Премьер-министр РФ Михаил Мишустин провел встречу с главой Росморречфлота Андреем Тарасенко, где обсуждались приоритетные направления работы ведомства и планы на ближайшую перспективу. В частности, речь шла о расширении пропускной способности водных магистралей, строительстве мультимодальных хабов, интеграции портов новых регионов в транспортную систему страны, а также о подготовке кадров для отрасли.
Андрей Тарасенко рассказал о том, каких результатов добилось агентство в 2023 году. Говоря о мощностях портовой инфраструктуры, он отметил, что 63 морских порта обеспечили грузопоток 884 млн т при производственной мощности 1,368 млрд т. и еще есть запас примерно в 35%, что позволяет наращивать объём грузов в дальнейшем.
Однако на больших реках, таких как Обь, Иртыш, Лена, Енисей, грузооборот падает, потому что нет хабов и нет стивидоров, которые должны сорганизовать и накопить груз, обеспечить грузовую базу. Поэтому сегодня "Росморречфлот" договаривается с «Росатомом» о совсместном создании на таких арктических и северных реках определённых хабов, которые будут накапливать груз и готовить его к перевозке по Северному морскому пути.
Аналогичная ситуация с Амуром. "Мы с железнодорожниками, со всеми стивидорами говорим сегодня о том, что река должна соединиться с портом. То есть должен быть мультимодальный хаб на базе речных портов, в котором заинтересован и морской порт. ...Он должен участвовать в его строительстве, он его должен обеспечивать грузами...", - поделился дальневосточными планами Андрей Тарасенко.
Михаил Мишустин поручил руководителю агентства разработать необходимую прорамму по строительству хабов на базе речных портов. Также премьер-министр обратил внимание на проблему обеспечения портов квалифицированными специалистами и попросил представить Правительству гармоничную программу по наполнению отрасли профессиональными кадрами.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта подтвердил, что такая проблема существует. В России существует шесть отраслевых вузов с 21 филиалом и один колледж, откуда ежегодно выпускаются до 10 тысяч готовых специалистов. В среднем на одного человека за весь период обучения государство тратит порядка 350 тысяч рублей, включая форму одежды, подготовку к плавательному режиму и так далее. При всем при этом, получив образование, люди уходят из профессии. Поэтому одна из главных задач - удержать таких специалистов. А удержать их можно, например, целевым обучением и обязательной трехлетней отработкой.
Особе внимание глава кабмина обратил на восстановление транспортной инфраструктуры новых регинов, включая, водные пути. Сегодня важно, чтобы перевозка людей и грузов осуществлялась по российским стандартам, чтобы ничто не мешало интеграции соответствующих структур новых регионов в общую транспортную систему страны.
Глава Росморречфлота отметил, что работа в данном направлении уже ведется: "Порты сегодня в работе, полностью на учете... Мы плотно работаем с новыми регионами. Чтобы запустить большие предприятия, надо определить, какой нужен грузооборот, какая номенклатура грузов. ... Мы создаем грузовую базу. Приводим в порядок все глубины, которые необходимы, чтобы обеспечить проход судов. И причальные сооружения. Всю инфраструктуру, необходимую для участия в перевалке".