Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Профессионалы новых компетенций

 |  Образование

В 2023 году спрос на выпускников РГУПСа превысил предложение почти вдвое.

Ежегодно в рамках утвержденной программы взаимодействия ОАО «РЖД» c университетскими комплексами железнодорожного транспорта на период до 2025 года в Ростовском госуниверситете путей сообщения (РГУПСе) происходит обновление учебно–лабораторной базы, поставляются современные тренажерные комплексы для практической подготовки студентов. Таким образом, студенты университета, прежде всего студенты–целевики, направляемые после обучения на работу в ОАО «РЖД», осваивают не только профессиональные, но и корпоративные компетенции.

Сегодня железнодорожному комплексу требуются выпускники, обладающие сразу несколькими смежными квалификациями, и РГУПС не только вносит изменения в учебные планы, но и разрабатывает новые образовательные программы. Например, с 2023 года в ростовском вузе впервые будет осуществляться набор на новое направление подготовки «Технология транспортных процессов». Об этом и многом другом в интервью газете «ТР» рассказал проректор по внешним связям и производственной практике РГУПСа Максим Каплюк.

– Максим Алексеевич, прохождение практики для студентов железнодорожных специальностей – обязательная часть учебной программы. Сколько времени молодой человек должен, грубо говоря, просидеть на студенческой скамье, чтобы его можно было отправить на первую производственную практику?

– Первая производственная практика по железнодорожным специальностям проходит в конце третьего курса обучения, когда студент уже освоил общепрофессиональные дисциплины и имеет первичные профессиональные навыки по своей специальности. Одним из конкурентных преимуществ РГУПСа является возможность прохождения производственной практики с перспективой трудоустройства на ведущих отечественных предприятиях.

– Где и в каких компаниях будут проходить практику студенты вуза в этом году?

– В качестве профильных организаций – баз практики – ежегодно выступает порядка 1000 предприятий. Среди них подразделения крупных транспортных компаний: холдинга «РЖД», Тверского вагоностроительного завода, компаний РМ Рейл, «ЕвроХим», «Фосагро» и другие.

– Как и кем организовывается практика в РГУПСе? Договориться о месте ее прохождения с предприятием студент должен самостоятельно или его направляет вуз?

– Практику организует руководитель практики от кафедры, который закрепляется за каждой учебной группой, он организует заключение договоров с профильными предприятиями. Ежегодно университет заключает более 800 договоров о практической подготовке. Длительные партнерские отношения с нашими работодателями позволяют организовать практику для всех студентов, в то же время ежегодно появляются новые предприятия – базы практики.

Студент также может выступить инициатором заключения договора и организации практики на таком предприятии. Главное, чтобы его деятельность осуществлялась по профилю соответствующей образовательной программы.

Кроме того, наши студенты участвуют в различных конкурсах (Профстажировки 2.0, PRактика и другие), по результатам которых их приглашают на практику на ведущие предприятия страны. Так, например, победителем второй волны конкурса «Профстажировки 2.0» (совместный проект АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта) стала Карина Запорожцева, студентка пятого курса специальности «Эксплуатация железных дорог», успешно выполнившая научную работу по кейсу ОАО «РЖД» «Разработка мероприятий и сервисов для возврата объемов перевозок зерновых грузов с автомобильного транспорта». Итогом стало прохождение стажировки в Центре фирменного транспортного обслуживания – филиале ОАО «РЖД» в рамках преддипломной практики и последующее трудоустройство там.

Недавно студенты гуманитарного факультета специальности «Реклама и связи с общественностью» приняли участие в конкурсе «PRактика–2022», проводимом МГУ имени М.В. Ломоносова и крупной московской консалтинговой компанией RBS. Они разработали стартап–проект и развивали его на протяжении всех этапов, успешно выполняли поставленные организаторами конкурса задачи. Две участницы команды – Екатерина Тузова и Татьяна Колган – получили приглашение на практику в крупные консалтинговые и коммуникационные московские компании, успешно прошли ее, хорошо себя зарекомендовали. В 2023 году они будут направлены в эти компании на преддипломную практику с последующим трудоустройством.

– На всех факультетах вуза такая работа строится одинаково? Кто устанавливает продолжительность практики после того или иного курса?

– Да, примерно одинаково, но с учетом специфики деятельности профильных организаций – баз практики. Мы добавили инновации в организацию практики, и в последние несколько лет на всех железнодорожных факультетах многие студенты проходят практику на предприятии по индивидуальным производственным сценариям, согласно которым практикант должен поработать на должностях различного уровня управления. Например, студент–движенец стажируется на рабочих местах составителя поездов, дежурного по парку, дежурного по станции, маневрового диспетчера, начальника технического отдела и заместителя начальника станции. Это способствует расширению профессионального кругозора и лучшему пониманию технологических процессов на предприятии.

Продолжительность практики устанавливается учебными планами и графиками, которые разрабатываются университетом на основании федеральных государственных образовательных стандартов, обязательных для выполнения всеми вузами. После третьего курса студенты, обучающиеся по железнодорожным специальностям, ежегодно проходят производственную практику не менее 1–1,5 месяцев.

– Студент, который впервые попадает на производство, должен, помимо всего, знать какие–то азы техники безопасности, так ведь? Кто с ним проводит подобный инструктаж?

– Вопросам безопасности учебно–производственного процесса в РГУПСе уделяется особое внимание. Перед отъездом на практику в университете со студентами обязательно проводится целевой инструктаж по технике безопасности и охране труда. В профильных организациях – базах практики также проводятся инструктажи по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, проведение которых в обязательном порядке контролирует руководитель практики от кафедры. Также эти вопросы студенты осваивают в ходе изучения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда».

– И вот студент после аудитории впервые оказался, к примеру, в цехе по ремонту железнодорожных вагонов. Насколько болезненна адаптация к необычным условиям? Студенты быстро осваиваются на рабочих местах?

– В нашем вузе учебный процесс идет в тесной связке с производственными предприятиями. На кафедрах работают так называемые производственники – действующие руководители и специалисты профильных компаний, они постоянно задействованы в учебном процессе; регулярно проводятся дни ОАО «РЖД», дирекций, других компаний, форумы, кейс–чемпионаты и другие мероприятия с участием работодателей.

Вдобавок большое количество учебных железнодорожных тренажеров, в том числе с технологиями виртуальной реальности, позволяет студенту, находясь в учебной лаборатории в вузе, хоть и в форме деловой игры, но почувствовать себя участником реального производственного процесса на предприятии.

– Непросто, наверное, молодому, неопытному человеку адаптироваться в устоявшемся коллективе, где все понимают друг друга с полуслова? Какова именно психологическая составляющая такой адаптации?

–У многих наших студентов на первом, втором курсе появляется третий трудовой семестр – в период каникул они работают в составе студенческих отрядов. Поэтому к моменту производственной практики они уже имеют опыт практической работы в коллективах, а командиры и комиссары еще и опыт руководителя.

– Закрепляются ли за практикантами работники предприятий – так называемые наставники? Согласитесь, немало ведь зависит и от характера человека, который берется наставлять студента, и от того, в какой форме высказываются замечания.

– Обязательно. За каждым студентом, помимо руководителя практики от кафедры, закрепляется руководитель практики от предприятия, к которому предъявляются повышенные требования – он должен соответствовать требованиям законодательства РФ о допуске к педагогической деятельности.

– Охотно ли предприятия (компании) принимают практикантов? Предоставляют ли им рабочие места в штатном расписании?

– Достаточно большое количество студентов проходят практику на оплачиваемых рабочих местах – это все целевики ОАО «РЖД», участники студенческих отрядов. А также многие транспортные и строительные компании готовы платить студентам за практику на реальном рабочем месте.

– Какие работы выполняют студенты в рамках производственной практики? Нередко студенты (это касается многих вузов) жалуются на то, что на практике им приходится выполнять черную работу. Скажем, учишься на проектирование железных дорог, а во время практики заставили делать рутинную работу – перепечатывать документы. С вашими студентами подобное случалось?

– Прохождение практики осуществляется согласно утвержденному плану–графику по видам работ, связанным с будущей профессиональной деятельностью. Кстати, в ходе выполнения рутинной или черновой работы также можно извлечь новые профессиональные знания, наблюдая за технологическими процессами, изучая документы, общаясь с кадровыми работниками и т.п. Все зависит от личного подхода. Но мы стараемся, чтобы не было отклонений от программы практики, и направляем студентов на практику на предприятия, которые нуждаются в кадрах и хотят получить квалифицированного специалиста. Таким образом, руководители этих предприятий заинтересованы в качественной организации и проведении практики. Например, на факультете «Управление процессами перевозок» почти 90 % выпускников проходят практику на местах будущего трудоустройства.

– За последние годы взаимоотношения вуза с компаниями, наверное, стали теснее. Это отразилось на прохождении практики?

– В последние годы компании проявляют повышенный интерес к нашим выпускникам – количество работодателей на распределении выпускников ежегодно растет, и в текущем году в трудоустройстве наших выпускников участвовали более 160 организаций. Предложенных вакансий для технических специальностей в 1,5–2 раза больше, чем выпускников. Соответственно они заинтересованы и в организации практики для студентов на достойном уровне.

– Как оплачивается труд студентов–практикантов? Можете привести конкретные цифры: сколько получили, скажем, второкурсники за такое–то время, выполняя такую–то работу в такой–то компании?

– За 2–3 месяца работы в период практики студенты, которые учатся на платной основе, могут заработать на оплату стоимости одного учебного года, а это порядка 120 тыс. руб. Студенты, проходящие практику в составе студенческих отрядов, как правило, зарабатывают 40–60 тыс. руб. в месяц, а некоторые студенты получают в месяц до 90 тыс.

Беседу вел Артем ОЗУН, обозреватель «ТР».



просмотры:

959

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться