Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новые вызовы. Новые возможности

 |  Экономика

В Москве прошел Международный экспортный форум «Сделано в России».

Знаковое для всей страны событие наглядно показало, что, несмотря на введение санкций, российский экспорт развивается, и развивается успешно. Во многом это заслуга транспорта – ведь для того, чтобы товар попал к зарубежному покупателю, его необходимо к нему доставить. А сегодня сделать это непросто.

Изменения в мировой торговле и перестройка глобальных логистических цепочек подтолкнули российскую промышленность и агропромышленный комплекс к более активному освоению новых рынков сбыта и поиску новых форматов промышленной и экономической кооперации с дружественными странами. Участники сессии «Новая география экспорта. Вызовы и возможности», которая прошла в рамках форума, обсудили перспективные направления российского экспорта, какие особенности и риски существуют сегодня при ведении бизнеса на новых рынках, какие механизмы государственной поддержки экспортеров уже функционируют и какие необходимы в будущем.

Бизнес точно готов перестраиваться и уже это активно делает. Что касается наиболее перспективных рынков, регионов, то это Африка, Ближний, Средний Восток, Латинская Америка. Продолжится наращивание товарооборота с Китаем и странами АТР. Больше всего интересна Африка: она обладает наиболее низкой базой для наращивания экспорта, но, с другой стороны, это самое рисковое направление.

Глава Российского экспортного центра Вероника Никишина отметила, что российская продукция несырьевого и неэнергетического сегмента имеет большой потенциал сбыта на крупнейших рынках дружественных стран, однако для успешного экспорта нужно развивать инфраструктуру как транспортную, так и торговую.

Для входа на новый рынок необходимо строить транспортные, складские и распределительные мощности, обеспечивать финансовое обслуживание – страхование, платежи.

По словам Вероники Никишиной, выстраивание длительных деловых отношений с партнерами из дружественных стран предполагает обеспечение использования товаров российского экспорта сервисными и финансовыми услугами, обучением, совместными проектами в смежных сферах, промышленной локализацией, расширением инфраструктуры на местах – торгово–сервисной, транспортно–логистической и финансовой.

Российский экспортный центр в мае 2022 года составил карту приоритетных направлений для экспорта. Согласно дорожной карте российского экспорта в ней выделены четыре группы стран:

Первая группа – это государства, с которыми уже налажены торгово–экономические отношения, в которых у российских экспортеров уверенные позиции и есть очень хорошие перспективы дальнейшего роста. Это растущие платежеспособные рынки стран бывшего СССР: Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Беларусь.

Вторая группа – это традиционные дружественные торговые партнеры России, где рост поставок возможен за счет роста рынка и освоения новых сегментов. Это крупные страны Азии и Ближнего Востока: Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Алжир и Иран.

Третья – крупные рынки стран Латинской Америки, Африки и Юго–Восточной Азии, где позиции российских экспортеров пока не так сильны, но у которых большой потенциал роста. В эту группу входят 15 стран, в том числе Мексика, Бразилия, ЮАР, Индонезия и Таиланд.

И четвертая группа – это группа небольших стран, имеющих точечный потенциал наращивания российских поставок. В этом списке – Сербия, Марокко, Кения и другие государства.

Замминистра транспорта РФ Валентин Иванов рассказал о работе созданного при Правительстве РФ штаба по развитию международных транспортных коридоров в рамках «дорожной карты». На его заседаниях обсуждается текущая обстановка на МТК. Новая география экспорта с точки зрения транспортных коммуникаций – это такие востребованные экспортные направления, как Восточный полигон (Китай и страны АТР), Азово–Черноморское (Ближний Восток, Северная Африка), коридор «Север – Юг» (Азербайджан, Иран, Индия). Восстанавливается и северо–западное направление экспорта с акцентом на страны Латинской Америки и Западной Африки.

По всем направлениям за 9 месяцев текущего года отмечена положительная динамика грузоперевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как по железной дороге, так и по перевалкам в портах.

Узкое место транспортной инфраструктуры российского экспорта – пункты пропуска. Работа в этом направлении ведется. Валентин Иванов рассказал, что в части пунктов пропуска, входящих в «дорожную карту» по развитию МТК «Север – Юг», существенно увеличилось количество полос движения, что оптимизировало транспортные потоки.

Благодаря работам, проведенным в четырех пунктах пропуска через госграницу, их пропускная способность выросла с 400 до 1,7 тыс. грузовых транспортных средств в сутки. На российско–азербайджанском участке государственной границы введено семь полос движения в автомобильном пункте пропуска Яраг – Казмаляр, что увеличило пропускную способность на 700 ТС в сутки. Открыто движение через пункт пропуска Тагиркент – Казмаляр, в сутки здесь может проезжать 400 ТС. Благодаря переводу пункта пропуска Ново–Филя на круглосуточный режим работы через него стало проезжать на 200 ТС в сутки больше. В пункте пропуска Верхний Ларс на границе с Грузией введено 24 новых полосы на въезд и выезд из России, что увеличило пропускную способность на 500 ТС в сутки и сократило количество транспорта, ожидающего пересечения границы.

Поддержанный Российским экспортным центром (РЭЦ) несырьевой неэнергетический экспорт уже превысил 990 млрд руб. по итогам 9 месяцев текущего года, что на 85% превысило показатель всего 2022 года.

В 2023 году РЭЦ реализует 10 программ государственной поддержки, а количество уникальных поддержанных экспортеров в этом году уже превышает 800.

Большая поддержка оказывается в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Решение о продлении программ этого проекта после 2024 года уже принято Президентом страны. А это значит, что бизнес сможет выстроить более долгосрочные стратегии и планировать инвестиции.

По данным РЭЦ, количество региональных компаний, вовлеченных в деятельность несырьевого и неэнергетического экспорта (ННЭ), увеличилось на 28% в I полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сегмент ННЭ имеет важное значение в жизни регионов: для одних он является основой экономики, для других – источником занятости. Это отражает высокий интерес несырьевого бизнеса всех регионов к экспортной повестке.

Если на общероссийском уровне ярким драйвером ННЭ является агропромышленный комплекс, то на региональном уровне ситуация может сильно отличаться.

К примеру – Нижегородская и Новосибирская области, Татарстан и Чувашия, а также Краснодарский край относятся к регионам, где по итогам I полугодия 2023 года драйвером стал экспорт машиностроительной продукции с долей в ННЭ 30–40%. К слову, эта отрасль значительно просела в 2022 году.

Согласно проведенным РЭЦ исследованиям, максимальный прирост ННЭ за указанный период показали Чукотка, Магаданская, Иркутская, Амурская, Новосибирская области и Алтайский край. В кластер попали и новые территории. Масштаб прироста различается от сотен миллионов долларов для лидеров до первых миллионов долларов для, например, Севастополя. Одним из основных драйверов роста стал АПК, однако для Новосибирска, Брянска, Алтайского края рост зафиксирован в машиностроении.

Кроме того, в Ростовской, Свердловской, Ивановской, Московской, Челябинской областях, Удмуртии и Москве растут объемы АПК. В Нижегородской, Новосибирской областях, Татарстане и Краснодарском крае – машиностроения. Также рост экспорта продукции лесного комплекса фиксируется в Самарской области, химической промышленности – в Новосибирской области, а металлургии – в Санкт–Петербурге. На регио-

нальном уровне очень важна поддержка малого бизнеса.

Государственная поддержка экспорта малого бизнеса на транспортировку продукции может быть увеличена вдвое, до 1 млн руб. на компанию. Соответствующее предложение Российский экспортный центр направил в Минэкономразвития России в рамках оптимизации работы центров поддержки экспорта в регионах.

Особое место в национальном экспорте занимает сельхозпродукция. Ее транспортировка предъявляет повышенные требования к скорости доставки, к выбору транспортного средства.

Россия занимает 17–е место в рейтинге основных мировых экспортеров продовольствия. В 2022 году экспорт сельхозпродукции составил 41,6 млрд долл., объем поставок – более 72 млн тонн, география продаж – 158 стран мира. Сельское хозяйство практически полностью обеспечивает потребности государства по большинству отраслей АПК, поэтому приоритетной задачей становится ориентация на экспортные рынки.

Вместе с тем российские сельхозпроизводители в полной мере испытывают негативные последствия санкционных и торговых ограничений. Нужны новые альтернативные маршруты и способы доставки продукции. А для этого необходимо развивать собственную транспортно–логистическую инфраструктуру, «зеленые коридоры», формировать систему совершения финансовых транзакций, систему страхования, форматы присутствия и продвижения в зарубежных странах, а также реализовывать совместные проекты с дружественными государствами.

В национальный проект «Международная кооперация и экспорт» до 2030 года предлагается внести меры по стимулированию производителей с помощью увеличения лимитов финансирования, льготных кредитов, разработки финансовых документов для АПК, развития каналов электронной торговли, создания индустриальных зон в дружественных странах, активного продвижения российских производителей, субсидий на экспортную логистику и сертификацию.

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт», как известно, продлен до 2030 года. Инструменты его поддержки должны быть нацелены на новые рынки дружественных стран, которые обладают бо?льшими рисками, но и бо?льшими выгодами. Для реализации этих мер требуется серьезная работа.

Отдельный вопрос – продвижение бренда «Сделано в России». Сейчас в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» действуют меры финансовой поддержки экспорта, непосредственно влияющие на конкурентоспособность экспортного предложения. Однако в тот набор инструментов, который уже есть, необходимо добавить и маркетинг.

РЭЦ сейчас делает упор на расширение периметра программы «Сделано в России» как с помощью новых партнеров, так и с помощью основных бенефициаров – российских экспортеров, которые должны выступить представителями бренда «Сделано в России».

Для того чтобы успешно конкурировать на мировом рынке, важна не только цена или только качество товара. Торговое предложение должно быть уникальным. Уникальность наших предложений можно выразить такими словами: Россия – это «щедрая душа». Человечность и открытость – вот что должно ассоциироваться с российским брендом. Безусловно, чтобы создать национальный бренд, нужна единая госпрограмма. В нее должны включиться не только производители, но и властные структуры, зарубежные представительства, институты развития. И, конечно, транспортный комплекс, работа которого обеспечивает сам процесс экспортирования.

*   *   *

В работе форума принял участие Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Он осмотрел выставку участников форума и выступил на пленарном заседании.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

370

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться