О подготовке специалистов по программам среднего профессионального образования в области морского и внутреннего водного транспорта
В последнее время система профессионального образования столкнулась с рядом проблем и вызовов. В первую очередь это дефицит квалифицированных кадров, который отмечается во всех отраслях, а также отсутствие связи между профобразованием и требованием предприятий. Программы профессиональных колледжей часто не успевают за изменениями на производстве. Минпросвещения России признает, что до 80% программ просто не соответствуют запросам работодателей. Чтобы решить данную проблему, Министерством просвещения РФ была разработана новая федеральная программа подготовки кадров «Профессионалитет». Одна из ключевых инициатив проекта – вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, максимальная практико–ориентированность обучения, сокращение сроков обучения. Новая программа призвана качественно и быстро обучить молодежь навыкам, необходимым рынку, обеспечить страну рабочими руками и кадрами среднего звена.
Федеральный проект «Профессионалитет» стал одной из инициатив социально–экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Ожидается, что данный федеральный проект станет локомотивом комплексной перезагрузки всей системы среднего профобразования.
Справка. Эксперимент по внедрению Федерального проекта «Профессионалитет» утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Ключевой задачей проекта является создание образовательно–производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.
В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно–производственные комплексы. При этом в состав кластера могут входить колледжи, имеющие мастерские по профилю кластера, и работодатели, выбравшие соответствующий уровень участия.
В рамках проекта будут внедрены новые образовательные программы – интенсивные, ориентированные на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий. Для формирования таких программ запланировано создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций».
Весь кадровый состав образовательно–производственного центра (кластера) – педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, и представители управленческих команд – пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет». Они получат педагогические, производственные, управленческие навыки, навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.
Разработан новый механизм формирования и оценки общего объема региональных контрольных цифр приема. Отраслевые предприятия принимают непосредственное участие в формировании их структуры и объема, это позволит управлять развитием отрасли в части подготовки кадров.
В системе отраслевого образования, подведомственной Росморречфлоту, функционируют пять образовательных комплексов, включающих 22 филиала, 19 из которых осуществляют подготовку кадров по программам среднего профессионального образования. Подготовка кадров в комплексах Росморречфлота осуществляется для всей инфраструктуры водного транспорта: флот, порты, судоремонтные предприятия, учебные заведения, научно–исследовательские институты. Контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО) составляет 23 тыс. человек.
За последние пять лет контингент обучающихся по программам СПО увеличился на 2 тыс. человек, из них 15 357 человек (67%) учатся за счет средств федерального бюджета, 7643 человека (33%) – учатся на платной основе. Приоритетной остается подготовка по плавательным специальностям. Из общего числа почти 19 тыс. человек (83%) учатся по плавательным специальностям.
Несмотря на внушительное число абитуриентов, в учебных организациях в сфере водного транспорта с внедрением проекта «Профессионалитет» пока не торопятся, что вполне обоснованно. Многие плавательные специальности зачастую имеют особую специфику.
Напомним: сегодня подготовка судоводителей с правом эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) составляет 3 года 6 месяцев. Данный период обучения был установлен специально в таком объеме, чтобы выпускник получил свой диплом об образовании в феврале, до начала навигации, и обладал необходимой квалификацией. По окончании обучения выпускник получает диплом помощника капитана – помощника механика, таким образом он может работать судоводителем с правом эксплуатации ДВС. В период обучения курсанты проходят необходимое количество часов плавательной практики в качестве рулевого–моториста, матроса–моториста и получают первый квалификационный документ. Существенным преимуществом курсантов, работающих на реке, является возможность работать на судах смешанного типа (река–море), то есть в речных и морских акваториях. В этом случае следует учесть, что для работы в морских акваториях членам экипажей судов внутреннего водного транспорта необходимо иметь свидетельства, предусмотренные правилом VI/I Конвенции ПДНВ, и подтверждения знаний Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года и Международной морской системы навигационно–гидрографического обеспечения, выдаваемые капитаном морского порта. На данном этапе пока сложно сказать, каким образом возможно осуществить получение всех необходимых компетенций и квалификационных документов и при этом сократить сроки обучения, как это предполагает проект «Профессионалитет». Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников на расширенном заседании коллегии Росморречфлота 30 июня 2022 года отметил: «В настоящее время по «Профессионалитету» больше вопросов, чем ответов. Нам предстоит важная задача изучить все преимущества, возможности и организационные условия внедрения «Профессионалитета» на водном транспорте».
Помимо всего выше сказанного, также больным вопросом является обновление тренажерного учебного оборудования. В образовательных организациях среднего профессионального образования водного транспорта существует острая потребность в совершенствовании тренажерного оборудования, которая обусловлена в первую очередь тем, что при подготовке специалистов среднего звена главенствующим является практико–ориентированный подход. Необходимо строительство береговых учебно–тренажерных комплексов, которые предназначены для отработки специальных компетенций по борьбе с водой, пожаром и методам спасания. Данные компетенции требуют специальных условий и оборудования. Современное оборудование судов, работающих в морских водах и акваториях внутренних водных бассейнов России, предъявляет высокие требования к квалификации членов экипажей, осуществляющих эксплуатацию судов водного транспорта. В результате меняется и национальное законодательство в области обеспечения судоходства и экологической безопасности на внутренних водных путях, безопасности членов экипажей судов внутреннего гражданского флота, по содержанию требований максимально приближаясь к международному.
В настоящий момент по поручению Росморречфлота спроектирован типовой учебно–тренажерный комплекс с бассейном, который полностью соответствует современным требованиям. Такие учебно–тренажерные комплексы необходимо создать в 15 филиалах вузов Росморречфлота, реализующих подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, для эффективного освоения важнейших навыков выживания на море, а также для проведения демонстрационного экзамена по этой компетенции.
В Министерство транспорта РФ направлены предложения по объемам капитальных вложений на развитие инфраструктуры вузов до 2030 года, которые были рассмотрены и получили поддержку на совместном заседании коллегии Министерства транспорта РФ и Министерства науки и высшего образования РФ.
Было принято решение о разработке нового федерального проекта в госпрограмме «Развитие транспортной системы», направленного на обеспечение финансирования с 2025 года объектов инфраструктуры, учебно–тренажерных и лабораторных комплексов, строительства учебных судов образовательных организаций.
По предварительным расчетам, общая сумма вложений по программе развития инфраструктуры вузов водного транспорта на указанный период составляет порядка 25 млрд руб.
Сейчас в рамках проекта «Профессионалитет» на 2022–2023 год по программам судостроения заявились Дальневосточный судостроительный колледж, Калининградский государственный технический университет, Калининградский морской лицей, Калининградский морской рыбопромышленный колледж. В рамках проекта «Профессионалитет» в Дальневосточном судостроительном колледже уже создается образовательно–производственный центр (кластер) «Судостроение». В Калининградском морском лицее в рамках программы «Профессионалитет» у десятиклассников прошла летняя шлюпочная практика. Ребята в течение двух недель знакомились с азами управления шлюпками, поведением на воде в экстремальных ситуациях; учились работать в команде.
Вместе с тем на сегодняшний день остается актуальным вопрос по полному финансовому обеспечению образовательных организаций Росморречфлота на выполнение государственного задания по программам среднего профессионального образования. В 2022 году недофинансирование из средств федерального бюджета составляет 49% от нормативных значений, в то время как региональные образовательные организации различных отраслей финансируют полностью – на 100%, то есть вузы вынуждены закрывать недофинансирование из средств от приносящей доход деятельности.
На данном этапе перед Росморречфлотом и подведомственными образовательными организациями стоят задачи совместно с отраслевыми предприятиями провести необходимые мероприятия по вхождению в федеральный проект «Профессионалитет», обеспечить развитие материально–технической базы подведомственных Росморречфлоту образовательных организаций. В вузах Росморречфлота уже созданы центры карьеры, выполняющие следующие функции:
– информирование обучающихся и выпускников о состоянии и развитии регионального рынка труда;
– осуществление мониторинга трудоустройства выпускников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– предоставление информации, статистических и аналитических материалов по трудоустройству выпускников университета в федеральные и региональные органы власти;
– обеспечение координации деятельности структурных подразделений по вопросам трудоустройства выпускников, в том числе целевиков;
– содействие в трудоустройстве выпускников – лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Центрами карьеры регулярно организуются встречи обучающихся с представителями работодателей, выездные мероприятия на территории работодателя. Особое значение придается проведению Дней карьеры. В критерии эффективности деятельности вузов внесен показатель «трудоустройство выпускников». Мониторинг данного показателя влияет на выделение контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки, что является особо важным моментом во взаимодействии с производственными потребностями в специалистах.
Задача федерального проекта «Профессионалитет» – максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях. Также это возможность сделать обучение студентов менее затратным для бюджета, переложить часть финансовой ответственности за студентов–бесплатников на нуждающиеся в рабочих руках компании и производства. Они в свою очередь будут делиться с молодежью опытом и практическими знаниями. К федеральному проекту уже готовы подключиться Министерство промышленности и торговли РФ и такие крупные работодатели, как Росатом, РЖД, «Сибур», «Русагро» и другие.
В своем интервью порталу «Национальныепроекты.рф» сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Комаров рассказал: «Финансирование сферы среднего профессионального образования (СПО) как со стороны государства (планируется, что в 2022–2024 годах на реализацию проекта направят около 30 млрд руб. бюджетных средств), так и со стороны бизнеса поможет усилить материально–техническую базу подготовки. Важно отметить, что недостаточное финансирование этой сферы было одной из причин оторванности обучения от реального производства. И, чтобы стимулировать бизнес участвовать в проекте, мы предложили внести изменения в налоговое законодательство, которые дадут регионам право уменьшить сумму налога на прибыль для этих организаций. Эту инициативу поддержал и Президент России Владимир Путин.
Подготовка специалистов водного транспорта осуществляется в соответствии с действующими профессиональными стандартами. Разработаны и утверждены 20 отраслевых профстандартов, из которых только у двух не предусмотрено среднее профессиональное образование (гидрограф, инженер–экономист водного транспорта). В настоящее время проводится достаточно сложная работа по актуализации профессиональных стандартов для специальностей «судоводитель–механик» и «матрос».
В 2020 году были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты поколения 3++ по специальностям членов экипажей морских судов и судов внутреннего плавания по уровню среднего профессионального образования. Силами учебно–методических объединений транспортных вузов были разработаны основные образовательные программы.
Подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих крайне необходима как водному транспорту, так и экономике страны в целом.
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.