Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Хрупкое равновесие

или Как найти баланс между выравниванием и развитием экономик регионов.

В 2019 году Правительство РФ утвердило Стратегию пространственного развития на период до 2025 года, направленную на обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации с целью сокращения межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорения темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечения национальной безопасности страны.

Новая концепция

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин 19 марта провел стратегическую сессию о пространственном развитии России, где обсуждалась новая концепция стратегии.
Он напомнил, что действующая стратегия разрабатывалась в совершенно других условиях, поэтому задачи и инструменты реализации обновленного документа должны учитывать текущие геополитические вызовы, региональные и муниципальные приоритеты, должны быть увязаны с национальными проектами и другими программами, которые будут актуализированы в ближайшее время.
«В ситуации внешних ограничений по поручению главы государства правительство разработало и реализовало целый комплекс мер, что позволило поддержать экономику, чтобы она не просто устояла, а адаптировалась и продолжала движение вперед. Такие результаты и определили новые возможности для пространственного развития России», – подчеркнул премьер–министр.
По его словам, после ухода зарубежных компаний отечественные предприятия занимают освободившиеся ниши, увеличивают производственные мощности, организуют выпуск собственной продукции. Тем самым выстраиваются технологические цепочки внутри страны и, что очень важно, загружаются смежные отрасли. Также усиливается взаимодействие между субъектами Российской Федерации.
Активно наращивается дорожная и транспортная инфраструктура, которая является основой роста экономики регионов, предпринимательской активности. Ее дальнейшее масштабное расширение позволит легче перестраивать логистику и перенаправлять товарные потоки, создавать дополнительные туристические маршруты, в целом обеспечивать большую связанность территорий.

Нивелировать разницу

Парламентские слушания, посвященные ходу реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, прошли и в Совете Федерации, которые провел председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Участники мероприятия обсудили подходы к новой концепции стратегии.
Сенатор напомнил слова председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Нельзя допускать концентрации экономической активности в небольшом количестве центров. Населению должны быть доступны все базовые услуги вне зависимости от места жительства».
В последнее время увеличивается количество территорий с высокой миграцией. За последние 6 лет число таких регионов выросло с 48 до 56. При этом основной проблемой, сдерживающей социально–экономическое развитие, остаются инфраструктурные ограничения, считает Андрей Кутепов.
«Новые вызовы ставят новые задачи пространственного развития. Ограничения на экспорт и импорт привели к росту транспортных издержек и переориентации всей логистики с запада на восток, а также на юг. Рост геополитической напряженности может привести к снижению спроса на нашу продукцию и сырье. Это риски для экономик многих добывающих регионов. Северные регионы могут стать менее привлекательными для жизни», – высказал опасения сенатор.
С основным докладом на парламентских слушаниях выступил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, который представил новый вариант стратегии, рассчитанной на 12 лет.
По его словам, за последние годы удалось сократить разрыв между регионами по ряду направлений: «Основные целевые показатели стратегии показывают, что экономика крупных агломераций растет быстрее среднего, сокращается разрыв между подушевым ВРП геостратегических территорий и среднероссийским. Растет транспортная мобильность внутри страны, существенно увеличились мощности морских портов всех основных бассейнов, пропускная способность железных дорог, грузооборот по всем видам транспорта, а среднее время в пути между столицами соседних регионов сократилось практически на один час».
Также удалось сократить региональную дифференциацию по таким показателям, как индекс качества городской среды, доля благоустройства жилищного фонда. Но сохраняются различия по валовому региональному продукту, инвестициям на душу населения, уровню бедности, обеспеченности жильем.
На важнейшей геостратегической территории – Дальнем Востоке – среднегодовой рост темпа инвестиций в полтора раза превысил среднероссийский. Темпы миграционного оттока с Дальнего Востока сократились в полтора раза. Можно сказать, что стратегия нашла баланс между задачами выравнивания и развития.
«В целом удалось добиться общего экономического роста и прогресса в решении конкретных задач пространственного развития, вместе с тем появились новые вызовы. Но это говорит о появлении и новых возможностей для экономики», – отметил Дмитрий Вахруков.

Вызовы и возможности

Переориентация на новые внешние рынки, изменение правил торговли не только открывают новые возможности для развития транспортно–логистических коридоров, но формируют задачи по снижению рисков для северо–западных регионов нашей страны, которые отдалены от рынков сбыта продукции лесопереработки, и Калининградской области.
Ограничение импорта способствует росту внутреннего спроса, развитию экономики предложения, туризма и т.д. В то же время требуется перезапуск производств в регионах, где они остановились из–за закрытия промежуточного импорта, прежде всего это касается автопроизводства.
Ограничение доступа к иностранным технологиям должно стать стимулом для развития собственных решений, перезагрузки отечественных научных, промышленных, инновационных центров.
Еще один вызов связан с оттоком населения и, как следствие, с дефицитом кадров в отдельных отраслях и территориях. Нехватка кадров – ключевая причина и стимул для роста производительности труда, управления внутренней и внешней трудовой миграцией. Для того, чтобы нивелировать миграционный дисбаланс, прекратить отток из небольших городов и сел в крупные города, необходимо развивать несельские формы занятости на селе.
Предстоит решать специфические проблемы, характерные для отдельных территорий. На Северном Кавказе – это безработица и теневая занятость, в Сибири – высокая зависимость от добычи угля при снижении ее рентабельности, на Дальнем Востоке – инфраструктурные ограничения и сохраняющийся отток населения.
«Все эти вопросы предстоит решать в условиях жестких бюджетных ограничений, а также роста транспортных издержек из–за удлинения транспортных плеч, роста тарифов в связи с тем, что много инвестируем в инфраструктуру, часть нашей продукции торгуется с дисконтом, но важно сохранить достаточную рентабельность для обеспечения роста. Значит, безусловным приоритетом должна стать эффективность инвестиций, которые во многом зависят от пространственной организации экономики», – заявил Дмитрий Вахруков.
Он подчеркнул, что за время реализации действующей стратегии накоплен широкий инструментарий финансовой поддержки: госпрограммы, преференциальные режимы, «инфраструктурное меню», национальные проекты, инвестиционные программы естественных монополий, программы развития регионов, территориальное планирование.
Вместе с тем есть негативные моменты, в частности:
– объекты строятся без привязки к схемам территориального планирования;
– отсутствуют критерии приоритизации при распределении ресурсов в привязке к целям и задачам пространственного развития;
– нет четкой увязки между инструментами и задачами пространственного развития;
– нет механизмов синхронизации инвестпланов естественных монополий с приоритетами пространственного развития;
– нет эффективных инструментов загрузки создаваемой инфраструктуры (принцип «бери или плати»).
В настоящее время подготовкой новой концепции стратегии занимается межведомственная рабочая группа, поступили более 180 предложений. Предполагается, что в новом документе будут определены приоритеты до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
По мнению Дмитрия Вахрукова, критерии стратегии должны быть отражены в отраслевых документах стратегического планирования. Для этого необходимо актуализировать федеральные схемы терпланирования; обеспечить единство приоритетов пространственного и инфраструктурного развития; вернуть принцип «сначала планируем, потом строим»; активно привлекать регионы к разработке критериев и перечня приоритетных населенных пунктов.
Аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова обратила внимание на то, что новый вариант стратегии должен содержать быстроизмеримые показатели, на основании которых можно было бы провести промежуточный анализ ее реализации, не ожидая окончания 2030 и 2036 годов. «Необходимо провести анализ территориальных и отраслевых госпрограмм, модифицировать в них систему целевых показателей. Сегодня отсутствует связь между целевыми показателями стратегии и госпрограмм, – отметила она. – Если мы посмотрим на территориальные госпрограммы, то увидим существенные объемы расходов федерального бюджета по госпрограммам развития ДФО, Арктики, Крыма, Калининграда, но оценить вклад этих госпрограмм в реализацию стратегии практически невозможно».

Показатели КПМИ выполнены на 100%

Говоря о задачах Стратегии пространственного развития, заместитель министра транспорта РФ Василий Десятков акцентировал внимание на преодолении инфраструктурных ограничений федерального значения и повышении доступности и качества магистральной транспортной инфраструктуры.
Он напомнил, что в Транспортной стратегии во взаимоувязке со Стратегией пространственного развития предусмотрено формирование и развитие единой опорной транспортной сети, включающей в себя опорные сети автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей, морских портов и аэропортов.
Важнейшим инструментом развития единой опорной транспортной сети является Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), который реализуется с 2018 года, его действие заканчивается в 2024 году.
Всего за этот период завершено строительство порядка 715 инфраструктурных объектов, в том числе в рамках развития региональных аэропортов введены в эксплуатацию 33 объекта (14 объектов транспортной инфраструктуры и 19 ВПП).
Начиная с 2022–2023 годов были досрочно сданы ВПП в Благовещенске, Магнитогорске, Архангельске. Открыто движение на всех участках скоростной автомобильной дороги М–12 «Восток» общей протяженностью 810 км. В декабре 2023 года на объекте Мурманского транспортного узла досрочно открыто рабочее движение, за 11 месяцев, с опережением срока введены более 50 км железных дорог к морскому порту «Лавна». Запущено пассажирское движение на МЦД–3, МЦД–4.
«По итогам 2023 года уровень достижения целевых показателей КПМИ составил 100%. Кассовое исполнение – на уровне 99,6%. В 2023 году были выполнены все 20 плановых значений показателей, в том числе увеличены: провозная способность на Восточном полигоне – 173 млн тонн, пассажиропоток на Центральном транспортном узле – 772 млн пассажиров (план 748 млн), провозная способность морских портов – 68,2 млн тонн (план 29,79 млн тонн), – отметил Василий Десятков. – В настоящее время в рамках формирования нацпроекта «Транспорт» до 2030 года и на период до 2036 года предусматривается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры».

«Вахтовое проклятие»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области Анатолий Широков считает, что предлагаемый в действующей стратегии алгоритм развития страны через развитие больших агломераций неверен, поскольку огромные территории на Севере и на Дальнем Востоке выпадают из этой схемы.
По его мнению, введение такого понятия, как «геостратегическая территория РФ», было правильным, поскольку оно более точно отвечает потребностям страны для обеспечения устойчивого социально–экономического развития. «Но один фактор работает против наших национальных интересов на этих территориях – это «вахтовое проклятие», – заявил Анатолий Широков. – В Магаданской области огромная доля ВРП производится вахтовым способом, прежде всего горная, рыбодобывающая промышленность. Когда смотришь показатели экономики, радость сплошная, средняя заработная плата 106 тыс. руб., но большую часть этих денег люди увозят в другие регионы». Он призвал в новой Стратегии пространственного развития уделить развитию геостратегических территорий самое пристальное внимание.
Действительно, ДФО и Арктика занимают более 50% территории страны, но при этом для данных регионов характерны самая низкая плотность населения на кв. км, экстремальные природно–климатические условия, географическая удаленность от Центра страны. Самые большие вызовы связаны с низкой транспортной и инфраструктурной обеспеченностью, а также с сохранением и увеличением численности населения Дальнего Востока.
«При таком большом числе ограничений Дальний Восток как макрорегион вносит существенный вклад в экономику страны, через него проходят ключевые транспортные пути, – сказала заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. – Дальневосточному Федеральному округу приходится конкурировать с центральными регионами России по условиям и качеству жизни. О том, что это удается, свидетельствует сокращение темпов оттока населения с Дальнего Востока, в 2021 году впервые был зафиксирован миграционный прирост. Создание преференциальных режимов, свободных экономических зон, свободного порта Владивосток способствовало созданию более 3,5 тыс. новых предприятий с государственной поддержкой, привлечены более 10 трлн руб. инвестиций».
Следующий этап – развитие городов и городских агломераций. На Дальнем Востоке приступили к реализации мастер–планов 25 городов, в АЗ РФ определены 18 опорных населенных пунктов.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Константин Долгов считает, что в новой стратегии необходимо более рельефно прописать приоритеты развития АЗ РФ и Дальнего Востока. На его взгляд, основная проблема кроется в неравных условиях хозяйственного развития. «Понятно, что у разных регионов своя специализация, но при этом абсолютно разные условия ведения бизнеса и в целом ведения экономической деятельности. Начать бизнес в Мурманской области и начать бизнес в Адыгее – это две разные вещи, не говоря уже о Москве. Задача стратегии в том, чтобы увязать воедино транспорт, логистику и т.д., но конечная цель – создать соизмеримые базовые условия для решения социальных задач, инфраструктурного развития во всех субъектах Федерации. Нам надо сделать так, чтобы на всей территории страны были созданы одинаковые условия для ведения хозяйственно–экономической деятельности», – сказал он.
По мнению члена Комитета Совета Федерации по экономической политике, представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области Владимира Кравченко, ключевое значение для регионов имеют инфраструктурные проекты, но где–то они выполняются на 100%, а где–то на 60–70%. «Например, в Томской области коэффициент бюджетной обеспеченности – 0,7, при том что в среднем по стране – 0,9, а бюджетные инвестиции в инфраструктуру в два раза ниже, чем в России. Значит, для того чтобы обеспечить финансирование этих инфраструктурных проектов, которые дают нам точки роста, необходимо уходить на шестилетний финансовый план, что позволит увеличить ВРП субъектов и даст в целом прирост в РФ», – подчеркнул он.
Безусловно, самого пристального внимания требуют вновь присоединенные территории. Важно добиться выравнивания экономик новых регионов со среднероссийскими показателями. В этой связи в Стратегии пространственного развития отдельный раздел должен быть посвящен развитию новых субъектов, их интеграции в экономику страны, на это обратил внимание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Запорожской области Дмитрий Ворона.
В целом система пространственного развития в ближайшие годы должна быть направлена на формирование такой схемы расселения и территориальной организации страны, которая будет способствовать достижению национальных целей и обеспечению нацбезопасности.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

453

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться