Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий основания досрочного расторжения договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен Правительством РФ и разработан в целях законодательного закрепления возможности расторжения договоров аренды федерального имущества при неисполнении предписаний контрольно–надзорных органов и решений судебных инстанций при нарушении законодательства Российской Федерации в области санитарно–эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области охраны окружающей среды.
В пояснительной записке отмечается, что действующие договоры аренды федерального имущества морских портов содержат положения, устанавливающие обязательства арендатора соблюдать требования контрольно–надзорных органов, а также выполнять за свой счет предписания данных органов в отношении ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора и ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку вне арендуемых объектов.
При этом в настоящее время припортовые территории характеризуются неблагопроятной экологической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, сложившейся из–за загрязнения компонентов природной среды угольной пылью в связи с осуществлением в портах стивидорными компаниями деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля. Однако неисполнение стивидорными компаниями предписаний контрольно–надзорных органов и решений судебных инстанций об устранении соответствующих нарушений законодательства не являются основанием для расторжения договора аренды, что приводит к недостаточному стимулированию соблюдения такими компаниями природоохранных и санитарно–эпидемиологических требований.
Законопроект конкретизирует основания, которые являются существенным нарушением условий договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах, и могут повлечь за собой его досрочное расторжение.
В указанных целях в законодательстве предлагается закрепить возможность расторжения договора аренды федерального имущества при неисполнении предписаний контрольно–надзорных органов и решений судебных инстанций при нарушении законодательства Российской Федерации в области санитарно–эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области охраны окружающей среды.
Проектируемые нормы законопроекта усиливают существующие и вновь принятые меры воздействия на арендатора федерального имущества, к которым относятся и крупные денежные штрафы в качестве меры наказания, касающиеся также повторного неисполнения предписаний контрольно–надзорных органов и решений судебных инстанций в соответствующих областях.