Итоги навигации–2022 ФГУП «Росморпорт» и взгляд в перспективу
В феврале 2022 года на должность генерального директора ФГУП «Росморпорт» назначен Сергей Пылин. О том, как предприятие преодолело непростой год, чем живет сегодня и что планирует на перспективу, Сергей Владимирович рассказал в своем интервью газете.
– Сергей Владимирович, после ухода крупных иностранных инвесторов как складывалась работа ФГУП «Росморпорт»? С какими сложностями вам пришлось столкнуться в 2022 году?
– В основном партнерами ФГУП «Росморпорт» по развитию портовой инфраструктуры являются отечественные компании. Это дало нам дополнительное преимущество, и уход крупных иностранных инвесторов на деятельность предприятия не повлиял. Поэтому все мероприятия, запланированные в рамках инвестиционной программы на условиях государственно–частного партнерства, осуществляются согласно установленным срокам.
Одним из проблемных вопросов на протяжении последних лет, который принял критически важное значение в текущем году, является взаимодействие с ФАС России по индексации ставок за услуги ФГУП «Росморпорт».
Несмотря на неоднократные обращения в ФАС России, индексация ставок портовых сборов предприятия в декабре 2021 года составила всего 6,6%, а с января 2017 года в течение 5 лет ставки не индексировались вовсе, тогда как накопленная инфляция за указанный период ожидается на уровне 40%. При этом ФАС России регулярно увеличивает тарифы других субъектов естественных монополий на транспорте. С начала 2022 года суммарное увеличение на железнодорожные перевозки составило порядка 26%, транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам – 10,5%.
В связи с падением за последние три года объемов судоходства в морских портах Российской Федерации (–17 %) и существенным инфляционным давлением значительно возросла убыточность регулируемых видов деятельности с 0,4 млрд руб. в 2020 году до 3,3 млрд руб. в 2022 году. Также ФГУП «Росморпорт» испытывает острый дефицит источников финансирования своей программы деятельности, что вынуждает предприятие увеличивать внешние заимствования (свыше 35 млрд руб. в 2023–2025 годах). В связи с этим Росморпорту необходима индексация ставок регулируемых портовых сборов в кратчайшие сроки.
– Какие федеральные проекты реализовало ФГУП «Росморпорт» в 2022 году?
– В рамках реализации федерального проекта «Социально–экономическое развитие Калининградской области» ФГУП «Росморпорт» в 2022 году обеспечило ввод в эксплуатацию нового двухтопливного парома «Генерал Черняховский». Этот проект – наша гордость. Выход высокотехнологичного судна на линию «Морской порт Усть–Луга – морской порт Калининград» отмечен как «Событие года» премии «Профи – Итоги года» на основании экспертного мнения делового сообщества Калининградской области. Также экопаром победил в престижной национальной премии «Формула движения», которая присуждается за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры, в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники».
Судно «Генерал Черняховский» стало вторым (первое – «Маршал Рокоссовский») из серии новейших экопаромов, предназначенных для обеспечения стабильной транспортной коммуникации самого западного региона – Калининградской области – с основной территорией России. Одна из ключевых характеристик парома – это увеличение скорости погрузочно–разгрузочных работ не менее чем в три раза по сравнению с другими паромами, работающими на стратегически важной паромной переправе. Суда «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский» полностью соответствуют всем современным требованиям экологической безопасности. Уникальность «зеленых» паромов заключается в возможности работать на двух видах топлива – дизельном с низким содержанием серы и сжиженном природном газе (применены двухтопливные главные двигатели). Это позволит уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 30%, оксидов азота – более чем на 90%, оксидов серы и сажи – на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе.
Кроме того, в рамках реализации федерального проекта «Развитие морских портов» 16 ноября 2022 года на Выборгском судостроительном заводе в Ленинградской области состоялась торжественная церемония закладки киля ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Онлайн–трансляция велась на выставочной экспозиции ФГУП «Росморпорт» в ходе XVI Международной выставки «Транспорт России». Ледокол строится в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). При строительстве будет использован отечественный комплект оборудования пропульсивного комплекса: дизель–генератор и винторулевые колонки.
Новый ледокол сможет развивать скорость до 17 узлов на чистой воде, работать в автономном режиме 40 суток, непрерывным ходом преодолевать сплошное ледяное поле толщиной до 1,5 м. Судно способно обеспечивать ледокольную проводку и буксировку крупнотоннажных судов, самостоятельно перевозить грузы до 33 контейнеров, есть также возможность подключения 12 рефрижераторных контейнеров. Кроме того, ледокол может вести ледовую разведку и поисково–спасательные операции с применением беспилотного авиационного комплекса, участвовать в научно–исследовательских экспедициях, проведении подводно–технических работ, тушении пожаров, операциях по ликвидации разливов нефти, оказании помощи судам, терпящим бедствие, и выполнении ряда других специальных работ на море. Вертолетная площадка обеспечивает возможность посадки тяжелых вертолетов типа «Ка–32».
В 2022 году завершилось строительство паромно–пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в поселке Угольные Копи, предусмотренного КПМИ на период до 2024 года. Это позволит обеспечить безопасную морскую перевозку пассажиров и автотранспортных средств через Анадырский лиман между аэропортом Угольный, расположенным в поселке Угольные Копи, и городом Анадырь с возможностью осуществления пассажиропотока в размере до 20 тыс. человек в год и грузопотока до 6 тыс. автомобилей в год. Построенный причал позволяет принимать в навигационный период расчетные суда: плашкоуты «Гром», «Шторм» проекта «Славянка», рейдовый катер «Камчатка», а также приобретенный Администрацией Чукотского автономного округа грузопассажирский паром «Анадырь».
– Какие приоритетные направления сейчас развиваются особенно активно?
– Введенные против России беспрецедентные санкционные меры привели к изменению логистических маршрутов, основные внешнеторговые грузопотоки были переориентированы из Европы на Ближний Восток и страны АТР. Особое внимание уделяется развитию международных транспортных коридоров, в том числе «Север – Юг».
В этой связи перед ФГУП «Росморпорт» стоит задача обеспечить к концу 2023 года на Волго–Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) проход судов с осадкой до 4,5 м с сохранением одностороннего движения на ряде участков. После выполнения указанной задачи наше предприятие проработает вопрос реконструкции канала для обеспечения двустороннего движения судов на всем его протяжении.
В портах Балтийского бассейна, которые наиболее пострадали от введенных санкций со стороны недружественных стран, ФГУП «Росморпорт» сосредоточено на развитии инфраструктуры морских терминалов, предназначенных для переориентации отечественных внешнеторговых грузов из портов сопредельных государств. В морском порту Усть–Луга реализуется проект строительства универсального торгового терминала ГК «Новотранс» мощностью 24,3 млн тонн для перевалки навалочных, генеральных грузов и зерна. Здесь мы осуществляем дноуглубительные работы в акватории терминала. В ближайшей перспективе приступим к созданию объектов федеральной собственности в составе терминала минеральных удобрений АО «МХК «Еврохим» мощностью 5,5 млн тонн, на 2–й очереди терминала ООО «Ультрамар» мощностью 13 млн тонн (минеральные удобрения и генеральные грузы). Кроме этого, Росморпорт принимает самое активное участие в обеспечении снабжения Калининградской области в условиях транспортной блокады со стороны Литвы.
На южном направлении особо актуален вопрос организации паромного сообщения между портами Турецкой Республики и морскими портами Новороссийск и Туапсе в условиях ограничений судоходства в Азовском море. Силами предприятия планируется проведение работ по обеспечению навигационных глубин в морском порту Туапсе для приема расчетных судов.
На Дальнем Востоке основной приоритетной задачей является организация транспортировки контейнерных грузов в порты Дальнего Востока и из них. ФГУП «Росморпорт» активно участвует в работе Минтранса России по решению этой задачи, в частности в организации мониторинга движения импортно–экспортных контейнеров.
– В современных быстроизменяющихся условиях, после введения очередных санкций, каких терминалов особенно не хватает портам?
– Выросла востребованность в перевозках экспортных грузов в восточном направлении, в том числе в направлении морских портов. По итогам 2022 года, по данным ОАО «РЖД», в структуре экспорта на Восток выросла доля перевалки нефтеналивных грузов, черных металлов, а также грузов в контейнерах. Они заменили уголь, который после приостановки действия Правил недискриминационного доступа обладает меньшим приоритетом относительно продукции, обеспечивающей более существенный вклад в формирование российского ВВП.
По нашему мнению, перевалка «неугольных» грузов возможна на свободных мощностях универсальных терминалов портов Восточный и Находка. При этом для обеспечения повышенного спроса на перевалку контейнерных грузов в морском порту Владивосток к 2025 году планируется расширение существующих контейнерных терминалов ПАО «ВМТП» и ООО «ВМП «Первомайский», а также создание специализированного контейнерного терминала мощностью 3 млн TEU в бухте Суходол к 2027 году.
Кроме того, в связи с текущей геополитической ситуацией в Балтийском бассейне необходимо переориентировать из портов Прибалтийских государств порядка 12 млн тонн российских опасных жидких и сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола. В настоящее время в отечественных морских портах специализированных мощностей под перевалку данного объема нет. При этом Минтранс России совместно с Минпромторгом России и заинтересованными производителями минеральных и химических удобрений разрабатывает дорожную карту с комплексом мер по нивелированию указанного дефицита мощностей к 2025 году, которая будет утверждена на уровне Правительства Российской Федерации.
– Как в этих санкционных условиях ведутся модернизация и расширение портовой инфраструктуры?
– В настоящее время нашим предприятием осуществляется хозяйственная деятельность в 59 портах Российской Федерации.
В свете международных событий и наложения недружественными странами санкций в отношении России произошло изменение в иных случаях и прекращение поставок определенного вида оборудования (автоматики, телекоммуникационного оборудования, оборудования связи, комплектующих и запчастей к машинам и механизмам и т.д.). Помимо санкций, повлекших многочисленные сложности в работе, в 2022 году произошел резкий скачок курсов валют, что привело к увеличению стоимости оборудования.
Однако предприятие не стоит на месте, находит альтернативных производителей и поставщиков российского оборудования, задействованного в функционировании объектов морской транспортной инфраструктуры. Благодаря руководству нашей страны и проведенной работе Минпромторга по импортозамещению на рынке появляется оборудование достаточно высокого класса и с более низкой ценой, чем у иностранных производителей, что позволяет значительно снизить стоимость мероприятий, реализуемых ФГУП «Росморпорт».
– Какие законодательные инициативы требуются в работе портов для повышения эффективности?
– Основной целью государственного регулирования деятельности в морском порту является обеспечение безопасности государства, мореплавания, транспорта, жизни и здоровья граждан, а также безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры и их эффективного использования. Безопасность мореплавания в первую очередь достигается за счет обеспечения безопасных навигационных глубин на акватории морского порта. Акватории морских портов, включая подходные пути к причальным сооружениям, являются искусственно созданными гидротехническими сооружениями, на которых необходимо регулярно проводить работы по удалению наносного грунта. Проведение ремонтных дноуглубительных работ часто затруднено из–за избыточного административного регулирования.
ФГУП «Росморпорт» разработало законопроект, предусматривающий исключение проведения государственной экологической экспертизы, который Минтранс России направил на согласование в федеральные органы исполнительной власти.
Принятие указанного законопроекта позволит существенно ускорить разработку и реализацию проектов ремонтного дноуглубления, что, в свою очередь, поможет обеспечить безопасность мореплавания как на акваториях морских портов Российской Федерации, так и на судовых подходах к ним. Отмена государственной экологической экспертизы ремонтных дноуглубительных работ не окажет никакого негативного влияния на состояние запасов водных биологических ресурсов. Проекты ремонтного дноуглубления в соответствии с законодательством Российской Федерации в обязательном порядке проходят согласование с Федеральным агентством по рыболовству, а нанесенный вред компенсируется по итогам проведения ремонтных дноуглубительных работ. Проведение дополнительной экологической экспертизы выданного Федеральным агентством по рыболовству заключения о допустимости проведения ремонтного дноуглубления является примером двойного администрирования и должно быть исключено.
– Насколько активно сегодня ведется цифровая трансформация работы морских портов?
– В 2022 году ФГУП «Росморпорт» продолжило активную работу по проектам цифровизации деятельности предприятия в морских портах Российской Федерации. В целях создания единой цифровой среды для взаимодействия предприятия с контрагентами – потребителями наших услуг, повышения прозрачности, удобства и уровня качества клиентских сервисов начато проектирование портала оказания услуг ФГУП «Росморпорт». В 2023 году пилотная версия портала будет внедрена в Азово–Черноморском бассейновом филиале предприятия.
Также создана информационная панель «Оперативная обстановка в морских портах РФ» Ситуационного центра ФГУП «Росморпорт», позволяющая производить мониторинг текущей обстановки в морских портах в режиме онлайн.
Предприятием проводятся работы по направлению 3D–моделирования. В 2022 году разработан стандарт информационного моделирования Росморпорта, который позволит в дальнейшем использовать BIM–технологии для эффективного управления проектированием и строительством объектов инфраструктуры в морских портах. Также продолжаются работы по внедрению решений для эффективного управления бизнес–процессами ФГУП «Росморпорт». В 2022 году завершено внедрение информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтом. Система, установленная на 33 ледоколах и двух паромах предприятия, позволяет повысить эффективность управления и контроля ремонта нашего флота. А реализованные внутренние порталы совместной работы оптимизируют процессы сбора, консолидации и анализа оперативной информации филиалов предприятия.
Кроме того, в 2022 году ФГУП «Росморпорт» возглавило Индустриальный центр компетенций «Морской и речной транспорт» (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно–аппаратные комплексы. Уже проработано шесть проектов импортозамещения критической инфраструктуры и оборудования в морских портах страны. В дальнейшей проработке находится два проекта, получившие одобрение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Первый – это доработка и внедрение программно–аппаратного комплекса общего назначения системы управления движением судов на отечественном программном обеспечении. Второй – перевод лоцманской службы ФГУП «Росморпорт» на специализированный программный комплекс MOORiNET.Pilot Unit/АРМ «Лоцман» с иностранного навигационного приложения Transas Pilot PRO.
– Сергей Владимирович, расскажите о ваших новых ледокольных проектах. Какие реализованы, какие планируются?
– На текущий момент предприятие занимается строительством шести ледоколов, четыре из которых создаются в рамках федеральных программ за счет средств федерального бюджета. А два – за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт». В конце осени 2021 года заключен государственный контракт с Выборгским судостроительным заводом на строительство линейного ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Как я уже упоминал, торжественная церемония закладки киля ледокола состоялась в ноябре 2022 года.
Есть трудности с исполнением государственного контракта с заводом «Пелла» на строительство аналогичного ледокола мощностью 18 МВт. В скором времени будет принято решение о дальнейшей реализации этого проекта.
В июле 2021 года государственный контракт на строительство двух вспомогательных ледоколов мощностью 12–14 МВт заключен с Онежским судостроительно–судоремонтным заводом (ОССЗ). Строительство двух мелкосидящих ледоколов передано на ОССЗ в рамках трехстороннего соглашения с заводом «Звезда».
Ввиду отказа иностранных производителей от поставок требуется подбор нового оборудования, перепроектирование технического проекта, повторное согласование с надзорным органом. В свете этого говорить о конкретных сроках сдачи ледоколов можно будет только после проработки обозначенных вопросов.
– Северо–Западный бассейновый филиал традиционно сотрудничал с иностранными компаниями, это порты Калининграда и Петербурга. Учитывая текущую непростую ситуацию в Балтийском бассейне, с какими сложностями в работе Северо–Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» пришлось столкнуться?
– Летом 2022 года в работе паромной линии «Морской порт Усть–Луга – морской порт Калининград» наступил переломный момент. С 18 июня большая часть грузов, предназначенных для отправки в Калининградскую область, попала в санкционные списки недружественных сопредельных государств. Было произведено вынужденное переориентирование логистических цепочек с сухопутного пути на морское направление с использованием судов, курсирующих на паромной переправе между портами Усть–Луга и Калининград (город Балтийск). Благодаря слаженной работе ФГУП «Росморпорт» как оператора автомобильно–железнодорожных паромных комплексов, судовладельцев, агентов и стивидорных компаний удалось оперативно справиться с очередями и выстроить оптимальный технологический процесс отправки всех грузов, поступающих в направлении западного анклава Российской Федерации. А построенные государством новые сверхтехнологичные двухтопливные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» обеспечили дополнительные провозные мощности на линии для железнодорожных и накатных грузов.
– Какие услуги оказываются сегодня в портах Крыма? Изменились ли тарифы на услуги?
– В настоящее время ФГУП «Росморпорт» полностью обеспечивает лоцманское обслуживание судов в портах Крымского полуострова и в Керченском проливе. В указанных портах предприятие оказывает услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и систем управления движением судов (СУДС) в портах Севастополь, Керчь и Феодосия (ставки сборов за указанные услуги регулируются ФАС России и не изменялись со времени начала их оказания предприятием). Также в порту Севастополь работают буксиры Росморпорта и осуществляет межсезонную стоянку парусное учебное судно (ПУС) «Херсонес», используемое для прохождения плавательной практики курсантами высших морских учебных заведений страны.
В силу специфики региона и низких показателей судооборота все указанные услуги являются убыточными для ФГУП «Росморпорт», совокупный финансовый результат по портам Крыма в 2022 году ожидается на уровне –0,5 млрд руб., большая часть которого приходится на услуги СУДС, транспортной безопасности акватории морского порта и содержание ПУС.
– В каких портах в этом году увеличились объемы дноуглубительных работ? Где особенно ощущается нехватка дноуглубительного флота и как решается этот вопрос?
– В навигацию 2022 года объемы дноуглубительных работ существенно изменились только на ВКМСК и возросли с 4 млн м3 до 5 млн м3. В 2022 году наблюдались трудности с привлечением подрядных организаций в Азово–Черноморском и Каспийском бассейнах. Ремонтное дноуглубление сторонними организациями в основном выполняется с применением отечественной дноуглубительной техники. Однако для развития международного транспортного коридора «Север – Юг» потребности в выполнении дноуглубительных работ значительно возросли. При этом имеющихся мощностей у российских компаний для выполнения всего необходимого объема дноуглубления не хватает. Так, например, в 2022 году из–за отсутствия заинтересованных участников затянулись процедуры по выбору исполнителей дноуглубительных работ на ВКМСК. В итоге к выполнению данных работ были привлечены ООО «ПОРТОСТРОЙ», ООО «Бюро морских проектов и технологий», ФБУ «Администрация Камводпуть», ФБУ «Волжского бассейна», что позволило выполнить запланированные объемы работ, а также обеспечить возможность выполнения ремонтного дноуглубления в 2023 году.
Учитывая, что на протяжении последних лет предприятием наращивается состав собственного дноуглубительного флота, доля работ которого составила до 90% от общего объема ремонтного дноуглубления, негативные последствия от ограничений в использовании иностранной дноуглубительной техники минимизированы. Это позволило добиться выполнения дноуглубительных работ в 2022 году на уровне показателей 2021 года. В планах ФГУП «Росморпорт» в навигацию 2023 года – продолжать выполнение ремонтных дноуглубительных работ собственным флотом.
Беседу вела
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.