Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ
В ГОСДУМЕ РФ

Скорректируют сроки действия договора ОСАГО

 |  Право

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» внесен группой депутатов.

Законопроектом предлагается скорректировать срок действия договора обязательного страхования, который установлен пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и составляет один год, внеся в указанный пункт изменение, согласно которому срок действия договора обязательного страхования может составлять от одного месяца до одного года.

В пояснительной записке данное предложение объясняется существующей у страхователей потребностью в ряде случаев заключать договоры обязательного страхования на более короткие, чем один год, сроки. Данная инициатива имеет своей целью снижение количества случаев использования транспортных средств без заключения их владельцами договоров обязательного страхования.

Оценивая концепцию законопроекта, Комитет ГД по финансовому рынку обращает внимание на следующее.

В настоящее время в рамках срока действия договора обязательного страхования, установленного пунктом 1 статьи 10 федерального закона в силу статьи 16 федерального закона владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств в случае их сезонного и иного временного использования в течение трех и более месяцев в году. Такой подход имеет социальную направленность, а именно – при наступлении страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования, но в период, договором не предусмотренный, страховщик обязан будет произвести предусмотренные федеральным законом страховые выплаты потерпевшим лицам, после чего у него возникнет регрессное требование в размере осуществленного им страхового возмещения к лицу, причинившему вред. Таким образом, в существующей в настоящее время конструкции сезонного использования транспортных средств федеральный закон защищает прежде всего интересы потенциальных потерпевших.

В случае принятия предлагаемого законопроектом изменения могут возникнуть ситуации, когда владелец транспортного средства, заключив договор обязательного страхования со сроком действия один месяц, использует транспортное средство после истечения срока действия договора. В случае причинения таким лицом вреда имуществу других лиц за пределами срока действия договора потерпевшие не смогут получить безусловную и не зависящую от имущественного положения владельца транспортного средства гарантию возмещения вреда, причиненного их имуществу, в размере расходов, необходимых для его приведения в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

В этой связи комитет полагает: либо в статье 16 федерального закона надо уменьшить до одного месяца срок, в течение которого возможно сезонное использование транспортного средства, либо в пункте 3 статьи 10 федерального закона увеличить с 20 дней до одного месяца сокращенный срок действия договора обязательного страхования и уточнить перечень случаев, когда срок действия такого договора может составлять менее одного года.

В любом случае целесообразно рассматривать заключение договоров обязательного страхования на срок менее одного года не как правило, а как исключение, поскольку основным назначением и целью приобретения транспортных средств является их использование для перевозок людей, багажа и грузов. Использование же транспортных средств без заключения договоров обязательного страхования нарушает закрепленный федеральным законом принцип всеобщности и обязательности страхования владельцами транспортных средств своей гражданской ответственности, может привести к нарушению прав и законных интересов большого числа лиц и не будет способствовать достижению заявленных в пояснительной записке целей.

Комитет отмечает, что концепция законопроекта поддержана Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации. Вместе с тем названные органы высказали по проекту ряд замечаний, которые необходимо устранить при доработке законопроекта ко второму чтению.

Фото: freepik.com

 


просмотры:

426

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться