Российский университет транспорта с уверенностью смотрит в будущее.
Лучшее образование – это лучшие кадры, современное учебно–лабораторное оборудование и инфраструктура мирового уровня. Сегодня РУТ (МИИТ) готовит не просто востребованных специалистов, а тех, кто сможет стать лидерами изменений в работе транспортных компаний, внедрять инновационные подходы, обеспечить технологическую трансформацию отрасли. В 2023 году университет открыл несколько новых направлений подготовки в области дорожного хозяйства и гражданской авиации, а также направление «Проектирование подземных сооружений». О том, какие наиболее значимые образовательные проекты сегодня реализует РУТ (МИИТ), в интервью газете «Транспорт России» рассказал ректор Российского университета транспорта Александр Климов.
– Александр Алексеевич, в вузах уже почти завершилась приемная кампания, и, безусловно, это важный этап для любого высшего учебного заведения. Как обстоят дела с набором в Российском университете транспорта?
– В целом в этом году приемная кампания в университете проходит успешно. Особенностью этого года является то, что более половины заявлений от абитуриентов было подано через сервис «Поступление в вуз онлайн», который работает на сайте «Госуслуги». Сервис позволяет дистанционно подавать заявления на разные специальности и направления обучения, а также определять приоритеты зачисления на образовательные программы.
В этом году мы отмечаем повышенный интерес к транспортным профессиям. Только в наш университет подано почти 50 тыс. заявлений. Более 16 тыс. выпускников школ и колледжей изъявили желание учиться в Российском университете транспорта. Как следствие, по ряду направлений ежегодно наблюдаем серьезный конкурс среди поступающих.
Сегодня университет предлагает абитуриентам широкий диапазон направлений и специальностей. Всего мы реализуем более 250 образовательных программ. Последние годы высоким спросом пользуется все, что связано с информационными технологиями. Наш университет – транспортный, мы готовим специалистов как для крупнейших системообразующих компаний, так и для инновационной сферы. В принятой Правительством Российской Федерации Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года особое внимание уделяется технологической трансформации, в первую очередь, на базе цифровых решений. По нашему мнению, цифровизация в транспортной отрасли дает очень быстрый и масштабный эффект. Есть отрасли, где вы вкладываетесь долгие годы и потом постепенно начинаете получать возврат от инвестиций в информационные технологии. На транспорте мы сразу видим системные эффекты. Например, внедрение интернет–платформ в сервис «Такси» буквально за несколько лет полностью перестроило всю сферу предоставления транспортных услуг такого типа, радикально улучшив качество обслуживания клиентов. И это не единичный случай. Аналогичные изменения происходят в сфере грузоперевозок, логистики, управления транспортным поведением городских жителей.
– За последние годы в составе РУТ (МИИТ) появились новые институты и академии, а также новые направления подготовки. С чем это связано?
– Мы единственный в России общетранспортный университет. Миссия университета – осуществление в качестве головного вуза транспортной отрасли задач системного кадрового обеспечения и научного сопровождения реализации Транспортной стратегии Российской Федерации.
Начиная с этого года в нашем университете реализуются образовательные программы по всем видам транспорта. Мы готовим специалистов для железной дороги, морского и внутреннего водного транспорта, гражданской авиации, дорожного хозяйства. Также в нашем университете обучаются профильные юристы и экономисты. То, что у нас в соответствии с Указом Президента Российской Федерации есть право вести подготовку по собственным стандартам, дает университету дополнительную степень свободы. Мы можем более гибко проектировать и реализовывать образовательные программы, чем активно пользуемся. Это дает возможность соответствовать реалиям технологического развития транспортных компаний. Университеты должны идти в ногу со временем, а лучше обгонять те новации, которые реализуются в транспортной сфере.
Программы развития транспортных систем требуют очень быстрых изменений в образовательных программах и зачастую выхода за жесткие рамки сложившихся годами традиций. Это связано и с отраслевыми проектами, которые реализуются в сфере автономного судовождения и электронной навигации, внедрения интеллектуальных транспортных систем, искусственного интеллекта, цифровых двойников транспортных объектов и использования многих других прорывных технологий.
– Какие еще ключевые изменения произошли в образовательной и научной деятельности университета?
– Два с половиной года назад мы стали участниками крупнейшего федерального проекта «Приоритет–2030». Федеральной поддержки удостоены более 140 образовательных организаций по всей стране. Наш университет получил достаточно серьезные ресурсы как на реализацию научно–технологических стратегических проектов, которые направлены на создание новых решений для транспорта, так и на модернизацию образовательной деятельности. Для примера могу сказать, что за последние годы реализации проекта «Приоритет–2030» в масштабах всего университета как обязательный элемент был разработан и внедрен сквозной модуль «проектная деятельность студентов», который интегрирован во все образовательные программы. В чем смысл? В том, что студенты, приходя на первый курс, становятся участниками решения реальных отраслевых задач. Они в командном режиме обсуждают и создают продукт в формате «от замысла до результата». Важно, что это не задачки из учебника. Это реальные отраслевые проблемы. На сегодняшний день в реализацию модуля вовлечено более 130 транспортных организаций – партнеров университета. Это уже позволило вовлечь в творческую деятельность более 5000 студентов. Выполнено более 500 проектов под руководством 250 наставников – ведущих специалистов компаний и преподавателей. Реальная задача и самостоятельная работа в команде, безусловно, являются вызовом для вчерашних школьников. Важно, что с первых дней они привыкают обсуждать не какие–то придуманные и условные задачи, а погружаются в реальный мир транспортных технологий. Студенты понимают, что в реальной жизни нет простых ответов на сложные вопросы, которые ставит современный мир технологий. Это позволяет активизировать и перестроить мышление. Общеобразовательная школа до сих пор в основном учит усваивать готовые знания. Реальная профессиональная деятельность всегда проблемное поле, где сложно очертить границы задачи, подобрать алгоритмы решения, учесть все факторы, организовать командную работу по поиску наиболее эффективных решений. Мы считаем, что проектная деятельность с самого старта обучения – это серьезный прорыв с точки зрения активизации интеллектуальных ресурсов студентов, смены модели мышления, взгляда на то, как реально устроен профессиональный мир и как специалисты решают вопросы, которые ставит перед нами принятая стратегия развития транспортной отрасли.
Важным критерием успеха любого университета, с нашей точки зрения, является количество реальных специалистов, которые проходят обучение на программах дополнительного профессионального образования. В рамках Федеральной программы «Приоритет–2030» количество работников отрасли, которые прошли обучение на таких программах, является ключевым параметром успешности университета.
В целом подготовка востребованных специалистов опирается на два важнейших ресурса. Первое и главное – это люди: преподаватели, профессора, консультанты, руководители образовательных программ, которые формируют основной интеллектуальный костяк любого университета. От него в первую очередь зависит образовательный результат. Второй ресурс, если речь идет про технические университеты, это современная учебно–лабораторная и исследовательская база. Без оборудования, тренажерных комплектов квалифицированного инженера подготовить невозможно.
За последние годы мы вложили очень большие средства в приобретение новых лабораторий, компьютерного и сетевого оборудования, программного обеспечения. На сегодняшний день по ряду направлений университет обладает самыми современными тренажерами и лабораторными комплексами. Например, в Академии водного транспорта Российского университета транспорта установлено тренажерное оборудование, которое в настоящее время не имеет аналогов, является уникальным. Совсем недавно мы с использованием этого комплекса впервые подготовили специалистов в рамках реализации федерального проекта «Автономное судовождение». Этот проект направлен на разработку элементов береговой инфраструктуры обеспечения автономного судовождения (на основе е–Навигации) и отечественных образцов судового оборудования для автономного судовождения (на основе а–Навигации).
Последние годы в технических университетах особое внимание уделяется студенческому молодежному предпринимательству. Это очень важная тема, которая поддерживается на уровне государственной политики. Мало изобрести что–то новое, найти техническое решение, выполнить исследовательскую работу. Важно довести дело до внедрения, до получения реального практического результата. Университет ежегодно проводит мероприятия по развитию интереса студентов к активной деятельности по созданию и развитию стартапов. В этом году три студента защитили свои технологические бизнес–проекты как выпускные квалификационные работы. Это верный шаг к тому, чтобы в будущем сократить расстояние между идеей и ее реальным внедрением в работу транспортных компаний.
Сегодня в университете развивается не только образовательная, но и научно–исследовательская деятельность. Профессора и преподаватели, которые обучают студентов, должны обладать актуальными компетенциями. Они могут получать знания либо на производстве, либо в ходе проведения научно–исследовательских работ. Именно поэтому наряду с тесным взаимодействием с партнерскими транспортными организациями университет является одним из лидеров в части выполнения научно–исследовательских работ. В 2022 году объем научно–исследовательских работ превысил 1 млрд руб. Важно, что более 85% этих работ выполнено в интересах отраслевых компаний. Это прикладные исследования, разработка программного обеспечения, мониторинг состояния транспортной инфраструктуры.
Важно, что в рамках реализации программы «Приоритет–2030» университет ведет 5 стратегических проектов по новым тематикам. Здесь и использование искусственного интеллекта для оптимизации логистических процессов, создание отечественных инструментов математического моделирования транспортного поведения в городских агломерациях, разработка алгоритмов автономного судовождения, декарбонизация транспорта. Все эти темы очень актуальны и востребованы. Например, развитие инструментов анализа и проектирования транспортных систем агломераций позволяет принимать рациональные решения по улучшению качества транспортного обслуживания мегаполисов. Сегодня мы отмечаем рост мобильности граждан, что повышает значимость проводимых нами исследований и разработок.
– Все мы знаем, что именно в РУТ (МИИТ) зарождался КВН. Студенческие отряды (МИИТ) в числе первых отправились на БАМ. Как сегодня университет помогает студентам реализовать свой потенциал в части творчества и спорта?
– Я вспоминаю слова одной из песен: «От сессии до сессии живут студенты весело». Наши студенты всегда находят время и силы для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, спортом, волонтерством. В университете ежегодно проходит примерно 150 различных мероприятий, в которых участвуют до 20 тыс. студентов. Почти каждую неделю в университете происходит что–то интересное. Есть ряд знаковых событий. Ежегодно мы проводим международную спартакиаду студентов транспортных вузов. В Москву съезжаются студенты и курсанты со всей страны и в нешуточной борьбе решают вопрос: какой транспортный университет на сегодня является спортивным лидером.
Другое традиционное масштабное мероприятие – международный творческий фестиваль студентов транспортных вузов «ТранспАрт». Мы считаем, что студент должен иметь возможность развиваться не только в профессиональной сфере. Вовлечение в разные виды активности позволяет человеку быть разносторонне развитым, цельным. Творческая активность формирует креативное мышление, которое помогает будущим инженерам находить нестандартные решения. Ну а польза здорового образа жизни очевидна. У нас отличные спортивные секции и команды. Например, наша команда по эстетической гимнастике «Экспрессия» ежегодно становится призером и чемпионом различных всероссийских соревнований.
– В связи с новой геополитикой насколько сегодня университет востребован у иностранных студентов?
– Контингент иностранных студентов в университете вырос за последние пять лет почти на 80%. Разворот на Восток привел к резкому увеличению числа студентов из Китая: с 54 студентов в 2018 году их контингент вырос до 467 в 2022/2023 учебном году.
Расширилась география иностранных студентов: в 2018 году в университете обучались студенты из 36 стран, в 2023 году это количество выросло до 58.
Образование, которое предоставляет наш университет, является востребованным. Выпускники школ из Китайской Народной Республики едут к нам за получением уникальных знаний. Мы проводим летние школы для китайских абитуриентов.
На сегодняшний день мы реализуем 18 образовательных программ в сетевом формате. Те знания, которые мы даем, могут использоваться специалистами, в какой бы стране они ни работали.
– За последние годы в университете произошли значительные изменения в инфраструктуре, мы видим новые фасады, здания, аудитории. Что еще планируется сделать?
– Инфраструктура является визитной карточкой любого университета. Когда абитуриент приходит в приемную комиссию, он в значительной степени оценивает университет по состоянию зданий и аудиторий. Состояние университета – это визитная карточка не только транспортного образования, но и всей отрасли. Транспорт – это всегда дисциплина и порядок. Студент должен с первых дней учиться в нормальных современных условиях. Мы отраслевой университет, поэтому получаем поддержку не только от учредителя – Минтранса России, но также и от стратегического партнера – ОАО «Российские железные дороги».
Мы вкладываем бюджетные и внебюджетные средства в капитальные и текущие ремонты. Ремонтируем не только учебные корпуса, но и общежития. С 2020 года в рамках реализации программы обновления имущественного фонда в университете отремонтировано около 50 тыс. кв. м учебных и жилых площадей, что составляет 14% от общего имущественного фонда.
Конечно, основной наш проект в части развития инфраструктуры – это создание многофункционального технологического кластера «Образцово». Это 8 локаций, абсолютно новых, современных, адаптированных под технологии образования ХХI века площадей с новым оборудованием. По двум объектам МТК «Образцово» проектирование уже завершено. Надеемся, что при поддержке Минтранса России они в ближайшее время будут созданы. Это позволит сформировать совершенно новую базу для обучения студентов, проведения научно–исследовательских работ. В стране появится современная открытая площадка, на которой смогут работать не только преподаватели и ученые университета. Мы планируем привлекать интеллектуальные ресурсы из всех транспортных университетов, специалистов транспортных компаний, инжиниринговых центров, научно–исследовательских институтов, заинтересованных в реализации самых смелых технологических идей.
Для отраслевого университета крайне важно быть открытым и взаимодействовать со всеми структурами, которые вовлечены в процесс технологического обновления отрасли. Наша миссия – обеспечить технологическую трансформацию отрасли через подготовку кадров, через инновационные процессы, через научные исследования и разработки. Будем вкладывать все силы в то, чтобы проект в нормативные сроки был реализован.
Беседу вела Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.