Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

С рельс и шпал – на пьедестал

 |  Образование

О транспорте, который облегчал и скрашивал нашу жизнь

Памятники. Это всегда объект внимания. Это живая связь сегодняшнего дня и прошлого. На постаментах можно увидеть героев минувших дней, технику, а порой и целую композицию, напоминающую нам о значимых событиях в истории. Но есть и «герои» нашей повседневной жизни. Например, общественный, грузовой или железнодорожный транспорт.

Коллеги из Коломны и Воронежа

В 2014 году в Воронеже в сквере у центрального железнодорожного вокзала был установлен памятник грузовому паровозу Эр762–91. Первый опытный образец данного паровоза был разработан инженером Вацлавом Лопушинским в 1909 году. Массовый выпуск длился с 1912 по 1957 год. Эти паровозы принимали участие сначала в Первой мировой и Гражданской войнах, а затем в финской и в Великой Отечественной. На этих паровозах перевозились грузы во времена первых пятилеток. Собирали машины на 24 заводах не только на территории СССР, но и во многих странах социалистического блока. На постаменте в Воронеже стоит «Эр» 1951 года выпуска, эта серия стала последней.

Его «коллеге» – паровозу Л–0012 – памятник установлен в Коломне в 1989 году на бульваре Льва Лебедянского. В честь 100–летия главного конструктора паровоза. Эта паровая машина была сконструирована в конце войны в содружестве с академиком Сергеем Сыромятниковым. Производство продолжалось с 1945 по 1955 год. За десятилетку было выпущено около 4200 машин. В 1989 году локомотив с номером 0012 после капитального ремонта был установлен на постамент.

Постамент с электровозом ВЛ22М находится по ул. Машиностроителей перед зданием заводоуправления Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Такие электровозы работали на всех ж/дорогах России. Это был самый массовый локомотив СССР. Установлен 27 апреля 1986 года, в день празднования 50–летия завода. В 1946 году этой моделью завод начал выпуск электровозов. ВЛ22 – модернизированный советский шестиосный электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1946 по 1958 год главным конструктором был Борис Суслов. Конструктивно является дальнейшим развитием электровоза ВЛ22, от которого отличается более мощными тяговыми электродвигателями. Первый советский крупносерийный электровоз. Этих машин было построено свыше 1500.

«Трудяги» на заслуженном отдыхе

В Новокуйбышевске, на кольце ул. Кирова и Промышленной, на постаменте стоит ЗиЛ–164. Очень долго этот грузовик трудился на стройках НСК. Сошедший с конвейера в 1958 году, он работал до 2000 года. С начала 2000–х годов и до июня 2014–го грузовик стоял на пьедестале в грузовом АТП. Его пробег с начала эксплуатации составил 2 млн 675 тыс. 82 км. После реставрации он занял почетное место на въезде в город. Завод имени Лихачева выпускал ЗИЛ–164 с 1957 по 1964 год, в 1965–м с конвейера сошли последние машины этой модели.

На территории Мельнично–Паленихинского карьера комбината «Магнезит», расположенного в Челябинской области, находится уникальный памятник: там на постаменте установлен самосвал БелАЗ грузоподъемностью 110 тонн. В 1961 году, при сотрудничестве со специалистами института НАМИ, был создан первый образец, ставший основой для создания всех будущих гигантов – 27–тонный БелАЗ–540.

Машины–труженики – для городского люда

В Ярославле на въезде в ПАТП–1 на Московском проспекте стоит памятник автобусу–труженику ЛиАЗ–677. Автобусы данной марки работали на городских маршрутах вплоть до конца 90–х годов прошлого века, и именно они перевозили большинство пассажиров по Ярославлю. ЛиАЗ–677 был первым советским автобусом с автоматической коробкой переключения передач. На Ярославском ПАТП–1 такие автобусы эксплуатировались в большом количестве. Это была самая массовая модель Ликинского автобусного завода.

23 августа 2017 года в городе Ликино–Дулево был установлен первый в России памятник автобусу ЛиАЗ–5256. Автобус был установлен возле завода к 80–летию города. Первый такой автобус сошел с конвейера в 1986 году и выпускается по сей день в различных модификациях. Эти автобусы используются почти во всех регионах России и в некоторых городах ближнего и дальнего зарубежья.

Памятник первому автобусу ПАЗ–651 установлен рядом с проходной ОАО «Павловский автобус». Именно с этой модели в 1952 году началась история Павловского автобусного завода, производителя автобусов ПАЗ. До 1952 года Завод автотранспортного инструмента в городе Павлово–на–Оке поставлял только комплектующие для Горьковского автозавода. Благодаря простоте конструкции такие автобусы выпускались и на других предприятиях СССР, в том числе на Курганском автобусном заводе с 1958 года и Рижском авторемонтном заводе. Как утверждают эксперты, на постаменте стоит не первая модификация автобуса, место и дату производства которой сейчас никто не может установить точно.

В 2013 году в Волгограде был установлен памятник трамваю. Его открытие было приурочено к 100–летию трамвайного движения в городе.

Памятник представляет собой копию вагона серии Х, который выпускался с 1926 по 1937 год на Мытищинском машиностроительном заводе, с 1937–го по 1941–й – на Усть–Катавском вагоностроительном заводе. Трамваи данной модели эксплуатировались в городе с 1929 по 1967 год.

Вагон установлен на специальную площадку с рельсами, которая вымощена брусчаткой. Напротив вагона – три информационных стенда, на которых размещена краткая информация об истории развития трамвайного движения в городе.

Свет в конце тоннеля

Памятники вагону метро являются символом основной продукции крупнейшего предприятия Мытищ – Метровагонмаша, которое уже более 110 лет производит вагоны. До 1934 года предприятие выпускало вагоны для железной дороги, а позже было переквалифицировано для производства вагонов метрополитена. Памятник был установлен на проходной и представляет собой композицию: вагон несется сквозь символический тоннель.

Сергей БУЛАЧЕВ


просмотры:

2144

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться