непростой задачей.
В то же время существует сложность с проходимостью иностранными грузовыми судами участков с малыми глубинами. В акватории Северного морского пути использование контейнеровозов, имеющих большие размеры, ограничено глубинами и осадкой судов. Отечественные нефтяные танкеры, работающие на СМП, по своим габаритам существенно отличаются от танкеров мирового флота. Вот почему поиск глубоководных маршрутов для нефтяных танкеров и контейнеровозов представляет собой важнейшую практическую задачу. В ближайшее время планируется значительный рост объема грузоперевозок в Карском море, связанный с расширением грузовой базы, строятся новые порты, проводятся дноуглубительные работы, проектируются и осваиваются новые судоходные маршруты. Проводимые мероприятия сопровождаются увеличением интенсивности движения транспортных судов в Западном секторе акватории Северного морского пути. В перспективе развитие СМП будет связано не только с развитием судоходства и инфраструктуры Карского моря, но и с развитием судоходства в море Лаптевых, Восточно–Сибирском и Чукотском морях. На пути развития Восточного сектора Северного морского пути встает множество задач, от успеха решения которых будет зависеть решение общей для Российской Федерации проблемы транспортной связанности арктической территории.
Отдельный разговор – портовая инфраструктура.
Порт Дудинка
Компания «Норильский никель» планирует модернизировать и расширить порт Дудинка. Этот порт является единственным в мире морским портом, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья. Эксплуатируется порт Дудинка одновременно как морской и речной. В 2012 году получил статус международного. Норникель инвестирует в развитие порта Дудинка до 26 млрд руб. Были закуплены для Заполярного транспортного филиала порта десять мобильных кранов Liebherr LHM–420. Шесть из них уже работают в порту, два крана в процессе сборки.
Новые краны изготавливаются в Германии и доставляются по Северному морскому пути в Дудинку. Монтируют их на месте, сборка производится специалистами фирмы Liebherr. Техника закуплена в рамках трехлетней программы обновления парка мобильных кранов, стартовавшей в 2019 году. Помимо кранов, работают экскаваторы, бульдозеры, перегружатели леса. Учитывая планы развития порта Дудинка, парк техники еще будет расширяться.
Первые мобильные краны немецкого производства были специально разработаны под нужды морского порта Дудинка. Данная техника обладает грузоподъемностью 64 тонны и может работать при температуре окружающего воздуха до –50°C. Отличительной чертой стало наличие самоходного шасси на пневмоколесном ходу. Благодаря ему техника может передвигаться по грузовым площадкам и дорогам самостоятельно, без подкрановых путей, работая от двигателя внутреннего сгорания. Это позволило сократить межнавигационную паузу работы порта, причалы которого ежегодно планово затапливаются водой. Задача порта Дудинка – как можно быстрее восстановиться и приступить к обработке грузов. Эти мобильные краны хороши тем, что, как только вода сходит, они спускаются и приступают к погрузо–разгрузочным работам.
В Заполярном транспортном филиале Норникеля принята масштабная программа технического перевооружения порта, которая, помимо закупки техники и оборудования, предусматривает дополнительное расширение инфраструктуры. В ее реализацию планируется инвестировать до 14 млрд руб., в том числе 8 млрд руб. на строительство двух морских и двух речных причалов, 3,5 млрд руб. – на приобретение пяти кранов и прочей перегрузочной техники и 3 млрд руб. – на развитие складской и бытовой инфраструктуры.
Также планируется увеличить пропускную способность порта для обработки грузов на 0,7–1 млн тонн в год, в том числе 0,3–0,5 млн тонн по морю, что потребует инвестиций в размере до 26 млрд руб. Логистические возможности Норникеля также откроют транспортный коридор для круглогодичной доставки грузов проекта «Восток Ойл».
Порт Сабетта
Морской порт Сабетта является ключевым объектом для развития транспортной системы Ямала и соседних регионов. Он имеет огромное значение для развития Северного морского пути и внутренних водных путей Обь–Иртышского бассейна – речники сыграли большую роль в начальный период строительства порта, используя свой богатый опыт в доставке грузов на необорудованный берег.
Порт включает в себя три участка. Первый – это участок, расположенный на западном берегу Обской губы в районе поселка Сабетта в устье реки Сабетта–Яха, где построен завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата (СГК).
Второй – это участок, расположенный на восточном берегу Обской губы, где начинается строительство завода СПГ и СГК.
Третий – это участок, расположенный на западном берегу Обской губы в районе мыса Каменный, где находится Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.
Перспективы развития Северного морского пути зависят от реализации еще одного транспортного проекта, железнодорожного – Северного широтного хода, магистрали Обская – Коротчаево, призванной соединить Свердловскую и Северную железные дороги.
При выводе магистрали до порта Сабетта откроется кратчайший выход на Северный морской путь для более чем 50 млн тонн потенциальных грузов из Поволжья, Урала, Сибири и всей России. Так что Сабетта имеет все шансы превратиться в порт, способный изменить мировые транспортные потоки.
Порт работает в круглосуточном режиме. Ежедневно проводится контроль за вахтенной службой судов, стоящих в порту.
В настоящее время закончено строительство ледозащитных сооружений, установлены и успешно функционируют средства навигационного оборудования. С начала августа по середину октября 2020 года на участке № 2 порта были проведены дноуглубительные работы. Несмотря на то, что проводился большой объем дноуглубительных работ, в порту на постоянной основе обеспечивался заход и выход судов к причалам для доставки грузов. Также дноуглубительные работы были проведены на морском канале в рамках проекта расширения морского канала, работы проводились ФГУП «Гидрографическое предприятие». Проведены дноуглубительные работы на подходном канале и на грузовых причалах № 1, 2, 3. Выполнено дноуглубление на причалах Межрегионтрубопроводстроя, но пока они не введены в эксплуатацию – находятся на стадии оформления документов. Также дноуглубление проведено на технологических причалах № 1 и № 2 для отгрузки СПГ.
