Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Территория подвига

 |  Культура

Как снимали фильм–катастрофу «Экипаж».

 45 лет назад, в 1979 году, на экраны Советского Союза вышел первый отечественный фильм–катастрофа «Экипаж», сразу попавший в десятку самых кассовых картин в истории советского проката – за первый год киноленту посмотрели почти 72 млн человек.
В книге «Великие советские фильмы», увидевшей свет в 2011 году, картине дается следующая характеристика: «Экипаж» можно назвать первой зрелищной и самой удачной отечественной кинолентой жанра фильмов–катастроф. Она уникальна тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга.
Первая серия фильма – бытовая мелодрама, вторая – фильм–катастрофа. Сумасшедший успех фильма у зрителей добавил популярности всем занятым в нем актерам».
Снять отечественный фильм–катастрофу режиссер Александр Митта решил после просмотра экранизации популярного произведения Артура Хейли «Аэропорт», вышедшей в 1970 году. Голливудские фильмы в то время до советских кинотеатров доходили редко, и было решено создать свой блокбастер – остросюжетный фильм, действие которого строилось бы вокруг авиакатастрофы.
Заявку на фильм он подал в 1976 году. Но в разгар работы над сценарием проект чуть не закрыли. Тревогу забили в Министерстве гражданской авиации
СССР, где решили, что «герой» фильма, самолет Ту–154 новейшей модели, не мог потерпеть крушение из–за технической неисправности. Все лайнеры
Туполева – самые безопасные в мире, а Аэрофлот – самая лучшая и безопасная компания в мире. В этом надо было убеждать мировую общественность
в тот момент особенно активно – тогда во Франции разбился советский самолет. И на этом фоне снимать фильм об авиакатастрофе – нонсенс.
Надо было что–то придумать. И авторы сценария – Юлий Дунский и Валерий Фрид – нашли блистательное политическое решение: экипаж самолета
получает задание совершить сложный рейс в пострадавший от землетрясения африканский горный город нефтяников Бидри для эвакуации работающих там советских сотрудников. Происходит повторное землетрясение. В аэропорту, где самолет совершил посадку, все вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. Взлетно–посадочная полоса оказывается поврежденной, взлететь с нее невозможно. Однако взлететь крайне необходимо: в самолете находятся две сотни пассажиров, а селевой поток, вызванный предыдущими подземными толчками, разрушает нефтеперерабатывающий завод, находящийся в горах, вызывает детонацию, и потоки горящих нефтепродуктов на огромной скорости идут
к аэропорту. Ту–154 взлетает за несколько секунд до того, как потоки горящей нефти заливают аэродром…
В общем, советский лайнер становится территорией подвига.
Такой вариант профильному министерству понравился. Аэрофлот даже выделил деньги на съемки, предоставил списанные самолеты и оборудование, освободил несколько взлетных полос и помещений. Кроме того, специалисты компании сделали несколько макетов самолетов для комбинированных съемок. Консультантом картины стал заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов.
Самой большой трудностью было найти самолеты для съемок. Снимать настоящие авиалайнеры было слишком дорого, а списанных Ту–154 нигде не
было. Но киношникам «повезло»: в Новосибирском аэропорту Толмачево из–за халатности загорелся Ту–154А – верхняя часть фюзеляжа прогорела, но
хвостовая почти не пострадала. По железной дороге ее доставили в аэропорт Внуково и снимали в нем «воздушную» сцену ремонта обшивки под свист и
рев моторов, который имитировал мощный ветродув. Занимался «ремонтом» замотанный в теплую одежду актер Анатолий Васильев, который позднее
вспоминал, что чуть не получил тепловой удар, настолько жарко и душно было в «костюме».
Еще одним самолетом для съемок послужил лайнер, на котором во время выполнения рейса Киев – Москва была разлита ртуть, после чего авиалайнер
был отстранен от полетов с пассажирами, а к 1979 году передан Управлению учебных заведений.
По просьбе «Мосфильма» этот самолет предоставили для съемок фильма. К этому арсеналу прибавили макеты воздушных судов. Надо сказать, что уровень монтажа и комбинированных съемок в фильме, как отмечают специалисты, высочайший, он потрясает воображение и поныне. При этом только в двух кадрах заметно, что съемочная группа работала с макетами. А это пять секунд на час экранного времени.
С понедельника по пятницу съемки проходили в павильоне, а в субботу Александр Митта садился в самолет и летел в Ялту, на натуру. Строили макетный город, а потом обрушивали на него огонь и воду, и он исчезал. Для эффекта камнепада и горящей лавы поджигали куски пенопласта и спускали с ялтинских гор. Сель создавали с помощью разбухших отрубей.

Первоначально Александр Митта предполагал снимать в роли командира корабля Алексея Петренко, но актер отказался, не назвав причину. И тогда на
главную роль режиссер позвал Георгия Жженова. Выбор оказался удачным, артист со сложной судьбой не играл, а жил в кадре.
Роль бортинженера Игоря Скворцова должен был играть Олег Даль: начал уже сниматься, но заболел – нервное истощение. Врачи сказали, что он пролежит в больнице месяца два.
«Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю – психую. В общем, сниматься не могу...» – говорил Олег Даль. – Режиссер классный, сценарий классный, но я впервые в жизни не могу сниматься. Не могу, поверьте». Олег произнес это так мучительно и искренне, что отставка была принята. Через год гениального актера не стало по этой же причине – на Украине его, закодированного, угостили алкоголем. Эта доза оказалась смертельной. Картина простаивать не могла, и режиссер пригласил Леонида Филатова, совсем тогда неизвестного артиста. 

Фильм изначально назывался «Запас прочности». Но когда прокатчики увидели первую сборку картины, они в ужасе закричали: «Какой еще «Запас прочности»? С таким названием фильм погибнет!» Название фильма было признано не кассовым. Срочно собрали всю группу, и Митта предложил:
«Дам денежный приз тому, кто придумает хорошее название». Две недели думали–думали и ничего не придумали. Тогда сам Александр Наумович предложил название «Экипаж».
Очень долго продолжалась борьба за финал. По сценарию командир экипажа Георгий Жженов после пережитого стресса умирает прямо на глазах зрителей от сердечного приступа. Поговаривали, что Леонида Брежнева, пожилого генсека, возмущали такие авторские концовки: это что за намеки на то,
что старики умирают, и потому сразу два министра – авиации и кино – вцепились в горло режиссеру, настаивая на хэппи–энде.
Тот месяц боролся, но смерть командира экипажа все равно заставили убрать. Финальные кадры пришлось переснимать, добавив сцену, как экипаж навещает выжившего командира в больнице.
По правде говоря, авиаторы снисходительно смеялись над «ляпами» «Экипажа», но по–доброму, и фильм полюбили. Например, по поводу ремонта фюзеляжа при помощи молотка и о посадке лайнера с оторванным хвостом. А на авиационном заводе в Самаре, где делали Ту–154, профессиональные шутки вызвала сцена, в которой бортинженер из салона вылез к двигателю, ведь там сплошная перегородка, которую не взломать.
Есть в фильме и такой «ляп» – потоки горящей нефти текут с горы к аэропорту. На самом деле это невозможно, нефть в горах не добывают и не перерабатывают.
Кстати, авторы фильма понимали это, но ради зрелищности оставили такую «неточность».


Владимир ГОНДУСОВ


просмотры:

360

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться