Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Обеспечить транспортную доступность

 |  Культура

По данным Росстата на конец 2022 года, по России путешествовали порядка 56 млн человек. Согласно Стратегии развития туризма, к 2035 году эта цифра может увеличиться почти в три раза, до 144 млн поездок в год.

Самые популярные виды туризма – пляжный, культурно–познавательный и экотуризм. Именно эти три вида формируют около 60% потока внутри страны, причем количество путешественников между ними распределяется примерно поровну.

Одновременно развиваются и другие направления туризма. Например, событийный, гастрономический, промышленный, оздоровительный, экстремальный и так далее.

Развитие внутреннего туризма по любому из направлений возможно, если будет обеспечена транспортная составляющая, а именно доступность территории, возможность выбора безопасного и комфортного транспорта, развитость дорожно–транспортной инфраструктуры в целом, наличие, разнообразие и качество транспортного сервиса. Тем более что потенциальные возможности для этого огромные. Россия обладает обширной транспортной сетью: 87 тыс. км железных дорог, 745 тыс. км автомобильных дорог, 600 тыс. км воздушных магистралей, 100 тыс. км внутренних водных путей.

Чартеру в помощь

Ожидается, что в 2023 году в России внутренний туристический поток увеличится на 10% по сравнению с 2022 годом. Произойдет это не только из–за переориентации туризма на внутренние направления в силу известных факторов. Практически все отрасли ТК получают в той или иной форме господдержку для развития именно внутреннего туризма. Так, в 2023–2024 годах для снижения стоимости пакетных туров на внутрироссийских маршрутах Правительство РФ направит 500 млн руб. Речь идет о программе поддержки туроператоров, организующих чартерные авиаперевозки внутри страны. В 2023 году на эти цели из бюджета уже выделено 250 млн руб. Правительство реализует данную программу с 2021 года в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2022 году в ней приняли участие 70 российских регионов. Срок действия программы – до 2024 года включительно.

Одновременно в России идет масштабное обновление региональных аэропортов. Строительство и модернизация аэровокзалов, взлетно–посадочных полос и других объектов проводятся в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов», входящего в нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Работы ведутся по всей стране. Серьезно преобразился челябинский аэропорт имени Курчатова (ранее известный как Баландино). Произведена комплексная модернизация всей аэродромной инфраструктуры: площадь перрона увеличили до 257 тыс. кв. м, что позволит размещать до 33 самолетов. Кроме того, расширена взлетно–посадочная полоса, обновлено покрытие на рулежных дорожках. Все это позволяет комплексу принимать до 2,5 млн пассажиров ежегодно, став крупнейшим авиаузлом на Южном Урале.

В аэропорту Оренбурга открылась после реконструкции взлетно–посадочная полоса – строительство завершено с фактическим опережением на год. Обновленная ВПП к 2025 году позволит нарастить пассажиропоток до 1 млн человек в год.

В конце 2022 года завершилась модернизация сразу четырех аэропортов в Якутии: Белая Гора, Депутатский, Хандыга и Сангар. При минимальных расчетных значениях пропускной способности (от 35 пасс/ч) якутские аэропорты несут огромную социальную нагрузку, обеспечивая порой безальтернативные транспортные связи населенных пунктов.

В настоящее время к реконструкции аэропортовой инфраструктуры приступили в Махачкале, строительство нового аэровокзального комплекса началось в Магадане.

До конца 2023 года завершится реконструкция инфраструктуры 18 аэропортов, в 2024–м – еще 16. На эти цели из федерального бюджета выделены значительные ресурсы: 40 млрд руб. направлено в 2023 году и 35,5 млрд – в следующем.

От Москвы до самых до окраин…

Для его дальнейшего развития внутреннего туризма нужен комплексный подход. В первую очередь это касается автотуризма. По экспертным данным, в России около 60 млн автолюбителей. В прошлом году по стране 22 млн туристов путешествовали на автомобилях. К 2030 году этот показатель должен вырасти как минимум вдвое – до 44 млн человек.

На совещании с Правительством РФ в мае этого года Президентом России было дано поручение по разработке общефедеральной концепции развития автомобильного туризма.

Создание комфортных условий для автопутешествий по достопримечательностям и объектам культурного, духовного, исторического наследия нашей страны требует создания новых стандартов. В первую очередь это стандарты для опорной инфраструктуры и единой системы присоединения объектов сервиса к дорогам, съезды, выгодные условия для инвесторов: чтобы была возможность открыть мотель или, например, супермаркет. Это касается всех субъектов федерации, и главы регионов данную идею поддерживают.

В рамках концепции необходимо разработать типовые модельные решения и стандарты, которые позволят и гарантировать качество услуг, и развивать автопутешествия по стране. В качестве пилотного проекта взята трасса Санкт–Петербург – Владивосток, включающая в себя федеральные трассы Москва – Санкт–Петербург и Москва – Казань.

Пилотный проект «Санкт–Петербург – Владивосток» подразумевает устройство 276 многофункциональных зон, на данный момент создано 80. Развитие МФЗ – это базовая обеспечивающая инфраструктура для путешествий, но тут важно определить самые эффективные точки для их размещения, опираясь в том числе и на национальные туристические маршруты. Для скорейшей реализации проекта необходимы программы по компенсации затрат частных инвесторов на строительство съездов с трасс и помощь в подключении МФЗ к сетям. Для этого потребуется выделить порядка 13 млрд руб. из федерального бюджета в течение нескольких лет.

В России нужен единый национальный стандарт размещения объектов дорожной инфраструктуры с учетом современных требований качества услуг. Этот стандарт должен включать и механизмы формирования земельных участков под размещение объектов придорожного сервиса. На первом этапе идет работа по– определению числа и мест размещения многофункциональных зон придорожного сервиса. Предстоит разработать стандарт для МФЗ, включающий параметры таких зон, объекты, входящие в МФЗ, их количество. Минэкономразвития планирует создать вместе с экспертным сообществом глоссарий, необходимый для определения основных понятий в автотуризме и его четкой сегментации. Срок утверждения концепции поставлен достаточно жесткий – до конца 2023 года.

Развитие автотуризма в России – задача федерального масштаба, поэтому требует оркестровки ресурсов на всех уровнях государственной власти, а также вовлеченности бизнеса. В рамках новой концепции необходимо сформировать модель управления для дальнейшего масштабирования на всю страну.

В июне на 26–м Петербургском международном экономическом форуме в рамках проекта концепции были рассмотрены лучшие региональные практики, выработан комплекс мер по господдержке регионов и частных инвестиций, а также намечены необходимые законодательные инициативы.

Конечно, самым важным для дальнейшего развития автотуризма является состояние дорог. В настоящий момент по всей стране приводят в нормативное состояние автодороги, которые ведут к туристических местам и достопримечательностям. Эта работа проводится в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

К 2023 году по всей стране приведут к нормативу 320 участков дорог общей протяженностью свыше 1,8 тыс. км, ведущих к туристическим местам.

Количество объектов и их протяженность может возрасти, так как регионы – участники нацпроекта могут заключать дополнительные контракты на ремонты. На данный момент дорожные работы завершены на 127 объектах туристических маршрутов общей протяженностью 349,9 км.

Вот несколько примеров, касающихся региональных дорог, с помощью которых становятся доступны местные достопримечательности. Так, большой объем ремонтов в текущем сезоне предусмотрен в Алтайском крае: в работе у подрядных организаций восемь участков туристических маршрутов общей длиной 38 км. В нормативное состояние приводят участок трассы Курья – Колывань – Бугрышиха, ведущей на озеро Белое и на гору Синюху, три отрезка автодороги Алейск – Чарышское, которая ведет к водопадам Аврора и Спартак и к горе Колокольня, участок трассы Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда – Бурла – граница Новосибирской области, по которой можно доехать до соленого озера Бурлинское.

В Тверской области продолжат ремонт трассы Москва – Санкт–Петербург на участке Большие Борки – Нестерово – Черничено, которая идет параллельно федеральной дороге Р–132 «Золотое кольцо» и является туристическим маршрутом в город Старицу, к древним храмам и комплексу Свято–Успенского монастыря, основанного в XII веке.

В Кабардино–Балкарской Республике в этом году стартовали работы по реконструкции автодороги Чегем–2 – Булунгу. Эта трасса имеет особое значение для развития туристско–рекреационной зоны «Эльбрус – Безенги», поскольку по ней обеспечивается доступ к Большим и Малым Чегемским водопадам – месту притяжения большого количества путешественников.

Транспортной доступности туристических мест способствует также строительство обходов городов. 15 июня открыты новые участки федеральной трассы М–4 «Дон»: обход Аксая и дальний западный обход Краснодара. Эти участки значительно сократят время в пути до курортов Черноморского побережья.

В Московской области по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтируют более 50 дорог общей протяженностью порядка 130 км к местам летнего отдыха – паркам, усадьбам, пляжам и зонам для пикников. Работы пройдут в 26 округах.

Работы по замене старой дорожной одежды на новую уже завершили на некоторых участках в Воскресенском, Егорьевском, Наро–Фоминском, Раменском и Рузском округах, на пяти дорогах ремонт продолжается.

Так, покрытие меняют в Долгопрудном на Новом шоссе, по которому можно доехать до р. Клязьма, пристани и яхт–клуба. В Жуковском ремонтируют дороги на улицах, обеспечивающих проезд к Москве–реке, пристани и паркам.

В Воскресенске укладка асфальта уже завершена на участках улиц до парков культуры и отдыха, парка–усадьбы и пляжа. В Наро–Фоминске работы завершили на улице, являющейся подъездом к пляжу. Такие же работы проведены в Рузе, что позволяет проехать к плотине и пляжу на Рузском водохранилище.

Кроме того, комфортный и безопасный проезд будет обеспечен к пляжам, озерам, водохранилищам, паркам и другим в Сергиевом Посаде, Талдоме, Пушкине, Подольске, Павловском Посаде, Орехово–Зуеве, Одинцове, Мытищах, Можайске, Красногорске.

Речные рассветы и закаты

Речной туризм не нуждается в рекламе. Туры по рекам всегда были востребованы, несмотря на достаточно высокую стоимость и раскупались задолго до навигации. Фактором, сдерживающим их развитие, являются даже не старые суда. В этом плане до сих пор выручает еще советское наследство, да и новые суда различного класса в последнее время стали строить. А вот что касается речной инфраструктуры в регионах, то с этим дело обстоит хуже.

Большие надежды региональные речные туроператоры связывают с проектом Минэкономразвития, согласно которому средства для создания соответствующей речной и морской инфраструктуры, а также самих портов, появятся у регионов после реструктуризации бюджетных кредитов.

Программа реструктуризации действует при реализации инвестпроектов в том числе в сферах туристской и логистической деятельности, строительства и реконструкции автомобильных дорог, дорожного хозяйства, транспорта, строительства инфраструктуры для аэропортов.

Помимо причалов регионы также смогут направлять высвобождающиеся средства на инфраструктуру аэропортов, канатные дороги и фуникулеры для развития горнолыжных курортов.

Понятно, что на финансово–емкие проекты, такие как причалы, горнолыжная инфраструктура и т.д., в большинстве регионов не хватает средств. Принятое постановление позволит вкладываться как раз в те проекты, которые уже на последующих этапах реализации могут стать интересными и для инвесторов. Таким образом, в данной инициативе заложена возможность мультипликации эффектов для развития внутреннего туризма.

Строительство новых и восстановление неэксплуатируемых причальных сооружений позволит предлагать новые стоянки и объекты показа на маршруте, разнообразить расписание круизов для постоянных круизных туристов, а также более равномерно распределить операционную нагрузку на туристические компании в регионах.

Круиз – комплексный турпродукт. Труднодоступные причалы и некачественное обслуживание на берегу могут испортить впечатление о круизном путешествии в целом.

Двукратное увеличение круизного турпотока к 2035 году, которое обозначено в плане Концепции развития круизного туризма РФ, невозможно решить без строительства новых причалов.

Кроме того, появление новых точек притяжения для круизных туристов необходимо именно сейчас, когда в стране практически отсутствует выездной туризм. В качестве примера по созданию новых точек притяжения можно привести Татарстан, где относительно недавно появились новые причалы в Булгарах и Свияжске. Туда сразу же стали заходить теплоходы, и теперь Казань по уровню спроса вполне может конкурировать с Санкт–Петербургом в плане круизного маршрута.

Большое значение развитие причальной инфраструктуры имеет и для нового межрегионального маршрута «Великий Волжский путь». Сейчас, к сожалению, во многих интересных местах маршрута просто нет возможности для безопасной и удобной высадки круизных пассажиров.

Эксперты в сфере речного туризма выделяют девять регионов с наиболее перспективными пунктами для развития речного круизного туризма, где необходимы создание или модернизация причальной инфраструктуры. Это: Самарская область (Сызрань, Ширяево, Винновка), Ярославская область (Брейтово и Тутаев, левый берег), Ладожское озеро (остров Пеллотсари, Сортавала), Пермский край (Оса), Ивановская область (Юрьевец), Саратовская область (Вольск), Республика Марий Эл (Юрино), Республика Чувашия (Мариинский Посад). Также строительство причалов необходимо и на озере Байкал.

Под стук колес

Особый интерес сегодня представляет железнодорожный туризм, который представлен не только туристическими поездами дальнего следования, но и экскурсионными турами, которые предлагают региональные пригородные пассажирские компании.

Так, компания АО «Омск–пригород» реализует совместный с туристско–информационным центром Омской области и районными историко–краеведческими музеями туристический проект «Путешествие по родному краю: интересное рядом». Разработаны пять маршрутов экскурсионных туров на основе поездок в пригородных электропоездах на направлениях Омск – Исилькуль, Омск – Называевская, Омск – Калачинская.

Экскурсии проходят в непосредственной близости от железнодорожных станций, занимают немного времени и доступны по стоимости.

В среднем цена тура для одного человека не превышает 400 руб., для школьников и студентов – вдвое дешевле. Поэтому такие туры достаточно популярны среди жителей Омска. На экскурсии записываются семьями, школьными классами. Самый многочисленный тур состоялся при участии более 100 воспитанников Омского кадетского военного корпуса.

В ходе тура «Страницы истории под стук колес» туристы едут на пригородном поезде на станцию Мариановка, где поблизости от вокзала находятся музейный комплекс, включающий железнодорожные здания, сооружения и подвижной состав начала XX века, а также районный краеведческий музей. Акцент в экскурсии сделан на роли Транссибирской магистрали в ключевых событиях прошлого века – революции, Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Нынешним летом ОАО «РЖД» и Северо –Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) запустили новый туристический проект – ежедневный смешанный маршрут с использованием железнодорожного транспорта и пассажирского судна на подводных крыльях «Метеор», курсирующего из Санкт–Петербурга до Кронштадта. Рейсы запланированы на весь летний сезон. Этот сервис привлекателен для туристов тем, что человек из любого города страны, планируя поездку до Кронштадта через Санкт–Петербург по железной дороге, может сразу купить билеты и на поезд, и на «Метеор» на сайте ОАО «РЖД» или в мобильном приложении «РЖД Пассажирам». Скоростное судно идет из Санкт–Петербурга в Кронштадт всего час.

Конечно, сложно подсчитать, сколько обычных пассажиров и сколько туристов везет пригородный поезд по популярному туристическому маршруту. Тем не менее развитие туристических сервисов, безусловно, одна из причин увеличения пассажиропотока в пригородном сообщении.

В Куйбышевском филиале АО «ФПК» возобновлен после почти двухлетнего пандемийного перерыва проект для школьников «Вагон знаний» с интерактивно–образовательной программой в пути следования для знакомства с историей и культурой регионов, через которые пролегает маршрут.

На железнодорожный тур «Все оттенки Жигулевского» туристы приедут на двухэтажных поездах в Тольятти и Самару, чтобы посетить фестиваль музыки и искусств «Тремоло – шедевры мирового мюзикла», а на новом туристическом поезде из Самары в Астрахань туристы отправятся в долину лотосов.

Северо–Кавказская пригородная пассажирская компания этим летом запустила беспересадочный маршрут на рельсовом автобусе «Орлан» из Ростова–на–Дону в курортный Ейск. Ведется работа по формированию под этот маршрут комплексного пакета, включающего перевозку пригородным поездом, экскурсионное сопровождение и проживание в гостинице.

Всего на полигоне обслуживания СКППК туристам предлагается более 20 экскурсионных программ. Большинство из них предполагают мультимодальную перевозку туристов пригородными поездами и экскурсионными автобусами.

Совместно с Агентством по развитию туризма Ростовской области этим летом начата продажа специальной карты лояльности «Таганрогский экспресс» для туристов, путешествующих пригородными поездами. Она включает абонемент на пять поездок, удобный маршрут к достопримечательностям Донского края с путевой информацией и аудиогидами, а также дает скидки на проживание в ряде гостиничных комплексов и некоторых заведениях общепита.

Холдинг «РЖД» в середине 2023 года уже определил график движения туристических поездов на следующий год. Заблаговременная и четкая информация о планируемых в 2024 году турпоездах позволяет людям заранее планировать поездки, а бизнесу формировать новые интересные предложения. В графике на 2024 год останутся все постоянные, сезонные, а также событийные маршруты. Всего их около 40.

По утвержденному в холдинге порядку организации туристических перевозок во всех турпоездах проводится анкетирование пассажиров: на основе полученных данных рассматриваются вопросы о продлении маршрута, назначении нового поезда и вводе новых услуг.

Туристические поезда формирования Федеральной пассажирской компании – это своего рода «отели на колесах». В состав турпоезда включается новый подвижной состав, в котором есть все необходимое для комфортного отдыха: кондиционеры, душевые, розетки, индивидуальные сейфы и многое другое. Пассажирам также предоставляется питание. После знакомства с городами маршрута и осмотра достопримечательностей туристы возвращаются в подготовленные персоналом вагоны. И в путь– за новыми впечатлениями.

Красота и многообразие природы, памятники исторического и культурного наследия – все это имеется в России в таком объеме, что хватило бы не на одну страну. Главное – до них надо добраться. Можно без преувеличения сказать, что именно транспортная доступность сегодня – это драйвер развития внутреннего туризма. И над этим надо работать.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

614

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться