Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В авангарде науки

 |  Образование

Транспортные вузы в течение 10 лет будут получать гранты на собственное развитие

Весной 2021 года Правительство Российской Федерации выпустило постановление «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которым были утверждены основные постулаты программы, в том числе и правила проведения отборочных этапов, правила предоставления самого гранта, а также даны соответствующие указания образовательным организациям высшего образования. К слову, именно на их развитие в сфере научной деятельности и направлено действие данного постановления.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Согласно задумке Минобрнауки России программа академического лидерства позволит выполнить сразу ряд задач, считающихся первостепенными для любого вуза, стремящегося на равных конкурировать с мировыми лидерами научного движения. Во-первых, участие в ней позволит университетам сконцентрировать имеющиеся ресурсы для обеспечения вклада в российскую науку в целом и в достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года. Во-вторых, повышение научно-образовательного потенциала университетов и научных организаций обеспечит их участие в социально-экономическом развитии субъектов страны. Конечная цель весьма амбициозна — курирующее министерство предполагает, что к 2030 году в России будут сформированы более 100 центров научно-технологического и социально-экономического развития страны, лицом которых как раз станут современные и прогрессивные университеты.

Условно описанные задачи можно разделить на три направления: страна, сами университеты, общество. Для страны реализация данной программы даст возможность увеличить долю отечественных научных разработок и исследований на глобальном рынке, поможет повысить престиж российских научных центров, создав своеобразные центры притяжения для лучших умов со всего мира. Это в свою очередь поможет решить проблемы использования образовательного и инновационного потенциала университетов для сокращения срока внедрения инноваций, а также решить вопросы кадрового обеспечения приоритетных направлений развития.

Для университетов программа в первую очередь представляет интерес именно с точки зрения развития научного потенциала, привлечения потенциально полезного внимания к локальным разработкам, финансированию перспективных проектов. Например, участие в реализации программы такого уровня поможет усилить межуниверситетское взаимодействие, а также положительно скажется на интеграции университетской науки в реальные сектора экономики.

Нетрудно догадаться, что при успешной реализации данных задач российские университеты смогут повысить качество и востребованность отечественной науки, в том числе образовательных учреждений. Потенциально данный эффект в долгосрочной перспективе позволит обеспечить условия формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у представителей общества. «Участники программы будут вырабатывать и распространять лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, повысят привлекательность жизни и работы в регионах, в том числе для иностранных студентов и зарубежных ученых, — подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков. — Они также будут формировать у выпускников российских университетов навыки и умения, необходимые для их успеха на современном рынке труда в условиях стремительного научно-технологического прогресса».

ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП
Прием заявок на участие в программе академического лидерства «Приоритет-2030» завершился в августе 2021 года. После официального закрытия процедуры стартовала экспертиза программ развития университетов, которая завершилась в конце осени. Комиссия Минобрнауки России по отбору в программу, в состав которой в том числе вошли министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и научный руководитель программы Андрей Волков, отсмотрела все заявки участников, объявила финальный список вузов-участников и отобрала из их числа тех, кто смог претендовать на предоставление специальной части гранта.

Кстати, отбор действительно был весьма жестким, и у университетов не было права на ошибку — представленные программы должны были содержать конструктивные предложения, способные реально повлиять на научную действительность российского профессионального сообщества. Серьезность намерений подтверждает и тот факт, что базовая часть гранта программы в объеме 100 млн руб. была доведена до участников сразу же после завершения основных конкурсных процедур — в конце сентября 2021 года.

В числе основных критериев отбора университетов были следующие показатели: численность обучающихся по программам высшего образования по очной форме — не менее 4000 человек, доход от всех источников — не менее 1000 млн руб., при этом доходы от

НИОКР должны составлять 5% от них. Помимо этого, комиссию при выборе вуза-участника интересовала доля студентов, зачисленных на первый курс по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности — не менее 60% первокурсников. Однако наиболее существенными критериями стали обязательства университетов уже к 2023 году пройти своеобразный тест на соответствие и в целом готовность к инициированию процедуры реорганизации и слияния, в случае необходимости, с другими университетами и научными организациями.

В итоге заявки на участие в программе «Приоритет-2030» подали свыше 190 учебных заведений, в том числе пять транспортных вузов: Сибирский, Уральский, Иркутский и Петербургский государственные университеты путей сообщения, а также Российский университет транспорта. Стать участниками программы академического лидерства смогли два из них — ПГУПС и РУТ.

В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
Всего участники презентовали 409 стратегических проектов. Более половины из них ориентированы на цифровую трансформацию, а также на мониторинг и контроль эмиссии парниковых газов. В программу попали 106 университетов, в том числе РУТ (МИИТ) и ПГУПС. Они получат гранты на обновление учебно-лабораторной базы и цифровую трансформацию учебных заведений, научные исследования, развитие кадрового потенциала и академической мобильности, разработку новых образовательных программ.

Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I стратегическую программу развития университета представил в Министерстве науки и высшего образования РФ. На защите проекта программы ректор университета Александр Панычев рассказал о том, как будет меняться вуз до 2030 года по всем направлениям деятельности: от образования и исследований до цифровизации и кампусной политики.

Высокоскоростное движение, магнитная левитация, Арктика и безопасная транспортная экосистема — все эти направления были обозначены перспективными для направления научной деятельности транспортного вуза. По словам руководства университета, компетенции ПГУПСа в этих вопросах признаются коллегами на мировом уровне, а защита стратегии развития вуза в рамках конкурса федеральной программы «Приоритет-2030» — еще одно подтверждение профессиональных амбиций. По мнению представителей университета, уже в недалеком будущем их выпускники смогут продемонстрировать высокий уровень профессионализма и работать в крупнейших транспортных компаниях страны, в том числе по одному из важнейших направлений транспортной артерии страны — Северному широтному ходу.

По словам ректора, ПГУПС ждут совместные разработки с другими институтами и подготовка кадров в соответствии с новыми требованиями заказчиков. «Образование будет меняться с точки зрения междисциплинарности, модульности. Наличие междисциплинарных связей позволяет дать рынку кадры, готовые работать в смежных отраслях», — уверен он.

На защиту вместе с командой ПГУПСа приехали вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин и заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский, представляющие интересы региона и индустриального партнера. Владимир Княгинин отметил, что в настоящее время складывается большая агломерация Северной столицы и Ленинградской области. «Агломерация растет очень высокими темпами. Разрешить весь комплекс вопросов мобильности без участия ОАО «РЖД» невозможно. Мы ожидаем большие инвестиции в строительство ВСМ. Нам крайне важно, чтобы, кроме «эксплуатационщиков», мы получили РЖД в качестве заказчика на сложные технологические разработки. Вход города в этот сектор через ПГУПС оправдан и абсолютно логичен», — сказал вице-губернатор.

ПГУПС планирует сосредоточиться на развитии и реализации четырех проектов. Прошедшая защиту программа развития университета предусматривает создание инжинирингового и научно-образовательного центров инновационных технологий. Научная база будет создана с целью обеспечения лидерства ПГУПСа в сфере высокоскоростного движения и магнитолевитационных транспортных средств. Также будет создан научно-образовательный центр по развитию безопасной железнодорожной инфраструктуры. В частности, университет планирует участвовать в развитии объектов транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России.

Российский университет транспорта также представил свое видение реализации программы академического лидерства на суд комиссии. На сегодняшний день РУТ представляет собой единственный системообразующий вуз в системе Минтранса России: 35 тыс. студентов, более 30 тыс. слушателей по программам дополнительного профессионального образования. По словам руководства университета, развитие ведущего транспортного вуза тесно коррелируется с транспортной стратегией Российской Федерации, в разработке которой университет принимал непосредственное участие, а также определено утвержденной Правительством РФ концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса.

Участие в программе «Приоритет-2030» глазами РУТа выглядит как реализация стратегических проектов, отражающих повестку развития транспортной системы страны. По мнению представителей университета, ключевой целью программы является трансформация крупнейшего железнодорожного вуза в общетранспортный университет, интеллектуальный центр поддержки внедрения новых технологий в транспортной отрасли.

В связи с этим университет представил на рассмотрение Минобрнауки России несколько проектов, каждый из которых получил одобрение. Первый из них нацелен на решение транспортных проблем городских агломераций, многие из которых усугубятся, согласно мнению специалистов, к 2050 году, так как большая часть населения в мире будет проживать именно в городах. Количество пробок, аварийных ситуаций, вредных выбросов лишь увеличится к обозначенному сроку. РУТ же предлагает решение — создание в городах мультимодальных интеллектуальных транспортных систем.

По словам специалистов вуза, в рамках данного проекта уже ведется разработка платформы моделирования городских пассажиропотоков нового поколения, а также системы мультимодального планирования движения транспорта. Названные проекты планируется разрабатывать совместно с партнерами РУТа — МФТИ, исследовательским центром «Информатика и управление» РАН. Анализ данных будет осуществлен на основе сведений, предоставленных ОАО «РЖД», ГУП «Московский метрополитен», ЦОДД.

Второй проект касается обеспечения беспилотного движения в рамках опорной сети автомобильных дорог. Основные цели — к 2030 году снизить издержки по грузоперевозкам до 40%, минимизировать аварийность участков и число жертв ДТП. По словам руководства университета, сегодня многие работают над созданием систем автоматизированного управления именно конкретными транспортными средствами. А университет предлагает создать цифровую платформу как часть экосистемы сервисов мобильности, что позволит использовать механизмы рационального управления движением именно как целой системой. В рамках работы над вторым проектом университет планирует создать саму модель дорожного движения, а также необходимую для нее испытательную инфраструктуру, которая сможет стать полем для отработки проектных решений.

Еще один проект коснется поддержки внедрения в стране и мире автономного судовождения и электронной навигации. По словам представителей университета, это позволит судовладельцам на треть сократить операционные расходы и повысить безопасность. Поскольку в современном мире идет борьба за лидерство в данной области, университету поручено обеспечить продвижение именно российских стандартов автономного судовождения в Международной морской организации и создать систему подготовки высококвалифицированных кадров. Реализация этого проекта сможет положительно сказаться на отработке технологических решений по управлению силовой установкой и оборудованием автономного судна, а также поспособствует созданию сквозной системы подготовки специалистов для управления ими. В частности, университет планирует потратить часть полученного гранта на оснащение системами автономного судовождения имеющегося комплекса навигационных тренажеров и вновь создаваемого за счет средств отраслевого министерства учебного судна. «Грант пойдет в том числе на формирование точек технологического роста, связанных с созданием интеллектуальных транспортных систем, управлением мобильностью в мегаполисах, беспилотным судовождением», — сказал ректор РУТа Александр Климов.

Руководство университета в ходе защиты проекта также отметило, что реализация озвученных стратегических проектов потребует смены модели работы вуза. Однако, судя по эффективной работе университета, реорганизация учебного процесса на базе собственных стандартов уже началась. Кстати, частично именно в рамках реализации озвученных планов недавно вуз запустил проект по молодежному технопредпринимательству на площадке университетского технопарка «Московский транспорт». Существенная доля планов связана также и с созданием многофункционального технологического кластера «Образцово», на который согласно соответствующему постановлению Правительства РФ предусмотрено выделение почти 30 млрд руб.

Реализация столь масштабной и амбициозной программы, разумеется, потребует от университетов, ставших ее участниками, колоссальной работы, выхода за рамки привычного взаимодействия между собой и другими научными организациями. Однако, по словам представителей как отобранных вузов, так и Минобрнауки России, именно такого стимула и ждала отечественная наука для выхода на принципиально новый уровень.

Елизавета КАРПОВА, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться