Прорывные разработки – главная миссия ПГУПСа.
Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I (ПГУПС) – единственный из подведомственных Росжелдору вузов, который в 2021 году в числе других 106 российских университетов был удостоен базовой части гранта программы «Приоритет–2030». Участие в этой программе открывает широкие возможности для импортозамещения и способствует выходу вуза за пределы решения актуальных задач, ограниченных исключительно деятельностью железнодорожного транспорта. Об этом и многом другом рассказала газете «ТР» первый проректор – проректор по научной работе ПГУПСа Тамила Титова.
– Тамила Семеновна, вот уже третий год ПГУПС участвует в программе стратегического академического лидерства «Приоритет–2030». Какие цели стоят перед университетом? Расскажите, пожалуйста, о ключевых направлениях его развития.
– Участие вуза в программе «Приоритет–2030» – это еще одно подтверждение наших профессиональных амбиций. Целевой образ результата развития вуза к 2030 году связан с необходимостью формирования инженерного авангарда для обеспечения интеллектуального суверенитета России. В таком виде этот образ складывался и трансформировался с учетом известных событий минувших лет.
При этом стратегическая миссия университета по созданию принципиально новой техники, технологий и развития человеческого капитала остается для нас как никогда актуальной.
Напомню, что ПГУПС реализует матрицу политик, сквозную связь которых обеспечивают стратегические проекты. До этого года мы работали над четырьмя такими проектами: «Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения и магнитолевитационных технологий»; «Безопасная транспортная экосистема магистральной инфраструктуры»; «Развитие объектов транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России»; «Цифровая экосистема интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики».
Однако, осознавая изменения в геополитике и смещение акцентов актуальной повестки, мы пересмотрели сборку реализуемых стратегических треков, уточнили векторы развития по всем политикам. Во многом это связано не только с ответом на внешние изменения; мы опираемся на рекомендации экспертов оператора крупнейших государственных программ развития российских университетов ФГАНУ «Центр социологических исследований» («Социоцентр»), предложенные в 2022 году. В настоящее время ПГУПС реализует два стратегических проекта: «Безопасная экосистема интеллектуальной транспортной инфраструктуры» и «Новые технологии и материалы в строительстве».
Таким образом, для консолидации научного потенциала и ресурсов ПГУПС по итогам первого и самого сложного отчетного периода сконцентрировался на двух стратегических треках – по разработке цифровых решений и новых материалов, полезных укреплению технологического суверенитета России в формате «продуктовая полка».
– Каким вы видите образ современного вуза?
– Современный вуз – это страна завтрашнего дня в отношении материально–технической и учебно–лабораторной базы, инновационной среды, поддержки молодых ученых, сохранения традиций лучшего инженерного образования и приращения отраслевых ценностей. И только наличие всех перечисленных компонентов обеспечит для университета гарантированную качественную эволюцию.
Если говорить о научно–исследовательской политике, то ключевым результатом должно стать увеличение в 2030 году по сравнению с 2020–м объема научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ (НИОКР) на одного научно–педагогического работника более чем в два раза; объема затрат на научные разработки из собственных средств на одного научно–педагогического работника – в 19 раз; количества публикаций, индексируемых в наукометрических базах, – более чем в два раза.
– Как изменилась роль вашего вуза с учетом вызовов, с которыми столкнулась современная экономика? Есть ли необходимые компетенции для решения задач, связанных с импортозамещением и локализацией производства?
– Новые вызовы и запросы волатильной экономики в условиях антиглобализма требуют от современного вуза соответствующей реакции, которая может и должна проявляться в уникальных характеристиках основной продукции вуза: знаниях, инновациях и человеческом капитале.
В связи с этим ПГУПС трансформировал парадигму дальнейшего развития в части защиты технологического суверенитета, обеспечения устойчивости экосистемы вуза в условиях волатильной экономики.
ПГУПС видит себя университетом, делающим ставку на бережливые технологии, последовательно реализующим непрерывные улучшения, релевантные рынку.
Нами была проведена большая аналитическая работа, результатом которой стала не только пересборка стратегических проектов, но и уточнение функциональной роли партнерств по актуальным трекам развития современной экономики.
Главной миссией университета в условиях импортозамещения, локализации производства внутри страны и ускоренного формирования каркаса сквозных технологий становится аккумуляция и реализация новых практик, прорывных разработок, актуальных для развития нового технологического уклада. С учетом того, что Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I на протяжении более чем двухсот лет является передовым учебно–научно–производственным комплексом с современной научно–экспериментальной базой и выступает в качестве точки роста отечественного транспортного образования, науки и инноваций, с полной уверенностью заявляю, что необходимые компетенции у нас имеются.
Сегодня ученые ПГУПСа решают широкий спектр прикладных научно–практических задач во благо транспортной отрасли Санкт–Петербурга и Российской Федерации. Крупнейшая в стране научная инфраструктура университета основана на функционировании 17 ведущих научных школ. Старейшими из них являются школы мосто– и тоннелестроения, подвижного состава, строительного материаловедения, автоматики и телемеханики, управления движением поездов, а также рельсовых дорог магистрального, промышленного и городского транспорта.
В частности, в нашем университете были разработаны инновационные технологические решения по строительству быстровозводимых зданий, используемые для устойчивого развития регионов Российской Федерации.
Учеными университета запатентован отечественный экологичный теплоизоляционный материал, применение которого ориентировано на суровые климатические условия.
Для обеспечения цифровой трансформации транспортной отрасли в ПГУПСе создана отечественная сквозная интеллектуальная технология, позволяющая организовать безопасное движение поездов в автоматическом режиме.
Мы пытаемся сломать стереотипы, сложившиеся в отраслевом высшем образовании, и можно с уверенностью утверждать, что у нас многое получилось.
В 2022 году ПГУПС вышел на совершенно нетипичные для себя рынки, за рамки, привычные для отраслевого вуза. Особо отмечу, что спектр выполненных университетом исследований расширился: впервые большую часть заказчиков составили не только ОАО «РЖД», но и многие другие представители реального бизнеса.
– Программа «Приоритет–2030» также предусматривает выделение средств на обновление лабораторной научно–исследовательской базы для проведения прикладных научных работ по критическим для РФ направлениям, актуальным в условиях импортозамещения. Процесс обновления уже начался?
– Да, безусловно. Вуз идет в ногу со временем, и для проведения исследований на фронтире мировой актуальности в 2022 году введены в эксплуатацию 4 новые лаборатории: лаборатория цифрового моделирования строительства высокоскоростных магистралей; учебная лаборатория «Микропроцессорные и электронные телемеханические устройства железнодорожной автоматики и телемеханики»; геотехнический испытательный центр; лаборатория «Интернет вещей».
Перечисленное позволит нам проводить и разрабатывать из отечественных комплектующих аппаратно–программные комплексы оперативного развертывания, создавать инновационные строительные материалы с уникальными характеристиками, а также проводить широкий спектр экспертиз с применением «цифровых двойников» и испытания магнитолевитационной транспортной технологии.
Также хотелось бы отметить следующее. В докладе ЮНЕСКО от 4 марта 2021 года «Инженерия в интересах устойчивого развития» указано, что «подготовка инженеров требует не только новых профессиональных качеств, включая творческое обучение и мышление, решение сложных проблем, междисциплинарное и международное сотрудничество и этический кодекс, но также требует изменений в самом обучении профессии инженера». Полагаю, что ПГУПС способен гарантировать наукоемкое развитие транспорта и стабильное обеспечение Индустрии 4.0 человеческим капиталом новой формации.
– Каковы основные итоги реализации программы? Какие институциональные изменения состоялись?
– Изменения – это веление времени, и ПГУПС отвечает ему принципиально новыми компетенциями, прорывными разработками, новыми форматами образования и академического сотрудничества, инновационной инфраструктурой.
Реализация стратегических проектов, как основных драйверов программы, проходила в соответствии с принятой «дорожной картой». Отличительной особенностью стала интеграция ряда проектов в рамках отдельных исследований, проведенных в том числе на новой лабораторной базе.
Формирование лабораторной базы ведется активными темпами, что позволяет университету проводить НИОКР на фронтире национальных целей по увеличению пропускной способности железных дорог и транспортного освоения Арктики, реализовать новые образовательные программы и предлагать продукцию, релевантную вызовам технологическому суверенитету России.
Программа развития ПГУПС – это программа изменений, которая основана на трех китах: новые форматы сотрудничества, новые модели обучения и реализация нового пула стратегических проектов.
За время участия в программе мы успешно внедрили модель экосистемного управления научно–образовательным пространством. В нем вертикаль управления реализуют заместители руководителя научного направления. Маршруты технологического стока определяет научный руководитель от производства. Горизонталь управления – за руководителем образовательных программ от ПГУПСа и за экспертом – руководителем уровня pro, топ–менеджером высокотехнологичной компании. Обучение идет по гибким модулям с «индивидуальным конструктором» компетенций. Именно на их пересечении создаются точки роста и формируются навыки уникального специалиста, способного управлять полным жизненным циклом полезных для экономики импортозамещения проектов, инноваций и высокотехнологичным производством.
Иллюстрацией успешного технологического стока можно считать пул микропроцессорных систем на базе микро–ЭВМ, программируемых контроллеров, разработанных учеными ПГУПСа. Все системы полностью построены на отечественных программных и аппаратных технических решениях и покрывают весь спектр потребностей магистрального, промышленного транспорта и метрополитенов в управлении устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики. Получены более 30 патентов, заключены десятки лицензионных договоров. География внедрения систем микропроцессорной централизации обширна: более 250 станций на железных дорогах России и 23 зарубежных стран, а также метрополитены шести городов России и стран СНГ.
В 2022 году ПГУПС расширил спектр выполняемых научных исследований персонифицированно под заказчика и «под ключ». Мы выполняем НИОКР и для бизнеса, причем под потребности Индустрии 4.0, где приоритеты расставляют не только сами заказчики, но и рыночные условия.
Как я уже говорила, ПГУПС вышел за специфику отраслевого вуза. Ярким примером такого проекта стало строительство современного автоматизированного завода по производству газобетона в Оренбурге.
Этому масштабному проекту предшествовали более чем десятилетние научные исследования ученых университета по разработке конструкционно–теплоизоляционного бетона. Новый материал отличается уникальным сочетанием повышенной прочности, эксплуатационной надежности при улучшенных показателях тепло– и звукоизолирующих свойств, аналогов которому в настоящее время нет. Надо отметить, что материал обладает и мировой новизной: по данной теме получены 12 патентов и опубликованы более 70 работ. В этом сложнейшем проекте были учтены и требования заказчика, и национальные приоритеты по локализации производства внутри страны, и приоритеты изысканий по новым технологиям и материалам, применяемым в современном строительстве.
– Что является для вас показателями изменений? Что предполагается трансформировать в дальнейшем при участии вуза в программе «Приоритет–2030»?
– Общим результатом будут четыре группы изменений. Во–первых, образовательные. Это реализация новых образовательных программ и новых компетенций через призму проектного управления. Показатель – темп роста контингента обучающихся.
Во–вторых, инфраструктурные. ПГУПС создает собственный хаб ноу–хау из целого ряда новых подразделений для коммерциализации научных результатов. Показатель – качественный прирост пространств комфортного труда и отдыха.
В–третьих, исследовательские, поскольку новая тематика амбициозных исследований отвечает национальным целям и требует освоения новых для нас направлений. А это возможно только в коллаборации. Показатель – рост доли коммерциализации научных разработок, количество партнеров.
В–четвертых, это создание команды изменений из молодых ученых, у нас сегодня их 88 человек, и это только штатные научно–педагогические работники. Показатель – доля молодых сотрудников в возрасте до 39 лет, работающих в вузе.
На снимке: выездное занятие студентов ПГУПСа в рамках проведения профориентационной работы
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.