Вместе с этим в порту ведутся подготовительные работы к строительству четвертой очереди производства СПГ, увеличиваются мощности завода «Ямал СПГ». Будут переоборудованы причалы № 5 и № 6 и создан технологический причал № 3 для отгрузки СПГ. Все это должно на треть увеличить объемы перевалки СПГ и, как следствие, количество судозаходов танкеров. Сабетта – порт молодой, уникальный, не имеющий аналогов в мире.
Порт Мурманск
Незамерзающий многофункциональный порт, благодаря которому возможен свободный выход в Мировой океан круглый год без ограничений по осадке принимаемых судов. В 2020 году в порту было обработано 56 млн 140 тыс. 800 тонн различных грузов. Порт постоянно прирастает новыми наземными и рейдовыми терминалами и перегрузочными комплексами. В частности, в Лавне ведется строительство угольного и нефтяного терминалов. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту экологического комплекса в районе причала № 20 в порту Мурманск. Комплекс позволит удовлетворить потребность в сборе и утилизации отходов с заходящих морских судов. В начале 2021 года введены в эксплуатацию три рейдовых причала временного рейдового перегрузочного комплекса для перевалки сжиженного природного газа в Кильдинском проливе. Проектная мощность комплекса (ВРПК СПГ) – 10,7 млн тонн.
На двух рейдовых причалах могут швартоваться газовозы типа «Ямалмакс» длиной 300 метров, шириной 50 метров и осадкой в грузу 13 метров. На третьем рейдовом причале будет установлено служебное судно длиной не более 100 метров, предназначенное для размещения персонала рейдового перегрузочного комплекса и контрольно–надзорных органов.
В дальнейшем, к 2023 году, компания НОВАТЭК планирует создать в бухте Ура перевалочный терминал для сжиженного природного газа. Кроме того, в Мурманской области начато создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. В рамках реализации инвестиционного проекта предприятием предполагается выполнить строительство причала длиной 148 метров, глубиной у причала от 10,5 до 11,3 метра, что создаст условия для безопасного подхода, стоянки и обработки расчетного судна водоизмещением 8 тыс. тонн, длиной 128,2 метра, шириной 16,74 метра и осадкой в грузу 6,5 метра.
Также разработан и утвержден проект строительства автоматизированного радиотехнического поста Ура–Губа. В рамках данного проекта предусматривается строительство АРТП, в состав которого входят следующие объекты: башня связи высотой 30 метров, оборудованная блок–контейнером аппаратной, блок–контейнер для размещения технического персонала, два блок–контейнера с автоматизированными дизельными электростанциями, ограждение территории, линия электропередачи. Реализация проекта и его включение в систему управления движением судов позволит обеспечить безопасность мореплавания на акватории губы Ура и подходах к ней.
Порт Певек
Еще одним стратегически важным объектом на трассе Северного морского пути является самый северный порт России и мира – Певек.
Певек – морской арктический порт федерального значения, расположенный в Чаунской губе Восточно–Сибирского моря. Порт играет роль основного связующего звена для обеспечения жизнедеятельности Чаунского и Билибинского районов Чукотки – региона, не имеющего железнодорожного сообщения и автомобильных дорог. При высокой стоимости перевозки авиационным транспортом морской путь остается самым оптимальным.
Развитие порта связано с масштабной и многосторонней программой освоения Арктики, включающей разработку материковых и шельфовых месторождений, развития Северного морского пути и реализацию других проектов, в том числе в области научных исследований, экологии и арктического туризма. Закончена реконструкция на двух из трех причалов порта –
№ 1 и № 2, сообщает ИА «Чукотка». Заказчиком работ выступило ФГУП «Росморпорт», на них было выделено более 500 млн руб. Проектную документацию разработало ООО «НПКПроект», строительно–монтажные работы выполняла компания «Планум (Кипр) Лимитед».
Работы по реконструкции причалов начались в сентябре 2019 года и велись с приостановкой на зимний период до 28 сентября 2021 года. В прошлом году рабочие отремонтировали 152 метра покрытия из необходимых 360 и установили 15 свай. В итоге общая длина причалов составила 365,64 метра, проектная глубина увеличилась с 7,8 до 9,8 метра. Теперь порт может принимать суда с осадкой до 8,6 метра. Расчетный грузооборот порта составит 800 тыс. тонн в год: по 300 тыс. тонн у каждого из реконструированных причалов, еще 200 тыс. тонн будет принимать причал № 3.
В порту Певек были выполнены дноуглубительные работы, которые позволили принимать суда с большой осадкой. В 2019 году стала эксплуатироваться российская плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», предназначенная для получения электрической и тепловой энергии, которая также может использоваться для опреснения морской воды.
В порту Певек к 2026 году планируется построить новый терминал и оснастить его флотом для круглогодичной работы. Об этом сообщает пресс–служба администрации Чукотского автономного округа.
* * *
Подводя итог, следует сказать, что вопреки всем сложностям в арктической транспортной системе начали происходить значительные изменения, которые в первую очередь проявляются в резком возрастании интенсивности судоходства, увеличении доли крупнотоннажных судов, расширении сети судоходных маршрутов и увеличении площади акватории, на которой стал использоваться режим круглогодичной навигации.
Ольга ОВСЯНКИНА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.