Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

По методу «перевернутого обучения»

 |  Образование

готовят инженеров перспективных направлений развития транспорта

Ровно год назад на базе Российского университета транспорта (МИИТ) была создана Высшая инженерная школа. Какие новые транспортные специальности и направления подготовки будут востребованы в будущем? По словам директора Академии «Высшая инженерная школа» Олега Покусаева, с которым беседовал корреспондент «ТР», в университете создаются условия для опережающей подготовки специалистов, исследований и разработок, направленных на решение актуальных задач, возникающих перед транспортным комплексом Российской Федерации, системообразующим элементом которого является железнодорожный транспорт.

– Олег Николаевич, Академия «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) – это хоть и молодое, но динамично развивающееся подразделение в составе университета. Чем была продиктована необходимость его создания?

– Актуальность создания Высшей инженерной школы (ВИШ) обусловлена технологическими изменениями в транспортной сфере. Деятельность нового подразделения университета направлена на содействие в достижении целей реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Опыт ВИШ основан на реализации уникальных для транспортной отрасли образовательных программ в новых образовательных форматах с опорой на интеграцию в деятельность партнеров вуза – передовых предприятий отрасли. В рамках ВИШ успешно апробированы современные практикоориентированные образовательные технологии, проектный подход с привлечением студентов к решению реальных практических и опытно–производственных задач от индустрии в соответствии с профилем обучения в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности; инновационные формы профессиональной занятости студентов – вовлечение в практическую деятельность научно–образовательных и научно–исследовательских центров; учебные стажировки, практики на предприятиях; технологии обучения через работу с образовательными дефицитами и запросами обучающихся; образовательные погружения; технологии партнерского наставничества.

Подготовку специалистов в условиях цифровой трансформации транспортной отрасли необходимо начинать уже сейчас, чтобы через 4–5 лет они могли эффективно работать в новой среде. Ключевым является апробированный в рамках ВИШ реверсивный подход к проектированию образовательных программ, или «перевернутый учебный план», уровневое освоение дисциплин, а также подтвердившие эффективность форматы привлечения индустриальных партнеров не только к реализации образовательных программ, но и к формированию их структуры и содержательного ядра.

– На подготовку кадров каких перспективных направлений развития транспорта направлены образовательные программы академии? Поясните, пожалуйста, что такое «перевернутый учебный план»?

– Программы бакалавриата, реализуемые в вузе в очной форме, представляют собой новые сочетания технологий и предметных областей. Взять, например, такое направление обучения, как «Прикладная информатика» программы «IT–сервисы и технологии обработки данных на транспорте». Программа «заточена» на подготовку аналитиков больших данных – крайне востребованных специалистов на рынке IT–индустрии, обладающих знаниями в области математики, статистики и современных методов обработки больших массивов информации, позволяющих решать управленческие задачи в различных отраслях экономики.

Программа «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте» направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» направлена на подготовку специалистов, способных к реализации национальной цели развития по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий, в том числе специалистов в области «сквозных» цифровых технологий: беспроводной связи, промышленного интернета.

Специалисты, которые обучаются по программе «Транспортный и промышленный дизайн» в рамках направления «Наземные транспортно–технологические комплексы», учатся дизайн–проектированию транспортных средств и промышленных объектов с использованием современных программ и оборудования. Они создают дизайн–концепты и проекты для отечественных и зарубежных производителей в сферах транспорта и промышленности.

В этом году перечень программ ВИШ пополнился следующими программами бакалавриата: «Экономика и инженерия транспортных систем» и «Планирование и эксплуатация городских транспортных систем». Также открылась новая программа магистратуры – «Процессная аналитика».

Особо я бы выделил программу «Планирование и эксплуатация городских транспортных систем». Активное развитие агломераций и городского транспорта общего пользования, формирование долгосрочной градостроительной политики, изначально ориентированной на развитие общественного транспорта, внедрение информационных технологий, в первую очередь для повышения эффективности взаимодействия с пользователями, и развитие технологий транспортного планирования и моделирования определяют потребность в специалистах новой формации – транспортный аналитик, технолог транспортных процессов и инженер транспортного планирования.

Таким образом, ВИШ ориентирована на развитие у слушателей знаний и компетенций в сфере транспортных технологий на стыке урбанистики, цифровизации и новых инженерных решений. Образовательные программы направлены на подготовку кадров по перспективным областям развития транспорта. В числе приоритетных направлений – транспортные системы агломераций, информационное моделирование, системы мобильной связи и сетевые технологии, IT–сервисы и технологии обработки данных на транспорте, промышленный и транспортный дизайн.

В основе каждой образовательной программы – проектная деятельность студентов и связанная с ней исследовательская работа.

Конструкция образовательной программы основана на принципе «перевернутого обучения», когда в первый год студент получает именно то, за чем он пришел в вуз – базовые знания и навыки по выбранной специальности, а на второй и третий год обучения начинает совмещать работу в партнерской компании и изучение общих развивающих дисциплин.

– Насколько успешно развивается сотрудничество ВИШ с транспортными предприятиями? Что может дать студенту такая практика?

– У ВИШ большой пул индустриальных партнеров, на данный момент основными из них выступают: ОАО «РЖД», АО «ЦППК», департамент транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы, Московский метрополитен, АО «Синара–Транспортные Машины», Трансмашхолдинг, Мосгортранс, Центр организации дорожного движения правительства Москвы, АО «Максимателеком», «2050.ЛАБ».

Ключевые образовательные партнеры – факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета, Московский физико–технический университет, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, НИУ «ВШЭ».

Что это означает? В первую очередь для студента открываются возможности в рамках проектной деятельности работать над реальными кейсами, взаимодействовать с заказчиком и проявлять себя перед будущим работодателем. Два раза в год в ВИШ проходит презентация разработанных студентами проектов перед компаниями–заказчиками (партнерами), где они могут оценить потенциал студентов академии и пригласить к себе лучших на практику и стажировку.

– Недавно в рамках стратегического проекта программы «Приоритет 2030» на базе академии специалисты НОЦ «Управление мобильностью в транспортных системах агломерации?» провели презентацию комплексной системы моделирования транспортного поведения и разработки графика движения поездов. В чем суть данной разработки?

– Одной из целей стратегического проекта является разработка программного обеспечения цифровой платформы моделирования транспортного поведения для обеспечения эффективного построения, эксплуатации и развития системы транспортного обслуживания населения в городских агломерациях и на уровне субъектов РФ, где важную роль играют анализ и моделирование пассажиропотоков.

Каждый российский город в результате своего развития может столкнуться с проблемой увеличения числа жителей и его гостей, находящихся в городе, при этом растет количество автомобилей, растет транспортная подвижность населения. Все это приводит к необходимости строить новые транспортные пути и расширять возможности общественного транспорта. Для того чтобы правильно и своевременно можно было провести все эти мероприятия, эффективно расходуя городской бюджет и контролируя экологические показатели, нужен четкий прогноз того, какие сформируются транспортные и пассажирские потоки в процессе градостроительного развития. Именно эту задачу призвана решить цифровая платформа моделирования транспортного поведения, разрабатываемая нашими специалистами.

Программа позволит проводить экспертизу строительных проектов с точки зрения транспорта, предложить оптимальное распределение объектов притяжения и жилых районов, обеспечить баланс застройки и транспортной инфраструктуры, определить приоритеты в развитии транспортной системы и обеспечить слаженную работу всех видов транспорта. Отдельного внимания в развитии городской среды мегаполисов заслуживают магистральные системы перевозки пассажиров, а именно железные дороги.

В последние годы мы видим на примере Москвы, что железная дорога очень активно интегрируется в транспортную систему города. Запущены МЦК, первые два маршрута МЦД, прорабатываются вопросы с запуском еще трех маршрутов. Сейчас инвестиции в развитие ЦТУ превышают 100 млрд руб. в год. Но у участников этого процесса все чаще возникают вопросы: какой конкретно будет эффект для города и для пассажиров от этих инвестиций? И, быть может, зачастую достаточно более ограниченными вложениями достичь результата, не начиная глобального строительства?

Ответы именно на эти вопросы сможет предоставить система моделирования и разработки графика движения поездов. Эта программа позволит максимально быстро оценивать те или иные возможности железнодорожной инфраструктуры с точки зрения роста количества пригородных и городских поездов. Говоря проще, мы сможем очень быстро оценить, насколько чаще станут ходить поезда, если построить то–то и то–то…

Сейчас, чтобы точно оценить эффективность нового строительства путей, необходима разработка графика движения. Это очень долгий и сложный процесс, который занимает до полугода у лучших отраслевых организаций. Мы разрабатываем систему, которая позволит сократить этот процесс до месяца, а в некоторых случаях – до двух–трех недель.

Уже сейчас совершенно точно можно сказать, что эта система будет полезна всем проектным институтам, занимающимся развитием транспортных систем городов и агломераций, а также разработкой каких–либо проектов по развитию железнодорожного сообщения в ЦТУ. А в перспективе – всем агломерациям страны, где решат развивать городские перевозки, в том числе рельсовым транспортом.

– В чем заключается специфика организации железнодорожного пассажирского движения в черте мегаполиса?

– В первую очередь организация пассажирского сообщения в мегаполисах имеет следующую специфику – создаваемый сервис должен быть максимально привлекателен для пассажира. Расписание должно быть для него удобным.

С одной стороны, все просто: пассажиру нужны как можно меньшие интервалы движения поездов и работа системы с утра до поздней ночи, без каких–либо перерывов, семь дней в неделю. Возможно, это было бы несложно сделать, но у нас на железной дороге в черте города курсируют и другие поезда: грузовое движение, поезда дальнего следования и т. д. В таких условиях разработка графика движения – это всегда некий компромисс между разными типами поездов. Для того чтобы запустить максимальное количество городских электричек в таких условиях, приходится эксплуатировать инфраструктуру практически на пределе возможностей – это основная специфика организации движения в мегаполисах.

– Какие факторы приходится учитывать при реализации того или иного инфраструктурного проекта в условиях плотной городской застройки?

– Пожалуй, основная особенность в том, что при исчерпании пропускной способности железной дороги вопрос со строительством дополнительных путей в городской черте всегда крайне сложный и болезненный. Горожане не очень позитивно относятся к любой стройке в городе, а тем более когда железная дорога приближается к ним под окна. Возникают и различные инфраструктурные сложности, связанные с таким строительством: это наличие поблизости исторических зданий, подземных коммуникаций, а иногда и просто свободного пространства. По этой причине для города является приоритетным путь интенсивного развития железной дороги: максимальное использование имеющихся путей и дальнейшее снижение интервалов на них за счет модернизации систем интервального регулирования.

– Но вернемся к Академии «Высшая инженерная школа» РУТа. А сами студенты ВИШ могут похвастаться какими–то конкретными разработками?

– В рамках проектной деятельности студенты претворяют в жизнь интересные творческие идеи и создают перспективные разработки. Например, в рамках программы, связанной с IT, они представили проекты, касающиеся разработки информационной модели (карты) расстановки почтаматов для организации почтовой доставки грузов дронами, провели анализ отзывов клиентов АО «ФПК» «Перевозки глазами пассажиров» с оценкой имиджа компании, представили аналитику пассажиропотоков Московского метрополитена и аналитику поездок сервисов шеринга в Москве в сезоне 2021 года.

В рамках программы, связанной с сетевыми технологиями, были презентованы следующие проекты: система автоматизированного управления «умным домом»; разработка управляемого коммутатора; реализация телефонной связи c использованием IP–протоколов в ВИШ; исследование моделей распространения радиоволн для сетей пятого поколения в вагонах Московского метрополитена.

В рамках не типичной для Российского университета транспорта программы по транспортному и промышленному дизайну абсолютно нового направления студенты разрабатывали: велосипедный шлем, средства индивидуальной мобильности (такие как велосипед, самокат, скейтборд). Также при помощи технологий VR была представлена разработка концепции кабины машиниста локомотива в условиях развития беспилотных технологий. Подробнее об этих и других проектах можно узнать на нашем сайте – http://rut.digital/.

Беседовал Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться