Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Формируются новые угрозы и риски

 |  Право

На них необходимо оперативно реагировать.

С момента утверждения Федерального закона «О транспортной безопасности» прошло 16 лет, и можно констатировать факт, что в настоящее время Минтранс России, Ространснадзор и агентства существенно продвинулись в вопросе построения эффективной, комплексной системы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Однако текущая геополитическая ситуация, связанная с проведением специальной военной операции, сделала вопрос обеспечения транспортной безопасности еще более актуальным.

Террористические акты, совершенные ранее на объектах метрополитена Москвы и Санкт–Петербурга, железнодорожном вокзале в Волгограде и на Крымском мосту, показывают, что основной целью террористов были и остаются объекты транспортной инфраструктуры.

В рамках соглашения об информационном взаимодействии, заключенного между Ространснадзором и ассоциацией «Транспортная безопасность», эксперты технического комитета ассоциации провели анализ исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в части контроля проноса и провоза запрещенных предметов и веществ, риски и угрозы по которым резко возросли. Это радиоактивные вещества, опасные химические и биологические вещества, оружие, боеприпасы.

Анализ выделил ряд проблемных вопросов, которые могут быть разделены на несколько разделов: отсутствие или слабая техническая либо неполноценная техническая оснащенность объектов, качество подготовки персонала, отсутствие гармонизации в действующем законодательстве.

Например, несмотря на достаточно серьезный уровень оснащенности объектов железнодорожного транспорта, экспертами ассоциации выявлена проблема, присущая всем железнодорожным вокзалам в стране, – необходимость усиления контроля въезжающего на территорию вокзального комплекса транспорта на предмет несанкционированного проноса и провоза опасных веществ и материалов, запрещенных к перемещению через границу зоны транспортной безопасности, что в свою очередь соответствует требованиям действующего законодательства в области транспортной безопасности.

Решение проблемы может существенно улучшить результаты досмотровых мероприятий на вокзале и минимизировать возможность реализации террористического акта на транспортном средстве или перронной площади. Также будет минимизирована возможность осуществления перевозки указанных веществ и материалов в другой регион с целью подготовки к совершению террористического акта.

Данный вопрос требует особого контроля со стороны контрольно–надзорных органов, особенно в текущее время.

На объектах метрополитена и железнодорожных вокзалах необходимо внедрять инновационные технические средства транспортной безопасности по контролю опасных химических и биологических веществ, а также средства идентификации/распознания опасных радиоактивных агентов.

В принципе можно констатировать факт, что указанная проблема присуща всем агентствам по видам транспорта.

Учитывая возрастающий риск применения указанных запрещенных веществ и материалов (по информации МИД РФ и МО РФ возможно совершение провокаций с применением «грязной бомбы»), факт наличия указанных технических средств на объектах значительно снизит вероятность совершения террористического акта.

Консультации с субъектами транспортной инфраструктуры показывают на фактическое нежелание приобретать указанные технические средства из–за больших финансовых затрат.

Факт правильного применения и наличия указанных технических средств на объектах транспортной инфраструктуры также требует контроля со стороны контрольно–надзорных органов.

Анализ оснащенности объектов дорожного хозяйства, проведенный по факту совершения террористического акта в Крыму, показал на необходимость пересмотра методики доступа грузового транспорта на мосты. Фактически необходим 100%–ный контроль за указанными автомобилями на удаленных от самого объекта пунктах досмотра грузов, на которых в свою очередь можно осуществить контроль по большинству видов угроз.

Безусловно, это потребует значительных финансовых затрат, но обозначенный выше рост угроз требует мобилизации финансовых, технических и людских ресурсов.

В процессе анализа угроз выявлен новый вид угрозы, который в настоящее время имеет «малый вес» в части его влияния на уровень транспортной безопасности, однако в среднесрочной перспективе степень влияния будет увеличиваться.

В настоящее время на таможенных постах РФ таможенными органами проводится схожая с транспортной безопасностью работа по выявлению запрещенных предметов и веществ. Применяемые технические средства зачастую схожи с техническими средствами на объектах транспортной инфраструктуры.

Однако за последние 3 года обозначился устойчивый тренд на снижение финансирования мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту указанных технических средств.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе указанный факт может стать причиной затруднений в работе таможенных органов и повлиять на уровень антитеррористической защищенности в РФ.

Требуется межведомственное обсуждение указанного вопроса с целью поддержания систем обеспечения безопасности в полностью работоспособном состоянии.

В числе основных элементов обеспечения транспортной безопасности – силы обеспечения транспортной безопасности и качество их подготовки.

Выстроенная система подготовки и аттестации позволила сформировать эффективную структуру, позволяющую поддерживать транспортную безопасность на высоком уровне.

Однако технический парк учебных центров в основном формировался в период реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте 2010 года, и фактически они не имеют в своем составе современных технических средств, которые, как я говорил выше, сейчас стали особенно актуальными.

Соответственно, требуется проведение ревизии учебных центров с целью оценки полноты оснащенности техническими средствами транспортной безопасности с последующим доукомплектованием.

На сайте Ространснадзора, в разделе «Транспортная безопасность», представлен актуальный перечень сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности отечественного производства.

Также возник вопрос необходимости типовых, утвержденных методик реагирования на факт обнаружения запрещенных веществ и материалов.

Формирование и согласование указанных методик сейчас отнесено к компетенции субъекта транспортной инфраструктуры на этапе согласования паспорта безопасности.

Данный факт не позволяет осуществить единообразную подготовку сил обеспечения транспортной безопасности и фактически может стать причиной совершения непреднамеренного террористического акта из–за неправильного действия с обнаруженным веществом и материалом.

Полагаю целесообразным сформировать единые методики реагирования на факт обнаружения запрещенных предметов и веществ с целью единообразной подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Эксперты ассоциации готовы подключиться к указанной работе на безвозмездной основе.

Одним из важнейших вопросов обеспечения транспортной безопасности является реализация постановления Правительства РФ № 969 по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Анализ выявил значительное количество проблем. В частности, обозначу некоторые из основных:

– неясен статус постановления Правительства РФ № 969 в рамках регуляторной гильотины;

– отсутствие гармонизации Федерального закона № 270–ФЗ «О транспортной безопасности» и постановления Правительства РФ № 969 в части терминов «распознание» и «идентификация»;

– необоснованно высокие затраты объектов железнодорожного транспорта (оснащенных в рамках Комплексной программы) на сертификацию уже эксплуатируемого оборудования, учитывая тот факт, что оно уже ранее было допущено в рамках заключений о соответствии оборудования требованиям (при этом сэкономленные средства можно было бы пустить на указанное выше доукомплектование новыми техническими средствами);

– отсутствие назначенного органа по сертификации и порядка сертификации технических средств по обнаружению опасных биологических агентов.

В целях решения указанных вопросов необходимо как можно быстрее реанимировать работоспособность межведомственной рабочей группы по сертификации при Минтрансе России, новый состав которой утвержден 22 августа 2022 года, но до настоящего времени ни разу не собирался.

Можно констатировать факт, что Минтрансом России, Ространснадзором, агентствами проделана огромная работа в области обеспечения транспортной безопасности, но сейчас формируются новые угрозы и новые риски, на которые необходимо оперативно реагировать.

Владислав ВОЛКОВ, председатель технического комитета ассоциации «Транспортная безопасность».



просмотры:

467

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться