Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Наука как форма творчества

 |  Образование

Молодые ученые МГТУ ГА принимают активное участие в реализации программы научного наставничества.

Когда говорят о высшей школе, ее задачах, путях и перспективах развития, имеют в виду прежде всего образовательный процесс. Вместе с тем научно–исследовательская деятельность, наряду с образовательной, является обязательной и важнейшей составляющей деятельности высшего учебного заведения, входит в качестве непременного компонента в обучение и подготовку молодых специалистов. Вузовская наука – не вспомогательная компонента учебной деятельности, а ее ключевой атрибут, который и делает высшую школу высшей. А преподаватель, ведущий научную работу, это еще и ученый, ведущий педагогическую деятельность.

Эти принципы с течением времени трансформировались в ценности, которые не теряют своей востребованности среди ученых университета разных поколений. Проректор по научной работе и инновациям МГТУ ГА Вадим Воробьев отождествляет науку с формой творчества, а ведь творчество не может быть принудительным. Об этом и многом другом он рассказал в интервью газете «ТР».

– Вадим Вадимович, в 2023 году МГТУ ГА стал одним из шести вузов РФ, вошедших в пилотную программу научного наставничества, которая реализуется по инициативе Минобрнауки России. Как формировался и развивался институт наставничества в вашем вузе?

– МГТУ ГА как государственное высшее учебное заведение в обязательном порядке осуществляет научные исследования, которые реализуются в совместной деятельности профессорско–преподавательского состава, аспирантов и студентов. Проведение научных исследований считается одним из приоритетных направлений деятельности университета. Основными целями научно–исследовательской деятельности в университете являются: выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований при эффективном использовании образовательного, научно–технического и инновационного потенциала вуза; развитие творческой деятельности научно–педагогических работников и обучающихся; подготовка научно–педагогических кадров высшей квалификации; повышение качества подготовки выпускников.

Преемственность научных исследований является одной из ценностей научной работы нашего вуза, которая проявляет себя во время профессиональной деятельности научных руководителей–наставников с аспирантами – молодыми учеными, а также молодых ученых из числа профессорско–преподавательского состава со студентами. Такая цепочка «наставник – молодой ученый – студент» в практике вуза сложилась уже давно, еще с образования студенческого конструкторского бюро (СКБ) университета, где ведущие преподаватели, аспиранты, студенты создавали сверхлегкие летательные аппараты – дельталеты. К слову сказать, дельталет «Поиск–06ПП», разработанный СКБ МГТУ ГА, участвовал в программе «Полет надежды» по восстановлению популяции редкого вида журавлей–стерхов на полуострове Ямал.

С появлением нового, интереснейшего для студентов научного направления – эксплуатация беспилотных авиационных систем – в университете образован Научно–образовательный центр (НОЦ) беспилотных авиационных систем и робототехники, который стал притягательным звеном для одаренных студентов, аспирантов, делающих первые шаги в науке.

Создание НОЦ явилось толчком для организации уникального образования – Совета молодых ученых (СМУ) МГТУ ГА. СМУ МГТУ ГА решает основные задачи по привлечению молодых ученых при выполнении планов НИР университета, организации мероприятий, содействующих профессиональному росту молодых ученых. И, что важно, СМУ сейчас играет значимую роль в научном наставничестве по отношению к студентам – членам студенческого научного общества университета (СНО).

– Расскажите, пожалуйста, как организуется совместная работа Совета молодых ученых и Студенческого научно–технического общества МГТУ ГА?

– Учитывая тенденции времени и активную жизненную позицию молодежи МГТУ ГА, которая решила посвятить свою жизнь науке, руководством университета было принято коллегиальное решение предоставить молодым ученым возможность самоуправления в вопросах организации своей научно–исследовательской деятельности. Результатом этого решения и было создание Совета молодых ученых университета. Члены СМУ – преподаватели университета по своим научным направлениям сплотили вокруг себя одаренных студентов, желающих заниматься наукой, и оказали им организационную помощь в создании Студенческого научного общества. Одним из первых совместных решений СМУ и СНО было включение в план выполнения научных работ университета инициативных НИР по перспективным проблемам гражданской авиации, сформулированным молодыми учеными.

Университет, конечно же, поддержит открытие инициативных НИР малыми научными коллективами, состоящими из молодых ученых и студентов с кураторством со стороны «маститых» ученых университета. Тем самым мы закрепляем в своей деятельности подход к молодежной науке в виде цепочки «наставник – молодой ученый – студент».

В плане Ученого совета университета в 2024 году стоит рассмотрение вопроса по учреждению конкурса таких инициативных НИР. В конце года подведем итоги и посмотрим, что у нас получилось.

Это является логичным продолжением организации молодежной науки и научного наставничества в университете.

– По каким направлениям будут проводиться исследования?

– Это, безусловно, зависит от предпочтений молодых ученых, студентов и, конечно, тех приоритетных направлений, по которым ведется научная работа в вузе. Среди них следует отметить такие, как безопасность полетов воздушных судов, авиа-

ционная и информационная безопасность; эксплуатация беспилотных авиационных систем; техническая эксплуатация авиационной техники; организация, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и полетов воздушных судов; организация и обслуживание воздушного движения; автоматизация бизнес–процессов авиапредприятий. Иными словами, наша профильная тематика согласуется с теоретическими и прикладными проблемами воздушного транспорта, поэтому среди основных заказчиков научных исследований – Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ФГУП «ГосНИИАС», АО НПО «СПАРК», НИЦ имени Н.Е. Жуковского и другие организации.

– Какие конкретные результаты научного наставничества уже имеются?

– Во–первых, очень символично, что в год 100–летия отечественной гражданской авиации, который был также объявлен Годом педагога и наставника, наш университет вошел в пилотную программу научного наставничества. Напомню, что МГТУ ГА в этой программе стал единственным вузом, который представляет систему транспортного образования и не является подведомственным вузом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Во–вторых, в рамках участия в пилотном проекте молодыми ученными были разработаны и апробированы модель научного наставничества и алгоритм работы молодых ученых со студентами университета, имеющими научные достижения. Молодые ученые в рамках научных направлений СМУ помогли сформировать научные направления СНО и открыли совместные ИНИР по актуальным темам. Все они будут выполняться в тандеме СНО – СМУ.

В–третьих, наша уникальная модель научного наставничества была презентована, обсуждена и одобрена на стратегических сессиях, съездах, форумах, проводимых под эгидой Минобрнауки России по данной тематике.

И, конечно же, МГТУ ГА может гордиться достижениями наших молодых ученых. Так, например, за последние три года молодыми преподавателями университета Ириной Полешкиной и Игорем Старостиным защищены диссертации докторского уровня по актуальным проблемам современной России – обеспечение авиационной доступности регионов Восточной Арктики Российской Федерации; разработаны научные основы оценивания работоспособности перспективных авиационных химических источников электрической энергии для поддержания летной годности воздушных судов. Алексей Рыбко, студент 2–го курса механического факультета, БАС («Эксплуатация беспилотных авиационных систем»), победил в третьем сезоне Всероссийского студенческого проекта «Твой ход» президентской платформы «Россия – страна возможностей» с проектом «Место возможностей». Есть и другие, не менее важные достижения.

– Для инженерных кадров важно не терять связи с производством?

– Конечно. Следует отметить, что наш университет находится в Московском авиационном узле. Расположенные в непосредственной близости аэропорты, организации воздушного движения нуждаются в молодых специалистах. Кроме того, в Москве находятся и другие предприятия гражданской авиации, где выпускники МГТУ ГА особо востребованы. Более того, значительная часть обучающихся в МГТУ ГА студентов и аспирантов имеют возможность совмещать учебу с работой на предприятиях гражданской авиации, получая неоценимый опыт практической деятельности. Такая уникальная коллаборация прикладной и научной деятельности наших молодых ученых способствует непосредственному внедрению последних научных достижений в производственные процессы предприятий и процессы обслуживания воздушных судов и аэронавигации. Таким образом, мы вносим неоценимый вклад в развитие отечественной гражданской авиации и повышение ее конкурентоспособности на международной арене.

Артем ОЗУН, обозреватель «ТР».

Фото Сергея МИХЕЕВА.


просмотры:

2289

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться