Директор Академии водного транспорта Российского университета транспорта Алексей Володин о подготовке молодых членов экипажей морских и речных судов
– Алексей Борисович, какие образовательные организации осуществляют подготовку квалифицированных кадров для водного транспорта?
– Подготовка квалифицированных членов экипажей морских и речных судов, а также береговых специалистов осуществляется в специализированных образовательных учреждениях, подведомственных Министерству транспорта РФ и Росморречфлоту. К таким вузам относятся Российский университет транспорта, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Волжский государственный университет водного транспорта, Сибирский государственный университет водного транспорта. Кроме того, ряд других вузов системы образования также готовят специалистов по некоторым профессиям морского и речного флота.
– По каким специальностям ведется подготовка плавсостава?
В Академии водного транспорта реализуются следующие образовательные программы высшего и среднего профессионального образования для плавательных специальностей: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» с присвоением квалификации инженера (для высшего образования) или техника (для среднего профессионального образования) соответствующей специальности. Также в колледже академии реализуется программа 5–летнего обучения с присвоением квалификации «Техник–судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок». Это очень востребованная образовательная программа для работы на внутреннем водном транспорте.
По результатам успешного освоения программ обучения и при наличии соответствующего стажа плавания выпускники колледжа и академии получают рабочие дипломы по должностям: помощник капитана, помощник механика и помощник электромеханика, соответственно.
Кроме того, наши курсанты в период обучения имеют возможность получить квалификационные свидетельства по должностям: матрос, матрос–моторист, рулевой и другие в целях прохождения производственной практики в штатной должности.
– Какие направления наиболее востребованы среди поступающих?
– Самый большой конкурс, как правило, на специальности плавсостава, причем в процессе обучения молодые люди имеют возможность выбора профиля – речной или морской транспорт. Многие имеют уникальную возможность получения нескольких рабочих дипломов.
Следует отметить, что эффективное функционирование водного транспорта невозможно без наличия береговой инфраструктуры. Поэтому наша академия реализует программы бакалавриата и специалитета по следующим направлениям подготовки: «Управление водным транспортом и логистическим сервисом на водном транспорте», «Строительство гидротехнических зданий и сооружений повышенной ответственности», «Организация перевозок и управление на транспорте (на водном)» и других.
Ежегодно появляются новые программы обучения. Например, в прошлом году на новую образовательную программу бакалавриата «Международная морская логистика», предусматривающую стажировку в ведущих логистических компаниях, поступали абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ.
В этом году мы также запускаем новую программу – «Проектирование портов и терминалов», которая позволит сформировать кадровый задел для ведущих отраслевых проектных компаний страны.
В соответствии с указом Президента России с 2018 года Российский университет транспорта имеет уникальную возможность осуществлять подготовку по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам, что позволяет проектировать перспективные образовательные программы и дает обучающимся дополнительные преимущества.
– Насколько активно проводится работа по улучшению качества подготовки специалистов в образовательных организациях?
– В прошлом году Правительством России был принят ряд системообразующих решений в области развития транспорта и транспортного образования. При поддержке Министерства транспорта РФ Российским университетом транспорта проводится огромная работа по улучшению качества подготовки специалистов транспортной отрасли. Это в первую очередь связано с улучшением и обновлением учебной инфраструктуры. У нас есть «дорожная карта» по реализации мероприятий по этому направлению. Например, в рамках развития кластера «Образцово» на Новоданиловской набережной Академия водного транспорта получит новый уникальный учебно–тренажерный комплекс с современным учебным и лабораторным оборудованием, общежитием для курсантов. Мы планируем установить инновационные тренажеры, в том числе первый в России тренажер автономного судовождения с использованием российских разработок. Также Российским университетом транспорта уже ведутся работы по модернизации учебной и лабораторной базы на Судостроительной улице в Москве. Полностью будут модернизированы дизельная лаборатория, бассейн, учебные помещения и учебно–тренажерный центр. Надеемся, что уже в новом учебном году наши первокурсники войдут в отремонтированные, оборудованные аудитории.
– Как хорошо сегодня налажена обратная связь между образовательными организациями и работодателями для получения практических знаний и опыта молодыми специалистами?
– Несмотря на то, что у нас заключены соглашения со многими организациями, мы постоянно работаем над расширением базы практик, включая все больше отраслевых и региональных компаний. Действующие работники судоходных компаний и других предприятий отрасли принимают активное участие в учебном процессе, входят в составы экзаменационных комиссий и участвуют во встречах с обучающимися. Это позволяет представителям компаний ближе познакомиться с кандидатами, поучаствовать в их выборе. Выпускникам это дает возможность более детально ознакомиться с будущей работой.
– Каким образом студент проходит практику? Какой процент студентов был направлен академией на море для прохождения практики?
– Для направления курсантов на плавательную практику Академией водного транспорта заключаются договоры о сотрудничестве с судоходными компаниями.
В 2021 году при организации плавательной практики мы столкнулись с серьезными препятствиями, связанными со сложной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации и в мире в целом. Тем не менее 80 курсантов прошли учебную практику в соответствии с учебным планом на знаменитом паруснике «Херсонес», остальные – на других морских судах и судах «река–море» плавания.
В этом году мы планируем продолжать использовать учебно–парусное судно «Херсонес» для организации прохождения практики, также проделана работа по оформлению морских и речных квалификационных документов и уже организованы рабочие места для прохождения практики в судоходных компаниях в штатных должностях матросов, мотористов, мотористов–рулевых и т.д.
Вопрос обеспечения учебной практикой обучающихся – большая проблема для всех морских образовательных организаций страны из–за критической нехватки современного учебного флота. В этой связи РУТ при поддержке Минтранса России начал проектирование учебно–производственного судна, которое будет отвечать всем современным требованиям и даст возможность не только реализовать задачу практической подготовки плавсостава, но и позволит специалистам в смежных областях, например, гидротехникам и экологам проводить на нем научные исследования и использовать его в качестве базы для экспериментов. Это судно станет своего рода «плавучим университетом» для многих специальностей. Планируется, что это будет первое судно из целой серии специализированных учебных судов для вузов Минтранса России.
– Скажите, пожалуйста, сколько специалистов плавсостава после выпуска из академии работают по специальности?
– В 2021 году у нас состоялся первый выпуск плавсостава Академии водного транспорта, он был небольшим. Необходимо отметить, что после окончания обучения многие идут служить в армию, так как отсрочка от призыва действует только на период обучения.
Как правило, после армии большинство ребят возвращаются в отрасль, так как многие стремятся работать на флоте. В университете хорошо организована работа по взаимодействию выпускников и работодателей, многие обращаются в наш учебно–тренажерный центр для прохождения дополнительной подготовки и расширения своих компетенций.
– С какими сложностями приходится сталкиваться выпускникам академии при устройстве на работу на море?
– Курсанты нашей академии хорошо подготовлены, о чем свидетельствуют отзывы работодателей. Однако на сегодняшний день существует одно обстоятельство, затрудняющее устройство выпускников на морские суда.
Положением о дипломировании предусматривается, что выпускники российских морских образовательных организаций освобождаются от квалификационных испытаний при получении первичного квалификационного документа в течение одного года после окончания вуза. Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством наши выпускники подлежат призыву в армию. Данное обстоятельство не позволяет многим ребятам воспользоваться возможностью получить рабочий диплом в первый год после окончания нашей академии.
– Развиваются ли сегодня системы целевой контрактной подготовки специалистов?
– Мы ориентируемся на потребности ведущих судоходных компаний страны, и целевые программы подготовки кадров для работы на флоте были бы очень для нас интересны. Наш университет имеет богатую практику целевой подготовки кадров, но в области водного транспорта мы в поиске таких компаний, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве и «выращивании» собственных кадров «с нуля» под свои требования.
– Какие сегодня используются способы дополнительного мотивирования работников организаций водного транспорта к повышению эффективности собственного труда?
– Важное значение имеет желание работника повышать свою квалификацию, осваивать новые виды деятельности и технологии. Мир не стоит на месте, от современных навыков часто напрямую зависит уровень зарплаты сотрудников. Мы организовываем курсы и программы по многим направлениям для работников отрасли: от повышения квалификации до тестирования персонала и проведения мотивационных мероприятий (тимбилдинга), проектно–аналитические сессии, конференции и прочее.
– Применение аутстаффинга позволит отечественным компаниям быстро находить на время навигации высококвалифицированный персонал, а в межнавигационный период обеспечит работникам занятость. Применяется ли у нас аутстаффинг?
– Это новые, очень интересные технологии по работе с персоналом. В нашей отрасли эти технологии больше подходят для найма портовых рабочих, на строительстве водно-транспортных объектов.
Вместе с тем расширение практики аутстаффинга, на мой взгляд, потребует пересмотра отдельных положений трудового законодательства Российской федерации.
– Почему сегодня сохраняется крайне низкая привлекательность работы в речной отрасли?
– Я не согласен с тем, что работа в речной отрасли сегодня непривлекательна. Если посмотреть на всю географию нашей страны, то во многих регионах водный транспорт является безальтернативным с точки зрения перевозки народно–хозяйственных грузов.
Действительно, водный транспорт долгое время не развивался, этому способствовали экономические причины, изменение структуры грузооборота, конкуренция видов транспорта. К тому же в последнее время мы наблюдаем интерес к развитию водной отрасли, например, связанный с пассажирским транспортом. Особо ярким примером стала инициатива правительства Москвы по запуску городских пассажирских речных перевозок. Этот тренд, на мой взгляд, продолжится и в других городах страны.
Кстати, мы планируем расширять спектр взаимодействия с правительством Москвы по развитию внутреннего водного транспорта в черте столицы. Считаем целесообразным использовать возможности речного транспорта, поскольку внутренний водный транспорт имеет огромные резервы и возможности. Однако, чтобы ввести его в систему городского транспорта, необходимо реализовать ряд мероприятий по развитию береговой инфраструктуры и разработать сеть удобных для горожан маршрутов. Я уверен, что в ближайшее время нас ждут эффективное развитие водного транспорта и новые перспективы для отрасли.
– Каких именно специалистов сегодня не хватает морской и речной отрасли и почему?
– Хороший вопрос… Наступила эра цифровых технологий, которая начинает доминировать над многими логистическими процессами. С точки зрения развития перспективных направлений деятельности речного и морского транспорта назревает вопрос обладания знаниями в области цифровой навигации. Наши исследования показывают, что автономные суда могут в ближайшее время занять определенную нишу. Несмотря на то, что сейчас идут технологические апробации, готовить специалистов нужно уже с ориентацией на новые технологии: от планирования рейса до управления жизненным циклом судна. Мы убеждены, что в ближайшее время появятся новые профессии в области управления и эксплуатации автономных судов.
В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации № ВС–23–р от 15.02.2021 РУТ (МИИТ) обеспечивает реализацию эксперимента по опытной эксплуатации безэкипажных (автономных) судов.
Также в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в настоящее время Академией водного транспорта реализуется проект «Электронная навигация и безэкипажное (автономное) судовождение» и осуществляется разработка образовательных программ с учетом технологий а–навигации и е–навигации, поскольку новые суда будут более «умными», что потребует от кадрового состава отрасли новых компетенций.
Беседу вела
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.