Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Издержки правового поля

 |  Право

С момента принятия закона о такси № 580 прошел год. Что изменилось?

Предыдущий форум такси в 2023 году проходил в преддверии принятия нового закона о такси, известного как № 580–ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Насколько оправдались ожидания бизнеса и власти после почти года работы в новых условиях – эта тема была интересна всем участникам МЕФТ–2024.
Для того чтобы объективно оценить работу такси в условиях нового закона и изменившихся экономических реалий организаторы МЕФТ провели опрос региональных уполномоченных органов субъектов РФ для подготовки ежегодного доклада о состоянии таксомоторных перевозок. Участие в опросе приняли представители уполномоченных органов исполнительной власти 84 субъектов Российской Федерации. Это позволяет считать полученные результаты достоверными. Вот некоторые из них.

Региональный срез

Итак, по результатам проведенного опроса организация работы представителей уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ после 1 сентября 2023 года усложнилась. Это отметили большинство респондентов (43%). Только для 18% опрошенных организация работы при новом федеральном регулировании стала проще. При этом, по мнению большинства профильных органов власти субъектов РФ (45%), федеральный закон положительно повлиял на легализацию рынка таксомоторных перевозок.
Многие регионы столкнулись с определенными сложностями в процессе изменения соответствующих нормативно–правовых актов субъектов РФ: все необходимые акты для деятельности легкового такси приняты только в 65 субъектах (по данным на апрель 2024 года). Сроки оказания государственных услуг являются слишком сжатыми. При том что, как правило, таксомоторной деятельностью в профильных органах в регионах занимается небольшое количество сотрудников – 1–2 человека. Также отмечена нестабильная работа Единого портала государственных услуг, в результате трудно внести сведения о транспортных средствах. При реализации норм нового федерального регулирования особая сложность возникает при работе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Основой новой системы государственного регулирования легкового такси, как известно, являются три региональных ре-
естра, объединенные в федеральную информационную систему (ФГИС), призванную сделать рынок такси легальным и прозрачным.
Представители уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к процедурам взаимодействия с ФГИС «Такси» и ведения региональных реестров отнеслись по большей части положительно (60%).
Ряд сложностей и затруднений при работе с системой и ведением реестров все же есть. И в большей степени эти трудности связаны с технической стороной работы. Так, например, нет круглосуточной службы технической поддержки, а учитывая разницу в часовых поясах, некоторым регионам приходится ждать сутки ответа, консультации и результата. Естественно, по мере совершенствования системы трудности будут устраняться.
При доработке ФГИС «Такси» необходимо включение в ее функционал региональной информационной системы, а также адаптация ПО к новым требованиям закона.
Кроме того, необходимо автоматизированное информационное взаимодействие с МВД бывших союзных республик в части получения информации о действительности паспорта, водительского удостоверения и справки об отсутствии (наличии) судимости граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве водителей легковых такси.
Регионы нуждаются в предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на разработку информационной системы регионального контроля в сфере такси, а также в предоставлении субсидий перевозчикам субъектов при приобретении локализованных транспортных средств, субсидий на возмещение лизинговых платежей за приобретение автомобилей (по примеру Москвы и Московской области).
Закон, как известно, позволяет проявлять региональную инициативу в части требований к такси. Так, могут устанавливаться дополнительные требования к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси. На апрель 2024 года данное требование установлено в восьми субъектах Российской Федерации: Краснодарский край, Ленинградская область, Московская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Крым, Санкт–Петербург, Ульяновская область.
Также есть возможность принятия нормативно–правового акта субъекта РФ по установлению обязательной аттестации на знание расположения на территории региона объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), медицинских организаций, объектов образования, спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
По результатам опроса аттестация водителей на апрель 2024 года не проводится ни в одном регионе. В Карачаево–Черкесской Республике, Москве, Московской области, Нижегородской области, Оренбургской области и Республике Калмыкия аттестация водителей планируется.
В настоящее время рынок таксомоторных перевозок находится на стадии адаптации к новым экономическим условиям. К факторам, по мнению региональных органов государственной власти, тормозящим его развитие, относятся: высокие тарифы страхования, растущая стоимость транспортных средств, высокая процентная ставка по лизингу/кредитованию, трудности с доставкой и приобретением запасных частей, незначительные штрафы для нелегальных водителей и отсутствие иных мер административного воздействия, социальная незащищенность самозанятых, мобилизация и отток водительских кадров, сложности предоставления услуг глухонемым, слабослышащим.
В сравнении с результатами опроса 2023 года проблема высокой стоимости страхования таксомоторных перевозок продолжает оставаться одним из ключевых барьеров развития рынка.
В соответствии с результатами по данным на апрель 2024 года только в 10 регионах существуют меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере такси: Калужская область, Красноярский край, Липецкая область, Москва, Нижегородская область, Республика Крым, Рязанская область, Санкт–Петербург, Тульская область, Тюменская область. В сравнении с результатами опроса, проведенного в 2023 году, количество регионов, в которых существуют меры поддержки бизнеса, осталось практически неизменным, что является отрицательным показателем в условиях текущих экономических реалий.
В Калужской области представители такси имеют возможность на общих основаниях пользоваться государственной поддержкой в рамках действующих региональных государственных и ведомственных целевых программ, а также обратиться в Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области за получением микрозаймов на льготных условиях.
В Липецкой области предоставляются субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением электромобилей для осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси на территории области.
В Республике Крым поддержка и работа с отраслью ведется в рамках центра «Мой бизнес».
Для оказания финансовой поддержки в Санкт–Петербурге создана некоммерческая организация – Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего бизнеса Санкт–Петербурга, которая осуществляет финансовую поддержку в части предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) начинающим и действующим субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым, в том числе в сфере такси, перед кредиторами.
Тульский областной гарантийный фонд (ТОГФ) предоставляет поручительства по договорам займа, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии и иным договорам субъектов МСП, не имеющих достаточного собственного обес-
печения перед финансовыми организациями. Стоимость поручительства ТОГФ составляет от 0,25% годовых от суммы обязательств. Максимальный размер поручительства составляет 50% от суммы кредита (до 25 млн руб.).
В Тюменской области функционирует центр «Мой бизнес» для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В центре оказывают целый спектр услуг, начиная от консультирования по вопросам получения государственной поддержки, обучения предпринимателей и заканчивая решением вопросов по реализации самой бизнес–идеи. В центре предприниматели могут получить консультационные услуги по кредитованию, налогообложению, бухгалтерскому учету, юридическим аспектам, пройти обучение по предпринимательству в формате «одного окна», что актуально для категории самозанятых. Также в Тюменской области установлен широкий перечень льгот для отдельных категорий налогоплательщиков – физических лиц. Например, от уплаты транспортного налога в полном объеме освобождены физические лица – владельцы легковых автомобилей с определенной мощностью двигателя, физические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на личном автомобиле (применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).
Социальное такси – это услуга специального транспортного обслуживания для отдельных категорий граждан. По данным опроса, программы социального такси на апрель 2024 года реализуются в 37 субъектах Российской Федерации. В пятерку регионов – лидеров по количеству транспортных средств, используемых в качестве социального такси, входят: Санкт–Петербург (1772 машины), Москва (195), Московская область (95), Тюменская область (56) и Ленинградская область (50). Согласитесь, что такого количества машин явно недостаточно, хотя речь идет о лучших.
В последние годы активное развитие получили тренд на электромобильность и вектор на активное внедрение электромобилей в России, что также коснулось и сферы таксомоторных перевозок. Так, был взят курс на наращивание производства собственных электромобилей и создание нового сектора экономики, важным этапом в реализации которого будет внедрение электромобилей именно в сферу такси и каршеринга. Учитывая важность развития и внедрения электромобильного транспорта, респонденты были опрошены относительно использования электромобилей в таксомоторной отрасли в регионах. Согласно полученным данным только 31% респондентов подтвердили наличие электромобилей в таксомоторных парках в регионе. В половине субъектов Российской Федерации (52%) электромобили в качестве легковых такси до сих пор не эксплуатируются. При этом важно отметить, что в сравнении с 2023 годом наблюдается положительная динамика внедрения электромобилей в отрасль таксомоторных перевозок – количество регионов, в которых началось внедрение электромобилей в таксопарки, увеличилось на 17%. Среди регионов – лидеров по использованию электромобилей в таксопарках можно выделить: Нижний Новгород (385 машин), Краснодарский край (260), Ростовскую область (200), Санкт–Петербург (151), Москву (120).
Невысокий уровень внедрения электромобилей в отрасль связан с пока слабым уровнем развития соответствующей инфраструктуры.
Напомним, что оценка деятельности таксомоторной отрасли в опросе – это оценка со стороны региональных властей, отвечающих за развитие такси.

Услуги дороже, водителей меньше

В 2023 году рынок такси достиг объема порядка 1225 млрд руб. Такой результат достигнут как за счет восстановления количества заказов до уровня 2021 года, так и за счет роста тарифов в среднем на 23–29% к ценам 2021 года.
В настоящее время на рынке такси несомненным лидером является «Яндекс.Такси» с долей рынка более 94%.
Такси «Максим» занимает порядка 4%. При этом есть существенная доля серого рынка. Сервисы эмитента – «Ситимобил» и «Таксовичкоф» в совокупности занимают менее 1% на российском рынке такси.
Кроме того, важно отметить, что доля рынка агрегаторов варьируется в зависимости от количества населения в городе: «Яндекс.Такси» занимает наибольшую долю в крупных городах с населением более 500 тыс. человек. «Максим» и «Яндекс.Такси» – игроки с равными долями в средних городах России (с населением от 100 до 500 тыс. человек). Сервисы «Везет» и «Максим» развивают бизнес в том числе в городах с численностью менее 100 тыс. челлвек.
Услуги такси в России непрерывно дорожают с апреля 2021 года. Но особенно активный рост начался в 2023 году: по данным Росстата, цены повысились на 15,83%. Для сравнения: в тот же период 2022 года рост составил всего 5,57%.
Если летом 2023 года поездка на такси обходилась в среднем в 31,27 руб. за километр, то к зиме цена выросла до 36,22 руб. Это исторический рекорд. Зимой 2022 года стоимость составляла 29,55 руб. за километр – это значит, что рост цен за год составил 22,57%.
В службах такси рост цен считают еще более радикальным. По мнению представителей сервиса «Максим», стоимость поездки увеличилась еще больше: примерно на 25% в регионах и на 40% в Москве.
Такого же мнения придерживаются и в «Яндексе» – крупнейшем агрегаторе такси в России.
На росте цен сказывается целый комплекс причин. При этом влияние некоторых факторов будет только усиливаться.
Важную роль играет новый закон о такси, ужесточивший требования к водителям. В частности, необходимо получать разрешение и приобретать специализированный страховой полис, запрещено управлять такси гражданам с непогашенной судимостью и тем, кто не заплатил как минимум три штрафа за нарушение ПДД.
Официальное оформление требует больших средств – максимальные издержки водители видят в специализированном ОСАГО: такой полис обойдется в 10–20 раз дороже, чем стандартный, хотя стоимость страхового покрытия не меняется.
Иногда таксисты не могут купить полис и по другим причинам. Даже несмотря на высокую стоимость страховки, страховые компании под различными предлогами отказываются продавать полис таксистам. К сожалению, это распространенная практика в отношении такси.
По данным телеграм–канала «Омбудсмен такси», постоянный отток водителей из отрасли идет с 2020 года: сферу покидают как новички, так и опытные таксисты. По данным общественного совета по развитию такси, по состоянию на конец 2023 года нехватка водителей составила 72 тыс. человек. И несмотря на то, что спрос на поездки вернулся к уровню 2021 года, количество действующих разрешений сократилось на 13,6%. Число водителей уменьшается практически во всех регионах, за исключением Москвы и Санкт–Петербурга. В городах с численностью населения менее миллиона снижение достигает 36–44%.
К такой ситуации, по мнению автоэкспертов, приводят прежде всего низкие зарплаты, точнее, разрыв между обещанной оплатой и фактической. Агрегаторы и диспетчерские в настоящее время обещают до 120–140 тыс. руб. в месяц, но в реальности таксисты редко получают больше 35–40 тыс. в регионах и 70–90 тыс. в Москве.
В 2023 году сфера такси столкнулась с дефицитом доступных автомобилей, особенно эконом–класса. Для нужд таксомоторной отрасли ежегодно требуется от 40 до 50 тыс. новых автомобилей. В 2023 году дефицит транспортных средств достиг 21,4% относительно уровня 2021 года. Большинство автомобилей были куплены перевозчиками еще до пандемии, и срок их службы уже к середине 2023 года начал подходить к концу. Сложности с приобретением новых машин связаны с нехваткой на рынке моделей доступной ценовой категории. Поэтому перевозчикам приходится переориентироваться на автомобили повышенных классов, что приводит к росту издержек. Так, по оценкам экспертов, в среднем цена автомобиля класса «комфорт» с учетом лизинга выросла по сравнению с 2021 годом на 43%.
По данным Росстата, с февраля 2022 года по декабрь 2023–го стоимость нового иностранного легкового автомобиля выросла более чем в полтора раза – с 1,38 млн до 2,29 млн руб. Отечественные машины подорожали на 30% – до 1,01 млн руб.
Растут цены и на подержанные автомобили. Если в январе 2022 года такая машина стоила меньше 1 млн руб., то к концу 2023 года за нее пришлось заплатить более 1,4 млн.
Самые бюджетные машины, стоившие три года назад менее 1 млн руб., подорожали минимум на 1 млн руб.
Судя по этим данным, не ездить нам в ближайшее время в булочную на такси…

Самозанятые могут уйти

По данным Объединения самозанятых России, в стране к этой категории можно отнести не менее 2 млн водителей. Это граждане России, экономически активные, с доходом на уровне средней заработной платы по региону, содержащие семьи. Самозанятые, легализованные в системе ФНС, формируют налоговые поступления как плательщики налога на профессиональный доход в размере 7 млрд руб. в год. Легализовавшись в налоговых органах, они уже вышли из тени. И по прошествии года после принятия нового закона о такси большая часть несогласных с регулированием водителей не планирует продолжать работать в такси.
Возникает законный вопрос: с чем это связано?
Федеральный закон № 580 внес значительные изменения в регулирование такси–перевозок. Введены требования по прохождению ежедневных медицинских и технических осмотров вне зависимости от статуса водителя. В 45% малых населенных пунктов страны с численностью населения до 100 тыс. человек, где услугу такси оказывают члены объединения, пунктов мед-
осмотра нет вообще, как и нет технических возможностей для телемедицинских осмотров. В среднем в городе до 500 тыс. человек населения на 3–5 тыс. перевозчиков имеется от 1 до 5 пунктов медосмотра. Время нахождения в очереди на мед-
осмотр в среднем составляет 14 суток.
Аналогично пункты техосмотра отсутствуют в 47% населенных пунктов. Помимо ежедневных технических и медицинских осмотров закон установил и другие предельно жесткие требования к самозанятым водителям. Например, вменяемая перевозчикам обязанность страхования ОСАГО по тарифу «Такси», который превышает стоимость стандартного тарифа в 10 и более раз и в зависимости от региона составляет от 50 до 120 тыс. руб., что сопоставимо с величиной двух–трехмесячного дохода самозанятого от деятельности такси.
Обязанность страхования самозанятых водителей по тарифу «Такси» объясняется особой аварийностью именно в этом виде общественного транспорта, и именно самозанятыми. Хотя достоверной статистики на этот счет у страховщиков нет.
Также законом предусмотрена стандартизация внешнего вида автомобилей такси, которая дополнительно устанавливается в регионах, в частности единый цвет машин. Стоимость перекраски автомобиля доходит до 100 тыс. руб. Только в Белгородской области и Республике Крым машины такси могут быть четырех цветов, в остальных допускаются только два цвета, а то и вообще один. Расходы, которые должны нести самозанятые, для них беспрецедентно высоки и экономически нецелесообразны.
Кроме того, затруднена возможность подачи заявления о получении разрешения на деятельность такси самозанятыми водителями. Заявления в МФЦ принимаются только в 24 субъектах страны. Для подачи заявления через Госуслуги самозанятому требуется усиленная квалифицированная электронная подпись, которой физлица, естественно, не имеют.
Помимо прочего законом устанавливается запрет для агрегатора на передачу заказа таксистам, которые не имеют или потеряли статус перевозчика во ФГИС «Такси». При этом темпы легализации перевозчиков легковым такси остаются крайне низкими: на 28.12.2023 в реестре перевозчиков ФГИС «Такси» 4,2 тыс. юридических лиц, 65,8 тыс. индивидуальных предпринимателей, 5,1 тыс. самозанятых. Это означает, что всем остальным миллионам водителей агрегаторы передавать заказы не имеют права под угрозой своего закрытия.
А ведь предполагалось, что новый закон будет адаптирован под самозанятых, в том числе водителей. В 2019 году, на старте эксперимента по налогу на профессиональный доход, заявлялось, что одной из целей закона является легализация доходов самозанятых, работающих с цифровыми платформами–агрегаторами, в первую очередь в сфере такси.
При разработке и утверждении закона авторы заявляли, что он должен наделить самозанятых «возможностью и правом» выйти «из тени». Однако действующая редакция закона о такси вынуждает оставаться «в тени» или уходить из отрасли. Экономически активные граждане могут перейти в сферу доставки, услуг, строительства. Также отмечен массовый, исчисляемый тысячами переток водителей из сервисов заказа такси в неконтролируемое интернет–пространство мессенджеров и групп в соцсетях, где водителя–нелегала невозможно выявить и контролировать. В результате безопасность в сфере такси, налаживаемая на протяжении двух десятилетий, начинает разрушаться в режиме онлайн. Но процесс еще можно остановить…

 Ирина РЯЗАНОВА


просмотры:

687

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться