Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

На благо отрасли, на благо страны

 |  Образование

Альма–матер профессионалов: славный путь, высокие горизонты

В 2021 году Российский университет транспорта отмечает 125 лет со дня основания. Для всей системы отраслевого образования это, разумеется, большой праздник. Более века ученые и профессорско–преподавательский состав университета трудятся над тем, чтобы на транспорте всегда работали высококвалифицированные специалисты.

А НАЧАЛОСЬ ВСЕ С ИДЕИ

Рост железнодорожной сети России во второй половине XIX века потребовал расширения подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Нехватка инженеров–железнодорожников особенно почувствовалась с началом строительства Великого Сибирского пути и Московской окружной железной дороги. Поэтому Министерство путей сообщения выступило с инициативой и предложило создать высшее учебное заведение, которое готовило бы инженеров для нужд отрасли.

Стать городом, в котором откроется подобный вуз, стремились многие – Киев, Казань, Воронеж, Екатеринослав, Орел, Саратов. Но все же предпочтение было отдано Москве, а решающим условием стало то, что в столице собралась команда высококвалифицированных преподавателей и ученых. Уже 23 мая 1896 года император Николай II подписал указ о создании Московского инженерного училища, а 24 мая повелел именовать его Императорским Московским инженерным училищем.

Чуть позже, в сентябре 1896 года, состоялось торжественное открытие ИМИУ. Это и стало датой рождения вуза. А в августе 1913 года училище было преобразовано в Московский институт путей сообщения.

В частности, в числе главных задач прошлого века для студентов и преподавателей училища были проектирование и строительство такого значимого и масштабного объекта, как Московский метрополитен. Именно на вуз была возложена задача по подготовке высококвалифицированных рабочих, техников и инженеров.

ГОДЫ ВОЙНЫ

Время Великой Отечественной войны стало трагическим и героическим для всего Московского института инженеров транспорта, который не переставал работать. Уже в июле 1941 года была сформирована Шестая дивизия народного ополчения Дзержинского района Москвы, основным центром формирования которой стал Московский институт инженеров транспорта. Более 300 преподавателей, студентов и сотрудников вуза вступили в ее ряды. Дивизия участвовала в строительстве Можайской линии обороны, сражалась в районе Дорогобужа, Вязьмы, Ельни, участвовала в контрнаступлении в битве за Москву. За героизм и мужество, проявленные в боях за освобождение Белоруссии и Бреста, дивизия получила наименование Брестская Краснознаменная. Свой боевой путь дивизия закончила в мае 1945 года в Германии. Более 80 МИИТовцев–ополченцев погибли в боях за Родину.

Во время Великой Отечественной войны не остановилась и научная работа вуза. Академик, преподаватель МИИТа В.Н. Образцов вошел в состав комиссии по мобилизации ресурсов Урала и Западной Сибири. Под его руководством был выработан единый технологический процесс работы транспорта на подъездных путях оборонной промышленности, что сделало устойчивой работу заводов 11 железных дорог.

Профессор МИИТа С.П. Сыромятников возглавил работы по поиску путей повышения экономичности паровозов. Профессор И.П. Прокофьев в годы войны выполнял научные исследования разных типов сварки железнодорожных рельсов и предложил наиболее прочные соединения, применявшиеся при фронтовых восстановительных работах. Профессор Е.О. Патон в 1941–1943 годах разработал технологию сварки специальных сталей, под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей.

После войны МИИТовцы принимали активное участие в восстановлении мостов за границей.

СТРОЙОТРЯДЫ

Важной вехой в истории университета стали молодежные студенческие отряды. Уже к 1967 году в МИИТе были созданы 17 студенческих строительных отрядов с местами дислокации в Сибири, Адлере, Подмосковье. Студенты университета трудились совместно со студентами из Чехословакии, Польши, Болгарии, ГДР. Многие из них вошли в состав первого интернационального отряда «Интер».

НАВСЕГДА МИИТОВЕЦ!

Выпускники Российского университета транспорта на всех этапах его существования занимали высокие посты в государственных учреждениях и различных компаниях транспортной отрасли.

Для того чтобы планомерно и на постоянной основе обеспечить помощь университету со стороны выпускников и неравнодушных к будущему вуза, было принято решение о создании Фонда целевого капитала университета, который был учрежден в 2014 году. Сегодня именно он является основным связующим звеном между учебным заведением и сообществом выпускников.

Выпускники и друзья университета сегодня не только руководят фондом, являются его благотворителями, но и полностью контролируют финансовую дисциплину при распределении дохода от управления целевым капиталом на поддержку образовательных программ, научно–исследовательских проектов, развитие материально–технической базы вуза и реализацию социально–культурных проектов университета.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Сегодня Российский университет транспорта – ведущий транспортный вуз страны. За более чем вековую историю он прошел большой путь от Императорского Московского инженерного училища до крупнейшего отраслевого университета страны и базового центра кадрового обеспечения и научного сопровождения развития транспортной отрасли.

В настоящий момент в состав РУТ (МИИТ) входят: 6 институтов, 6 академий, 5 колледжей, гимназия и Военный учебный центр. В Российском университете транспорта обучаются более 30 тысяч учащихся, ежегодно выпускаются более 5000 специалистов.

Также в 2018 году свою деятельность начал Военный учебный центр, который проводит подготовку по военно–учетным специальностям, родственным гражданским, по которым студенты проходят обучение в рамках освоения ими образовательной программы высшего образования.

С 2020 года в состав РУТ (МИИТ) вошла Академия водного транспорта (АВТ). На сегодняшний день АВТ – это единственный вуз столицы, занимающийся подготовкой плавательных и береговых кадров для воднотранспортной отрасли. На базе Академии водного транспорта работает учебно–тренажерный центр для подготовки членов экипажей морских и речных судов.

В 2021 году на базе РУТ (МИИТ) открылась Высшая инженерная школа (ВИШ) – принципиально новая академия, в рамках деятельности которой реализуется проектно–ориентированное обучение на базе современной инфраструктуры с высоким уровнем сервиса и индивидуальным подходом к обучающимся.

Также в университете активно развивается довузовская подготовка – создан центр «Предуниверсарий». Важно отметить, что РУТ продолжает пользоваться популярностью и среди иностранных студентов.

В университете также развиваются наука и научные исследования. За последние 5 лет профессорско–преподавательским составом и сотрудниками РУТа были опубликованы более 2200 научных статей.

МИИТ 1 23.09.2021

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Российский университет транспорта всегда был лидером в части применения современных технологий и подходов к обучению, тренажерного оборудования, деловых игр и других современных форматов подготовки. Сейчас эта работа продолжается.

С 1 сентября для всех студентов, начиная с первого курса, введена проектная деятельность, в рамках которой студенты разбиваются на команды и решают проектные задачи.

МИИТ 2 23.09.2021

Разумеется, в РУТе не собираются останавливаться на достигнутом. И нет сомнений, что университету удастся удержать позиции ведущего вуза транспортной отрасли!

Полностью статью «На благо отрасли, на благо страны» можно прочитать в №38 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться