Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Выбор приоритетов

 |  Образование

Как ученые Российского университета транспорта работают над освоением Арктической зоны

Представителями отраслевого образования неоднократно подчеркивалось, что вуз – это в том числе и центр научной жизни, центр принятия инновационных решений. Для успешного формирования стимулов развития научной мысли важно регулярно возвращаться к обсуждению актуальных проблем. Во многом благодаря острой необходимости в подобных встречах 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий.

Разумеется, среди множества тем, волнующих сегодня научное сообщество, есть наиболее востребованные. Одной из таких в последние годы считается освоение Арктики – важнейшего стратегического приоритета России. В рамках обсуждения данного вопроса в конце мая состоялся юбилейный V Международный Арктический саммит «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» (Арктика–2021, СПб), который впервые проходил сразу в двух городах: Москве и Санкт–Петербурге. Площадкой для проведения саммита в Москве был выбран Российский университет транспорта (МИИТ).

И неудивительно – ведь именно ученые РУТа принимают активное участие в разработке и сопровождении научных проектов, реализующихся в рамках программы по освоению региона. О том, как представителям РУТа удалось попасть в число исследователей, какие задачи они решают и в реализации каких проектов принимают активное участие, корреспонденту «ТР» рассказала директор Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ) Таисия Шепитько.

– Таисия Васильевна, с чего в принципе началась работа ученых РУТа в Арктическом регионе?

– Скажу честно, точную дату начала сотрудничества обозначить трудно, так как оно было всегда, можно сказать, что с начала освоения Арктического региона. Это реконструкция участка Чум–Лабытнанги Северной железной дороги, которая была пущена в 1948 году как ветка, отходящая на восток от Печорской магистрали южнее Воркуты. Это обследование Полярной магистрали, начало строительства которой было положено еще в 1949 году. Мы занимались научным сопровождением проектирования и строительства железнодорожной линии Обская – Бованенково – Карская по заказу ОАО «Газпром» протяженностью 572 км, строительство которой началось в 1986 году. В течение последних двух лет мы исследуем возможность развития Северного широтного хода (Салехард – Надым – Коротчаево) далее на восток – до Игарки и Ермаково и на север – до Норильска и Дудинки. Научный потенциал Института пути, строительства и сооружений МИИТа использовался также при экспертизе проектов и научно–техническом сопровождении строительства железных дорог Томмот – Кердем – Якутск, Нарын – Лугокан, Кызыл – Курагино и других.

– А какую роль ученые РУТа играют в развитии Арктической зоны сегодня?

– Наши исследования всегда имели одну главную цель – создание эффективной транспортной инфраструктуры в Арктике, основу которой составляет Северный морской путь. К сожалению, СМП как путь сообщения имеет существенный недостаток – замерзающие в зимнее время порты. Поэтому для обеспечения всесезонного транспортного сообщения развитая транспортная инфраструктура в Арктической зоне должна иметь в дополнение к Северному морскому пути следующие элементы: тяготеющий к нему железнодорожный Северный широтный ход по маршруту Салехард – Надым – Коротчаево и далее Игарка – Норильск – Дудинка, меридиональные железнодорожные, автомобильные и речные маршруты, развитую аэродромную сеть. В комплексе они позволят сформировать национальную высокоширотную транспортную систему России в Арктике, интегрированную в систему международных транспортных коридоров.

Сегодня ученые РУТа способствуют решению этой проблемы в двух направлениях. Во–первых, ведется активная научная работа по сопровождению проектирования, строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры в Арктической зоне. Во–вторых, мы работаем над системой подготовки кадров, способных реализовать поставленные задачи. Разумеется, мы рассматриваем эту работу на долгосрочную перспективу.

– Ученые университета занимаются также и научным сопровождением строительства крупных инфраструктурных проектов в регионе. Можете рассказать о нескольких из них, каких успехов уже удалось добиться?

– Примером эффективной работы может служить использование потенциала наших ученых на транспортных объектах полуострова Ямал. Его территория занимает 800 тыс. кв. км, что больше целой Франции. Здесь сосредоточено около 80% запасов природного газа, поэтому важность его эффективного освоения очевидна.

Ученые университета выполняли и выполняют научное сопровождение строительства ямальской железнодорожной линии Обская – Бованенково – Карская начиная с 1986 года. Уникальность этой линии состоит не только в том, что она построена за Полярным кругом, но и в том, что при ее строительстве многие решения были предложены учеными впервые и могут использоваться при проектировании и строительстве других транспортных коммуникаций в Арктической зоне. Именно при строительстве этой линии стало очевидно, что оно должно вестись с сохранением многолетнемерзлых грунтов основания в мерзлом состоянии. Именно здесь разработана и применена уникальная послойная система термоизоляции при возведении земляного полотна для сохранения его устойчивости в этом регионе.

В 2014 году и в последующие годы выполнялся целый ряд работ для Арктического региона: разработка нормативных документов, обследование существующих объектов, разработка программы экологического мониторинга на период строительства, организационно–технологических схем обеспечения круглогодичности строительства и др.

В 2005 году учеными РУТа по заказу ОАО «РЖД» было выполнено обследование Полярной магистрали Салехард – Игарка силами трех отрядов преподавателей, аспирантов университета (бывшие 501–я и 503–я стройки). Восточный участок этой линии обследовали уже по заказу Министерства транспорта Российской Федерации в 2012 году. Нами было подготовлено заключение по состоянию инфраструктуры этой магистрали.

В 2019–2021 годах руководство университета приняло решение об участии ученых в Трансполярной экспедиции

совместно с Русским географическим обществом. Состоялись несколько этапов этой экспедиции, целью которой является

изучение возможностей развития Северного широтного хода от ст. Коротчаево до Игарки, Норильска, Дудинки. Нашими учеными заложены термометрические скважины (22 точки), ведется мониторинг состояния грунтов, взяты пробы грунта для изучения их свойств в лабораторных условиях; ведутся предварительные работы по прокладке вариантов трассы.

– С какими трудностями, многие из которых обусловлены особенностями региона, пришлось столкнуться ученым? Как удалось их решить?

– Да, нужно признать, что трудностей много, так случается в ходе реализации проектов подобного масштаба. Но хотелось бы отметить, что необходимость корректировок связана прежде всего с инженерно–геологическими и климатическими особенностями Арктики и недостаточным опытом проектирования и строительства транспортных объектов в этом регионе.

Например, при строительстве железнодорожной линии Обская – Бованенково – Карская пришлось корректировать часть проектных решений в связи с выявлением новых особенностей, возможностей подрядных организаций, накоплением опыта в ходе выполнения работ. Эти решения, принятые в ходе научного сопровождения, отрабатывались непосредственно в процессе строительства и имели целью оптимальное или близкое к оптимальному использование ресурсов. В частности, были выполнены работы по замене металлических гофрированных труб на гладкие газовые стальные трубы, замена массивных лекальных бетонных блоков под концевыми участками труб на противофильтрационные экраны из цементно–грунтовой смеси в целях уменьшения деформаций. Также пришлось отказаться от сезоннодействующих охлаждающих установок (СОУ) у труб в связи со сложностью их установки на откосах насыпи. Учеными была предложена альтернатива в виде использования продухов для проветривания и нагнетания холодного воздуха в закрытую полость трубы. Был произведен отказ от замены слабого грунта в основании под трубой, а в качестве альтернативы была предложена новая технология укладки труб «на тундру» с устройством основания втрамбовыванием в оттаявший грунт крупнообломочных грунтов катками вибро-

ударного действия.

Помимо этого, нашими специалистами предложены новые технологии устройства опор мостов на металлических столбах с уширением с помощью камуфлетных взрывов, путем их продавливания мощными вибропогружателями с лидерным бурением скважин меньшего диаметра. Новые конструктивно-технологические решения отрабатывались на небольшом участке трассы, получившем статус экспериментального, и распространялись на последующие участки.

– Как вы отметили, важной частью работы над проблемами освоения Арктической зоны становится процесс подготовки кадровой смены. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

– В этом вопросе мы ориентируемся на четкие указания, отраженные в соответствующих документах. Так, в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года записано: «Одной из составляющих пространственного развития является совершенствование системы профессионального образования за счет развития системы обучения на условиях целевого приема, создания базовых кафедр крупных компаний, центров компетенций с участием бизнеса».

С учетом имеющегося опыта совместной работы правительство ЯНАО и руководство нашего вуза в 2013 году заключили, а в 2018 году пролонгировали соответствующее соглашение о сотрудничестве. Его целью является реализация ключевых мероприятий, программ и проектов, направленных на содействие комплексному социально–экономическому развитию Ямало–Ненецкого автономного округа и Российской Арктической зоны, обеспечение эффективной транспортной инфраструктуры в Арктике. В 2015 году на базе университета создана и функционирует кафедра «Транспортное строительство в экстремальных условиях» при ОАО «Ямалтрансстрой». Также организована Мерзлотная лаборатория для выполнения исследований физико–механических свойств грунтов и других материалов в условиях низких температур.

В числе ключевых мероприятий по соглашению с правительством ЯНАО формирование научно–образовательного комплекса ЯНАО в области транспортной инфраструктуры с развитием кадрового потенциала округа, включая подготовку инженерно–технических работников, их переподготовку, обучение рабочим профессиям с максимальным использованием дистанционных и виртуальных технологий обучения, имеющихся в РУТе.

По поручению Минтранса России и по инициативе минтранса Мурманской области в 2020 году заключено соглашение о совместной подготовке специалистов–автодорожников и мостовиков, тоннельщиков между РУТом и Мурманским государственным техническим университетом. Реализация соглашения планируется с 2021/22 учебного года.

– А какова потребность в специалистах? Какими компетенциями они должны обладать?

– На сегодняшний день потребность в специалистах определяется в зависимости от реализации планов по строительству транспортных объектов в Арктической зоне. Могу лишь сказать, что для создания надежной транспортной системы в Арктике нужны специалисты, интеллектуальный и образовательный уровень которых позволял бы качественно проектировать, строить и эксплуатировать транспортные объекты на многолетнемерзлых грунтах в условиях Заполярья, выполнять геотехнический мониторинг, анализировать и прогнозировать состояние транспортных объектов во времени, осваивать и внедрять инновационные методы и технологии управления качеством транспортных объектов, разрабатывать и реализовывать эффективные организационно–управленческие структуры. Думаю, что в таких высококлассных специалистах потребность всегда будет высока.

– Но для качественной подготовки нужна практика. Как обстоят дела с решением этой проблемы?

– Разумеется, практика очень важна как обязательная составляющая образовательного процесса. В Институте пути, строительства и сооружений РУТа около 70% – это студенты, направленные на обучение по целевым договорам. Соответственно, студенты–целевики Северной и Свердловской железных дорог проходят практику в направивших их на учебу структурах этих дорог. Для других студентов организуется производственная практика на строящихся и эксплуатируемых транспортных объектах в Арктической зоне в форме студенческих строительных отрядов.

Беседу вела  Елизавета КАРПОВА, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться