Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Инвестициям нужен стимул

 |  Экономика

О роли государства на современном этапе развития ГЧП.

Последние 10–15 лет транспортная инфраструктура стабильно входит в число первоочередных государственных приоритетов. Транспорт является крупнейшим направлением расходования государственных средств. На долю транспорта приходится сегодня порядка 40% всех вливаний, что составляет 0,8% от ВВП (1,2 трлн руб. в 2022 году). При этом если исторически именно эта сфера была фундаментом для зарождения в России модели государственно–частного партнерства, то за последние годы при запуске крупных транспортных строек государство стабильно отдает предпочтение классическому госзаказу, тем самым, по сути, отказываясь от дополнительных, внебюджетных инвестиций.

С учетом санкционного давления и возрастающих бюджетных расходов на рынке транспортной инфраструктуры вновь возникает потребность в использовании механизмов проектного финансирования и ГЧП. Как выглядит ситуация с проектами в формате ГЧП на транспорте сегодня?

Главная задача

Стимулирование инвестиций и управления рисками при вложениях в инфраструктуру – так видит свою главную задачу государство на современном этапе развития ГЧП.

Сегодня правительство хочет выйти на некий программный подход к осуществлению поддержки инвестиций в инфраструктуру. В частности, за последние два года государство запустило системную поддержку проектов ГЧП, например программы по строительству социальных объектов. Сегодня важно, чтобы инвесторы и банки понимали, что есть единый стандарт, единые «правила игры», а также меры поддержки, которые сопряжены между собой и понятны.

Одним из перспективных драйверов стимулирования инвестиций, по мнению Минэкономразвития России, должен стать механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

У механизма СЗПК есть все предпосылки стать драйвером по привлечению инвестиций, стимулированию инвестиционной активности. В первую очередь речь идет о реализации крупных инвестиционных проектов. Сейчас подготовлена вся нормативная база, которая проходит согласование в правительстве. Кроме того, разработана ГИС «Капиталовложения», которая позволит перенести всю работу по подготовке и подписанию СЗПК в электронный вид.

В закон о ГЧП были внесены существенные изменения, сделавшие механизм более доступным для компаний. Внедрен новый инвестиционный стандарт в регионах, который должен задать правила для взаимодействия бизнеса и власти и создать условия для запуска проектов.

ГЧП должно стать рутинным инструментом для решения в том числе и локальных задач.

Помимо крупных проектов, которые, безусловно, требуют индивидуального подхода к инвестору, наблюдается тенденция к стандартизации ГЧП–проектов. Это в первую очередь касается социальной инфраструктуры, а также сферы туризма. Именно в этой нише возможен запуск целого пула проектов, и для этого требуется стандартизация.

Еще одним эффективным инвестиционным инструментом является «Фабрика проектного финансирования» ВЭБ.РФ. Напомним, что «Фабрика проектного финансирования» – это комплексный механизм привлечения средств для инвестиционных проектов в ключевых областях экономики. Деньги предоставляют коммерческие банки и ВЭБ.РФ по соглашению синдицированного кредита. Для увеличения объемов финансирования задействуют меры господдержки. Анализом и выбором проектов для кредитования занимается команда ВЭБ.РФ.

«Фабрика» – рабочий и практичный инструмент реализации крупных инвестиционных проектов. На текущий момент одобрены 17 проектов на 1,2 трлн руб. инвестиций. Для реализации ряда проектов ВЭБ комбинирует «Фабрику» с другими мерами поддержки.

Для более активного развития транспортной инфраструктуры необходим механизм субсидирования процентной ставки на старший долг. Старший долг, также известный как старшая облигация или старшая ссуда, дает кредитору право первого удержания в отношении активов компании и денежных потоков в случае неуплаты. По мнению специалистов ГК «Автодор», необходимо «окрашивание» капитальных грантов, а также опережающее финансирование проектно–изыскательских работ.

Помимо существующих на рынке финансовых инструментов, Правительство РФ инициировало ряд регуляторных послаблений для стимулирования рынка ГЧП. Важнейшим событием для рынка стало принятие постановления Правительства № 1126 от 23 июня 2022 года, позволяющего менять условия концессионных соглашений и ГЧП–контрактов в связи с ростом цен на стройматериалы и повышением ключевой ставки. Однако эта мера не снимает всех опасений инвесторов. Необходимо разработать более сбалансированный инструмент управления стоимостью проектов.

Дело в том, что согласно постановлению увеличение объема финансирования носит рекомендательный характер и зависит от решения публичной стороны, а возможности индексации ограничиваются 2022 годом. На проекте строящейся в Санкт–Петербурге Витебской развязки ЗСД предлагается внедрить динамическую систему ценообразования. Она предполагает фиксирование цены в базе – это уровень цен проекта, вышедшего из Главгос-

экспертизы. Далее фиксируются в качестве индекса дефлятора индексы Минстроя, которые появляются каждый квартал, и впоследствии ежеквартально увеличивается базовая цена на величину индекса.

Также необходимо более сбалансированное распределение рисков между всеми участниками проектов.

Сейчас на рынке есть беспрецедентный набор госпрограмм, предусматривающий софинансирование проектов ГЧП в различных отраслях, но для получения банковского финансирования нужны понятные условия. Для привлечения длинных дешевых денег в разные отрасли должны быть разработаны госпрограммы с четкими правилами, с межбюджетным трансфертом, в том числе на софинансирование процентных расходов на уровне субъекта. И тогда у субъекта есть возможность принимать решение, какие отрасли для него приоритетные, договариваться с концессионерами и нести ответственность за свои договоренности.

Не только столицы

Москва и Петербург традиционно находятся среди лидеров в стране по государственно–частному партнерству. По разным оценкам, на два города приходится уже до 1,5 трлн руб., привлеченных по схемам ГЧП. Минэкономразвития ежегодно публикует рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. Москва и Петербург традиционно присутствуют в топе, хотя конкуренция год от года растет. Появляются регионы с высокой динамикой ГЧП–проектов, речь о них пойдет далее.

По данным платформы «Росинфра», Москва сейчас реализует 68 ГЧП–проектов с общим объемом инвестиций более 600 млрд руб., из которых почти все средства частные.

Москву отличает сравнительно более широкая палитра форм ГЧП, чем в большинстве других регионов. Лишь восемь проектов на 96 млрд руб. реализуются в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, а остальные – в различных формах квази–ГЧП, из которых наиболее значимы для Москвы офсетные контракты в промышленной сфере и контракты жизненного цикла в сфере транспорта.

В Москве в 2023 году открылась новая автодорога, построенная в формате ГЧП. Это северный дублер Кутузовского проспекта, который свяжет МКАД и Москву–Сити, вписавшись в создаваемый каркас выделенных платных дорог столицы. Инвестиции превысили 60 млрд руб.

В Петербурге реализуются 24 ГЧП–проекта с общим объемом инвестиций 501,2 млрд руб., из которых 383,5 млрд – частные средства. В следующем году Петербург может догнать Москву по денежному наполнению заключенных ГЧП–соглашений.

Эксперты полагают, что именно Петербург в большей степени заинтересован в ГЧП. Сам механизм государственно–частного партнерства оправдан в условиях здорового бюджетного дефицита. Как правило, власти желают реализовать инфраструктурный проект, но не всегда имеют такую возможность: запросов на обновление инфраструктуры в Северной столице много, а денег не хватает.

Город планирует заключить контракт на строительство Широтной магистрали скоростного движения стоимостью около 200 млрд руб.

Госэкспертиза в сентябре 2022 года выдала положительное заключение по проекту строительства трамвайной линии в Славянку в Петербурге. Она будет запущена в 2024 году. Объем частных инвестиций в проект оценивается в 25,9 млрд рублей.

30 крупнейших инфраструктурных проектов реализуются на юге России в настоящее время – эксперты говорят о прорыве в сфере государственно–частного партнерства в этом регионе. И во многом это связано с реализацией проектов в транспортной сфере.

 По данным платформы «Росинфра», коммерческое закрытие в 2022 году прошли 334 проекта в формах концессионных соглашений и ГЧП с общим объемом инвестиций 782,5 млрд руб., из которых 495,7 млрд руб. – частные средства. Национальный центр ГЧП заявляет, что это рекордные показатели за последние три года, причем прирост составляет около 25%.

Сфера инфраструктуры и ГЧП наиболее наглядно показывает ключевую тенденцию в инвестиционном процессе – не просто рост роли государственных инвестиций в инвестиционном процессе, но их антикризисное наращивание, которое становится для бизнеса убедительным сигналом инвестировать, когда на дворе времена, кажущиеся на первый взгляд наименее благоприятными для этого.

Вот как выглядит ситуация с инфраструктурными проектами по субъектам. Почти треть (9) всех участников топ–листа – это кубанские проекты с долей в почти 50% от совокупных частных и государственных инвестиций. Еще шесть мест в рейтинге и 178 млрд руб. имеет в своем списке Ростовская область. Третье место по количеству участников принадлежит Дагестану, четыре проекта республики оценены в 13,2 млрд руб.

Как отмечают в Национальном центре ГЧП, значительную роль в активизации рынка сыграл запуск ряда мер, направленных на снижение рисков для участников проектов: расширены возможности изменения существенных условий соглашений, что позволяет корректировать сметы, появились возможности заключения соглашений без конкурса.

В последние годы был также существенно расширен список различных программ софинансирования. Оценка ситуации в дорожном строительстве государственных инвестиций здесь была максимальной.

Первое место среди крупнейших инфраструктурных проектов юга России занимает комплекс береговой морской инфраструктуры в Геленджике и рекреационный комплекс «Геленджик Марина». Об этом стало известно, когда ФГУП «Росморпорт» и ООО «Морской порт Геленджик» договорились о взаимодействии по проекту строительства комплекса. Инвестор должен будет построить пассажирский порт с проектной мощностью до 19,6 тыс. человек в год. В порту будет создан терминал с причалами для яхт.

Порт станет составной частью новой туристско–рекреационной зоны города–курорта Геленджика, а также поспособствует развитию морских транспортных путей прибрежного региона.

В тройку крупнейших проектов входит строительство обхода Аксая. Четырехполосная дорога протяженностью 35,5 км и более 4,4 км мостовых сооружений введена в эксплуатацию в мае 2023 года. Дорога, построенная за 77,4 млрд руб., эксплуатируется в платном режиме. Новая трасса имеет от четырех до шести полос, а расчетная скорость движения должна составлять 130 км/ч. Кроме того, построен пункт взимания платы с расширением проезжей части с четырех до 22 полос. Дорожно–транспортный проект реализован по заказу ГК «Автодор». Объездная дорога стала частью трассы М–4 «Дон», которая снизит время в пути на юг России.

«Ростовский трамвай» - масштабный инфраструктурный проект по модернизации и строительству трамвайной сети в южной столице России, осуществляемый компанией «Синара – ГТР Ростов-на-Дону».

Концессионное соглашение было подписано в марте 2023 года, срок его действия исчисляется 25 годами, а стоимость составляет 61 млрд рублей.

В рамках проекта будут созданы 119 км трамвайных путей, из которых 75,3 км будут построены с нуля, появятся 2 депо и 6 тяговых подстанций, ещё 15 подстанций будут комплексно модернизированы. Перевозку пассажиров Ростова-на-Дону будут осуществлять 106 низкопольных трамваев, в том числе 76 новых трехсекционных вагонов, еще 30 односекционных трамваев будут обновлены. Проект реализуется в 4 этапа.

Первая фаза уже стартовала. В 2023 году в микрорайоне Левенцовский был проведен ряд строительно-монтажных работ - по устройству земляного полотна, монтажу рельсошпальной решётки, устройству фундаментов под установку опор контактной сети. Стройке предшествовала большая подготовительная работа – согласование и получение разрешительных документов.

Замыкает первую пятерку крупнейших проектов государственно–частного партнерства строительство Дальнего западного обхода Краснодара. Заказчиком возведения трассы здесь также выступил ГК «Автодор». 51–километровый участок введен в строй в июне 2023 года. Это автомагистраль первой технической категории с четырьмя полосами движения. Обход прошел у станицы Марьянской, обошел хутор Копанской, станицы Нововеличковскую и Новотитаровскую и вышел на 1305–й км трассы «Дон». Проезд по новой дороге платный.

В центре внимания – клиент

Развитие дорог невозможно сегодня без соответствующих сервисов. Минтранс России, 

Минэкономразвития России и ГК «Автодор» совместно подготовили предложения по созданию многофункциональных комплексов дорожного сервиса с помощью механизма государственно–частного партнерства.

Попутно прорабатываются предложения по упрощению придорожного строительства, в том числе по упрощению процедуры получения разрешений на строительство примыканий к автодорогам, включая обеспечение транспортной доступности объектов дорожного сервиса.

При разработке предложений использовался опыт работы Башкирии в этой сфере. Комплексным развитием придорожного сервиса в Республике Башкортостан начали заниматься три года назад. На тот момент анализ показал, что земельные участки для придорожного сервиса предоставлялись бессистемно. Длительным был процесс их оформления, отсутствовал стандарт строительства новых и оценки существующих объектов. В результате сервис характеризовался низким качеством и остро ощущался дефицит объектов. Была разработана концепция развития придорожного сервиса, и поставлена достаточно амбициозная задача – построить тысячу новых комплексов и тысячу существующих модернизировать.

На сегодня в Башкирии уже создан земельный банк под объекты придорожного сервиса, в нем 260 участков. Также в регионе запущена специализированная система поддержки инвесторов в этом секторе и разработаны типовые проекты объектов с элементами национальной айдентики (идентичности, то есть узнаваемости национального бренда). На региональном уровне была принята программа поддержки создания быстровозводимых типовых модульных конструкций и разработаны единые нормы благоустройства.

В результате реализации концепции за три года ввели 330 новых и модернизировали более 400 действующих объектов придорожного сервиса. Объем капиталовложений составил около 40 млрд руб. Сейчас в работе находятся еще 110 объектов на 14 млрд руб.

На сегодняшний день заправки в регионе располагаются на каждых 10 км федеральных трасс, на региональных дорогах – на 66 км, на муниципальных – каждые 90 км. Чтобы устранить дисбаланс привлекательности дорог, власти ввели уникальный пакет мер поддержки инвесторов.

С июля 2023 года в Башкирии запустили программу защиты и поощрения инвестиций, обнулили требования к стоимости проектов, сократили число требуемых документов с 18 до трех, а также сроки их рассмотрения. Общий объем господдержки вырос до 30% от инвестиционного портфеля проекта.

Башкирия предложила предусмотреть поэтапный переход на новый стандарт модернизации АЗС, который включал бы базовые требования к комплексности и уровню сервиса. Республика предложила включать в проекты строительства дорог и примыкания к зонам дорожного сервиса, а также сократить сроки получения разрешений на строительство примыканий к федеральным трассам.

Опыт Башкирии по развитию придорожного сервиса и поддержке инвесторов, вкладывающих средства в создание таких проектов, может и должен быть масштабирован на другие регионы страны.

О клиентоцентричном подходе к развитию скоростных дорог, принятом на вооружение Госкомпанией «Автодор», шла речь на первом Всероссийском съезде работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» в Грозном.

Госкомпания формирует подход к оказанию полного спектра услуг придорожного сервиса, необходимых водителям во время длительных и краткосрочных поездок.

Согласно проведенным компанией исследованиям подавляющее большинство пользователей дороги выбирают с туристической целью. В соответствии с этим был выстроен целый ряд сервисов. Всю нужную пользователям информацию легко найти на интернет–ресурсах компании – на сайте и в социальных сетях, а также в мобильном приложении и даже в эфире собственной радиостанции «Автодор».

В дальних поездках крайне важными являются вопросы безопасности – для этого на дорогах работает служба аварийных комиссаров, готовых прийти на помощь в любое время дня и ночи. О возможных изменениях ситуации на дороге пользователей предупреждают с помощью информационных табло. Также важный аспект для автотуристов – покрытие мобильной связи. Тут важна связка с операторами сотовой связи для того, чтобы дороги в ближайшем будущем были на 100% покрыты сетью.

Одна из ключевых задач при реализации глобальных проектов – развитие инфраструктуры по пути следования пользователей. Для этого создаются объекты инфраструктуры под запросы водителей, а для бизнеса предлагаются типовые решения с площадками отдыха, где предприниматели могут разместить свои объекты.

Так, на участках трассы М–12, которая строится в рамках нацпроекта, самые современные объекты дорожного сервиса появляются одновременно с вводом их в эксплуатацию. Скоростная автодорога сразу строится с покрытием сотовой связи, АЗС и площадками отдыха, которые в дальнейшем будут развиваться и наполняться услугами.

В прошлом году был сдан первый участок трассы М–12 протяженностью 107 км. За счет того, что заранее было предусмотрено выделение земли под площадки отдыха и АЗС, на 51–м км была сразу же открыта АЗС, а затем введена еще одна. Еще до запуска движения по всей М–12 до Арзамаса в сентябре этого года на 173–м км во Владимирской области начала работу самая современная многофункциональная зона сервиса, где к услугам автомобилистов не только автозаправки, но и игровые и спортивные площадки, кафе, супермаркеты, аптека, комнаты матери и ребенка, просторные многочисленные санитарные комнаты, прачечные и душевые.

Сейчас на всей сети дорог госкомпании в активной фазе реализации находятся 58 МФЗ. Ожидается, что уже к концу этого года на дорогах Автодора будут работать в общей сложности 96 МФЗ.

Таким образом, инфраструктурные проекты на транспорте в формате ГЧП органично вписались в существующую систему инвестирования и продолжают развиваться вместе с ней.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

462

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться