Дефицит кадров – проблема острейшая
Почти два года назад, беседуя с руководителями транспортных предприятий и специалистами в этой сфере о состоянии кадрового потенциала в отрасли, все время слышал от них два основных посыла. Первый: проблема дефицита кадров, прежде всего водителей–профессионалов, нарастает. Второй: срочно нужна программа, желательно на федеральном уровне, по подготовке этих самых кадров. Самим транспортным предприятиям с этой проблемой не справиться.
Прошло два года. Как сегодня оценивают положение с кадрами руководители транспортных компаний?
Вот наиболее распространенные мнения.
Максим Игнатов, руководитель филиала международной транспортно–логистической компании «ТРАСКО»:
– Мы столкнулись с сильнейшим кадровым дефицитом. Стараемся всегда оплачивать труд водителей выше средних показателей по рынку, но и это не всегда дает результат.
Ирина Шведова, генеральный директор ООО «Автоколонна 1212»:
– Сегодня водитель – дефицитнейшая специальность в любой транспортной компании. Водитель–дальнобойщик сегодня – это высококвалифицированный специалист в области организации движения, логистики, таможенного права. Я уж не говорю о том, что он должен знать свою машину, напичканную электроникой, уметь общаться с партнерами и клиентами, знать сопроводительные документы, обеспечивать правильную загрузку ТС и многое другое. Если этого нет, устроиться в нормальную компанию, занимающуюся как внутренними, так и международными перевозками, очень сложно. А низкая квалификация водителей не устраивает сегодня наших заказчиков.
Всему этому надо учиться. Но государственной программы по обучению кадров нет, а прежняя система изжила себя. Автошколы готовят водителей на старых автомобилях. И когда после сдачи экзамена на автомобиле ЗИЛ, ГАЗ выпускники автошкол с водительским удостоверением категории СЕ приходят к нам устраиваться на работу на современные тягачи, мы просто не можем доверить им такую дорогостоящую технику.
Как следует из ежегодного опроса Международного союза автомобильного транспорта, нехватка водителей в европейском транспортном секторе составляет 21%. А, скажем, в России летом соотношение активных резюме водителей–экспедиторов и дальнобойщиков к вакансиям было меньше почти в три раза.
Это стало, помимо мер по противодействию COVID–19, следствием изменения системы обучения водителей и сокращения числа автошкол по подготовке водителей категории Е, дефицита молодых кадров (средний возраст приближается к 55 годам), отсутствия у транспортных компаний средств для обучения своих потенциальных работников и т. д. и т. п.
Чтобы как–то повлиять на ситуацию, транспортное сообщество начало искать свой путь. «Утопающие» решили, что их спасение – в их собственных руках. Поскольку речь прежде всего идет о дефиците профессиональных водителей, по мнению транспортников, должна быть разработана новая программа по их подготовке. Созданные сегодня в регионах центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) пока не готовят водителей категории СЕ.
По инициативе филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу, сети автошкол «Авто–Лада» и руководителей ряда транспортных предприятий сегодня разработана программа подготовки водителей. Она включает в себя организацию учебного процесса по повышению квалификации водителей с категории С на право управления транспортным средством категории Е. В программы включены дополнительные разделы: экономичное вождение магистрального автопоезда, вопросы крепления грузов, изучение сопроводительных документов, транспортного законодательства. Практические занятия планируется проводить на современном автопоезде Volvo с полуприцепом Sсhmitz, который обещает предоставить на договорных началах одна из транспортных компаний.
Как пояснила Ирина Шведова, теперь все зависит от самих транспортных организаций, от того, как быстро их кадровые службы сумеют найти водителей, желающих повысить категорию С на категорию Е, чтобы создать учебные группы не менее чем из 12 человек. Оплату обучения водителей будет производить будущий работодатель, что является гарантией трудоустройства водителя по соответствующему договору с его обязательством проработать в компании не менее трех лет.
Эти предложения приветствуют все, но есть сомнения в возможности их реализации. Например, руководство АО «Лорри» (входит в группу компаний Globaltruck – ведущего FTL–перевозчика России) сомневается, что удастся быстро набрать хотя бы несколько групп. Прежде всего потому, что престиж профессии сильно упал в последние годы, и в немалой степени из–за ситуации, сложившейся в транспортной отрасли.
Но тут уж кивать не на кого. Вряд ли ситуация на рынке грузовых автомобильных перевозок в обозримом будущем заметно изменится к лучшему. Остается сделать выбор: или, условно говоря, утонуть, или спасаться самим. Других вариантов пока не просматривается.
Евгений УШЕНИН, собкор «ТР»
Екатеринбург