О проблемах и перспективах развития среднего профессионального образования
В Федеральном агентстве железнодорожного транспорта прошло совещание ректоров, руководителей государственных университетов путей сообщения, курирующих работу образовательных организаций среднего профессионального образования, руководителей образовательных организаций СПО на тему, связанную с необходимостью повышения качества среднего профессионального образования в сфере железнодорожного транспорта.
Финансирование – недостаточное
Как напомнил присутствующим в своем выступлении руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин, в марте 2022 года были определены девять подведомственных Росжелдору учреждений высшего и среднего профессионального образования в области железнодорожного транспорта, которые признаны победителями в конкурсе Правительства РФ на право государственной поддержки в виде грантов для развития образовательно–производственных центров (кластеров) в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Планируется, что в каждом университете будет создан образовательно–производственный центр (кластер) на основе интеграции образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования и структурных подразделений компании «РЖД» в реальном секторе экономики.
Цель эксперимента – разработка, апробация и внедрение новой образовательной технологии, предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании. Работа в этом направлении уже началась.
Параллельно создаются площадки для проведения чемпионатов рабочих профессий, которые будут использоваться для проведения демонстрационного экзамена. Так, недавно впервые прошли соревнования по компетенции «Технология железнодорожного транспорта». Участвовали 22 команды, 15 – из подведомственных Росжелдору организаций. Студенты шести из них – представители Дальневосточного, Петербургского, Ростовского, Уральского госуниверситетов путей сообщения – были награждены за выдающиеся учебно–практические достижения.
По словам Алексея Дружинина, по–прежнему актуальным, острым вопросом является ситуация с ежегодным недофинансированием государственных университетов железнодорожного транспорта, их филиалов, реализующих программы среднего профессионального образования. Проблема эта приобрела системный характер. Так, ежегодный объем финансирования остается всего на уровне 65–67%. «В результате мы не можем поддерживать систему СПО на достойном уровне. О стратегическом развитии, развитии материальной базы, обновлении основных фондов речи при таких объемах финансирования идти не может. Средств хватает только на текущее содержание», – сообщил Алексей Дружинин.
Росжелдором проводится большая работа по обоснованию необходимости полноценного финансирования образовательных организаций СПО. В контакте с Министерством просвещения РФ прорабатываются различные варианты решения данного вопроса.
К сожалению, по информации Минпросвещения России, правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на 2022 и плановый 2023–2024 годы не поддержала вопрос о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях. Конечно, реализация экспериментального проекта «Профессионалитет» даст дополнительные стимулы для развития отрасли железнодорожного образования, но в целом вопрос недофинансирования остается нерешенным, подчеркнул Алексей Дружинин.
По его словам, одним из инструментов решения задач по повышению качества образовательных услуг является оптимизация филиальной сети подведомственных Росжелдору образовательных учреждений. Подведомственные вузы совершенствуют свою деятельность в части формирования качественной учебно–материальной базы, библиотечных и информационных ресурсов, лабораторно–технических комплексов, создают условия для работы профессорско–преподавательского состава и обучения студентов. При этом в исключительных случаях по некоторым филиалам принимаются решения о ликвидации.
Это происходит, когда нет условий для качественной подготовки кадров, учреждение нерентабельно или дублируются профили подготовки с другими учреждениями данного региона. Так, с начала 2022 года Росжелдором ликвидированы Мурманский филиал ПГУПСа и филиал СГУПСа в городе Белово, рассказал Алексей Дружинин.
В сложившихся обстоятельствах первостепенное значение приобретают задачи по внедрению новых форматов взаимодействия вузов и крупнейшего работодателя железнодорожной отрасли – ОАО «РЖД». Все решения, связанные с необходимостью оптимизации филиальной сети, принимаются с учетом анализа ситуации на рынке труда и рекомендациями специалистов железнодорожного холдинга.
Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, в компании разработана специальная модель анализа корпоративных компетенций выпускников железнодорожных вузов и техникумов, основными критериями которой являются следующие показатели: объем и качество подготовки кадров, а также уровень научно–исследовательской деятельности и квалифицированность профессорско–преподавательского состава вузов. «Ключевой для нас критерий – это подготовленность выпускника к работе на конкретном производстве», – пояснил Дмитрий Шаханов. Он отметил, что задача внедряемого рейтинга не определить лучшие и худшие вузы и образовательные учреждения СПО, а сформировать критерии объективной оценки эффективности компетенций выпускников, исходя из современных потребностей со стороны работодателя.
Несмотря на все проблемы с финансированием, вузы стремятся усиливать и развивать материально–техническую базу, создавая новые лабораторно–технические комплексы, инженерные центры и комфортные условия для обучения. «Мы с вами вместе продолжаем развивать материально–техническую инфраструктуру университетских комплексов: во многих учебных заведениях оборудовали классы движенцев, занялись оснащением классов локомотивного хозяйства. Предлагаем в полный рост развернуть работу по созданию единого банка сценариев обучения и сформировать конкретные предложения по модернизации тренажерной базы», – обратился к руководству госуниверситетов путей сообщения Дмитрий Шаханов.
Избежать кадрового голода
В последние годы спрос на специалистов среднего профессионального образования значительно увеличился со стороны производства, отметил в своем докладе президент Российского университета транспорта Борис Левин. Примечательно, что зачастую выпускник колледжа или техникума ориентируется на возможность продолжать дальнейшее обучение в вузе. Так что специалисты рабочих профессий на рынке труда нарасхват.
Задача кадрового обеспечения транспортной отрасли тесно связана с необходимостью внедрения современных, в том числе дистанционных, образовательных технологий. Не стоит забывать и о том, что все это происходит в условиях повышения глобальной конкурентоспособности транспортного образования, а также диверсификации научно–образовательной деятельности. Особое внимание, считает Борис Левин, сегодня необходимо уделять подготовке кадров в сфере искусственного интеллекта, логистики и машиностроения.
По мнению Бориса Левина, достижением транспортной отрасли в России можно считать сохранение специфической отраслевой системы среднего профессионального образования, которая сложилась еще в советские годы. На рубеже 2010–х годов техникумы и колледжи транспортного образования вновь вошли в состав вертикально интегрированных университетских комплексов. Кроме того, и основные организации транспортного бизнеса сохранили интегрированные системы подготовки рабочих кадров в собственных образовательных подразделениях. Это позволило транспортной отрасли России избежать кадрового голода, а в условиях современных вызовов выстоять и сохранить потенциал развития.
Нередко в образовательной среде транслируется превратное мнение о том, что будто более половины специальностей и направлений СПО, разработанных в отраслевых вузах, можно отнести к категории непрофильных, это якобы связано с желанием вузов получить дополнительные доходы от своей деятельности. Данное утверждение некорректно, отметил Борис Левин, поскольку все современные транспортные специальности ориентированы на потребности отрасли и открыты по заявкам транспортных предприятий. При этом они соответствуют нормам и критериям ИМО, ИКАО, ОСЖД, МСЖД, КТС СНГ, КСТП, а значит, и всем международным стандартам. Среди важнейших направлений подготовки, относящихся к транспортным специальностям, можно выделить, например, такие: медицина катастроф, транспортное право, IT–технологии, экология, экономика транспорта и т.д.
В числе прочих вопросов в сфере организационно–правового регулирования организаций СПО ректор филиала СамГУПСа в Саратове Лилия Чирикова выделила необходимость решения вопроса привлечения работодателей в качестве линейных экспертов к участию в оценке демонстрационного экзамена, а также потребность в разработке и принятии финансовых механизмов, стимулирующих участие работодателей в развитии системы наставничества на производстве. «Сегодня отрасль нуждается и в создании единого финансово–правового механизма сетевого взаимодействия участников реализации образовательных программ разного уровня», – заявила Лилия Чирикова.
С предложениями по совершенствованию правил предоставления отдельных государственных субсидий выступил ректор СГУПСа Алексей Манаков, ректор СамГУПСа Максим Гаранин рассказал о методике оценки востребованности филиалов на примере Приволжского федерального округа, с докладом на тему «Инновационная модель образовательного пространства как механизм синхронизации подготовки кадров с потребностями рынка труда» выступила директор ВТЖТ – филиала РГУПСа Анна Волкова, а директор ПИЖТ УрГУПС Евгений Гомола рассказал о перспективах создания образовательного железнодорожного кластера на базе филиала вуза в Перми.
Совещание по столь животрепещущей теме, к которой, несомненно, относится подготовка рабочих специальностей для железнодорожной отрасли, было не просто насыщенным, а без преувеличения имело историческое значение. На нем эксперты озвучили около пятидесяти докладов. Специалисты много говорили о необходимости обновления тренажерной базы, повышении престижа рабочих профессий и даже внедрении стандартов и рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях. Было сформулировано следующее предложение: подготовить обращение в ОАО «РЖД» по вопросу использования площадей, а также материально–технической базы предприятий холдинга для проведения образовательными организациями СПО железнодорожного транспорта демонстрационного экзамена. По итогам совещания были сформированы и другие важные инициативы в адрес Минтранса и Минпросвещения России. Главная из них – обеспечить объем финансирования образовательных организаций СПО Росжелдора согласно нормативным затратам.
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.