Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Госпрограмма по развитию транспорта

 |  Экономика

На что направят федеральные средства в 2024–2026 годах.

Как изменится объем внебюджетных расходов на госпрограмму? Что будет финансировать государство в транспорте за пределами нацпроектов? На какой вид инфраструктуры расходы существенно возросли? Ответы на эти вопросы содержатся в новом аналитическом обзоре «Госпрограмма по развитию транспорта: на что направят федеральные средства в 2024–2026 годах», который подготовила компания Sherpa Group.

Направления финансирования

Эксперты аналитической компании проанализировали паспорт государственнои? программы «Развитие транспортнои? системы» в той версии, которая была внесена в Госдуму осенью 2023 года вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2024–2026 годы. Согласно их подсчетам, суммарные вложения в госпрограмму из бюджетных и внебюджетных источников будут уменьшаться в ближаи?шие годы. Так, в 2022 году они превышали 2,58 трлн руб., а планируемыи? по итогам 2025 года объем сократится примерно до 1,54 трлн руб., то есть более чем на 40%.

Основная причина – уменьшение средств, предусмотренных на мероприятия госпрограммы из внебюджетных источников. На конец 2022 года их объем должен был составить 926,6 млрд руб., в 2023–м – 917,7 млрд руб., в 2024–м – 753 млрд руб., а в 2025–2026 годах лишь 167,3 и 180,5 млрд руб. соответственно. Это заметно пессимистичнее, чем в паспорте госпрограммы по развитию транспортнои? системы годичнои? давности. Осенью 2022 года ожидалось, что в 2023 году через внебюджетные источники удастся привлечь больше, чем в 2022–м: почти 1,02 трлн руб. Затем эти вложения тоже должны были снизиться, но не так резко: на 2024–и? предусматривалось почти 911 млрд руб., а в 2025 году – 826,3 млрд руб. (почти в пять раз больше нового значения).

На сокращение ожидаемых внебюджетных вложении? повлияли приближающееся завершение электорального цикла и подготовка новых планов со стороны правительства и министерств на следующие годы. В основном внебюджетные средства на 2025–2026 годы исчезли из проектов, касающихся железнодорожнои? отрасли, где они фактически являются квазигосударственными. Аналитики компании Sherpa Group не исключают, что в течение 2024 года могут быть согласованы и утверждены новые объемы вложении?, это восстановит их более–менее ровныи? уровень, но не ликвидирует проблему дефицита частных средств в транспортных проектах. Приход подобных средств сдерживается более жесткои? денежно–кредитнои? политикои? в ближаи?шие кварталы и, как следствие, возможнои? инвестиционнои? заморозкои? крупных проектов, реализуемых полностью либо частично за счет внебюджетных источников.

Вместе с тем объем федеральных средств, предусмотренных на госпрограмму, будет более стабильным и начиная с 2024 года вновь будет расти. Если по итогам 2023 года вложения в 

госпрограмму по развитию транспорта оказались на уровне 1,32 трлн руб., то к 2026 году должны вырасти до 1,57 трлн руб. Среднии? рост за эти три года составит примерно 5,9% ежегодно, что ниже наблюдаемои? инфляции, а следовательно, федеральные расходы в госпрограмму будут поддерживаться примерно на уровне 2023 года.

В принятом законе о федеральном бюджете на 2024–2026 годы объем федеральных расходов на госпрограмму был незначительно пересмотрен. Для 2024 и 2025 годов он вырос на 2% и 2,5% соответственно (до 1,39 и 1,4 трлн руб.) относительно паспорта госпрограммы, а для 2026 года снизился на 0,4% (до 1,56 трлн руб.). Консолидированные бюджеты россии?ских регионов пока не смогут сгладить общее падение расходов на транспортную госпрограмму, поскольку их вложения во многом зависят от трансфертов со стороны федерального бюджета. Более того, если по итогам 2022 года региональные расходы составляли примерно 447,2 млрд руб., то в 2023–2026 годах, согласно документу, не будут превышать 360 млрд руб., а в 2025 году упадут до минимума – 290,2 млрд руб.

Специалисты полагают, что радикальных изменении? в таком распределении средств между бюджетами и внебюджетными источниками в ближаи?шие год–два ждать не стоит. Вместе с тем улучшения возможны, если государство начнет смягчать денежно–кредитную политику и будет стимулировать запуск проектов в рамках государственно–частного партнерства.

Транспортная инфраструктура

На мероприятия вне национальных проектов (БКД и Комплексный план модернизации и расширения магистральнои? инфраструктуры) в 2024 году собираются потратить ровно половину федеральных расходов на госпрограмму по развитию транспортнои? системы – 

694,8 млрд руб. Эта доля чуть выше, чем ожидалось в бюджете годичнои? давности: тогда закладывалось на 0,6 п. п. меньше (49,4%). Фактическое увеличение предусмотренных на 2024 год федеральных средств для мероприятии?, не относящихся к нацпроектам, составит 6,4%.

В 2025 году доля федеральных средств, предусмотренных на мероприятия по развитию транспортнои? системы за периметром национальных проектов, заметно сократится: с ранее предусмотренных на этот год 52,8% (747,8 млрд руб.) до 49,7% (698,1 млрд руб.). В относительном выражении снижение достигнет 6,7%. Рост показателеи? возобновится лишь в 2026 году. Доля мероприятии? вне нацпроектов превысит 51,1%, при этом объем расходов достигнет 797,1 млрд руб., то есть окажется на 99 млрд руб. больше, чем годом ранее.

Больше всего федеральных средств за пределами нацпроектов в госпрограмме потратят на мероприятия, связанные с развитием транспортнои? инфраструктуры: на них в 2024, 2025 и 2026 годах предусмотрено 616,7 млрд руб., 627,7 млрд руб. и 725,8 млрд руб. соответственно.

Несмотря на рост в абсолютных значениях, относительная доля инфраструктуры в федеральных расходах вне линии нацпроектов по краи?неи? мере в 2024 и 2025 годах будет ниже, чем предусматривалось прошлым бюджетом: 88,8% и 89,9% (против 89,9% и 91,4%). Лишь в 2026 году она может достичь 91%, если расходы не изменят радикально в следующих законопроектах о бюджете.

Последнии? пересмотр вложении? в транспортную инфраструктуру вне нацпроектов на ближаи?шие два года был разнонаправленным: если в 2024 году расходы на эти цели увеличили на 5,1% относительно предыдущих планов, то в 2025 году их, наоборот, сократили на 8,2%.

Гораздо более существенно увеличат вложения в совершенствование контрольно–надзорнои? деятельности на транспорте и работу аппарата и территориальных отделении? Ространснадзора. Суммарно расходы на эти цели в 2024 и 2025 годах вырастут на 61,5% и 57,3% от ранее запланированных значении?, до 8,3 млрд руб. ежегодно. А в 2026 году вырастут еще до 8,6 млрд руб. Доля вложении? в сферу транспортного контроля и надзора вырастет до 1,1–1,2%, хотя ранее находилась на уровне 0,7–0,8%.

Осенью 2023 года заметно пересмотрели расходы и на обеспечение деятельности ведомств: в частности, центральных аппаратов и территориальных органов ведущих федеральных агентств – 

Росавтодора, Росжелдора, Рос-

авиации и Росморречфлота, а также Минтранса России и его зарубежных представительств. Общии? объем федеральных расходов на эти цели должен составить от 37,3 до 38 млрд руб. в 2024–2026 годах, причем в 2024 и 2025 годах рост относительно более ранних планов составит более 24% и 21% соответственно.

Из федеральных агентств наиболее существенно в 2024 году увеличат аппаратные расходы на Росавтодор и Росжелдор (на 27,3% и 25,3% соответственно, до 20,2 млрд руб. и 0,8 млрд руб.), а меньше всего – на нужды самого Минтранса (на 7,3%, до 11,3 млрд руб.).

Общии? объем иных расходов примерно сопоставим с расходами на работу Минтранса и его подведов. (К иным относятся расходы на исполнение обязательств концедента, информационно–аналитическое обеспечение развития транспортнои? системы, организацию смешанных перевозок между Абхазиеи? и Россиеи?, а также резервные средства на госпрограмму.) Объем иных расходов превысит в 2024 году 31,7 млрд руб., а в 2025 и 2026 годах будет составлять лишь по 24,7 млрд руб. ежегодно. Относительно более ранних планов сумма для 2024 года была увеличена на 4,1%, а для 2025 года снижена почти на 12,6%.

По сравнению с прошлым бюджетом не стали пересматривать объем средств на исполнение обеспечения обязательств концедента в заключенных концессионных соглашениях. Эта сумма, как и планировалось, составит в 2024–2025 годах около 18,6 млрд руб. ежегодно. Согласно утвержденному бюджету такои? же объем предусмотрен и на 2026 год.

Акценты расставлены

Почти две трети расходов на инфраструктуру вне нацпроектов в рамках госпрограммы запланированы на автодороги. В 2024–2026 годах на них намерены потратить 412,4 млрд руб., 390,2 млрд руб. и 472,3 млрд руб. соответственно. При этом на 2024 год автодорожные федеральные расходы пересмотрели в сторону увеличения (на 2,9%), а на 2025 год – в сторону уменьшения (на 14,7%). Столь заметное сокращение средств коснется в первую очередь капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автодорог общего пользования. Если в прошлом бюджете на 2025 год на эти цели было предусмотрено 374,4 млрд руб., то в новом на тот же период лишь 300,3 млрд руб. Эксперты полагают, что часть снятых средств все же поступит в отрасль, но уже через национальныи? проект «Безопасные качественные дороги».

Наиболее устои?чивыми в ближаи?шую трехлетку будут федеральные вложения в железные дороги, которые идут через федеральныи? проект «Обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта», реализуемыи? вне «нацпроектнои? линеи?ки». Объем этих средств незначительно (на 0,2%, до 62,8 млрд руб.) уменьшили в 2024 году, а для 2025–го оставили на ранее запланированном уровне (126 млрд руб.). Столько же – 126 млрд руб. – планируют потратить из федерального бюджета в 2026 году.

Единственными объектами инфраструктуры, вложения в которые в 2024–2026 годах существенно увеличат относительно более ранних планов, стали пункты пропуска через государственную границу России. На их содержание, строительство, реконструкцию в 2024, 2025 и 2026 годах планируют израсходовать 29,3 млрд руб., 31,9 млрд руб. и 30,5 млрд руб. соответственно, что для первых двух лет в два и в 2,25 раза больше, чем было запланировано в предыдущем бюджете. Такой скачок может быть обусловлен изменившеи?ся геополитическои? ситуациеи?. Под угрозои? сокращения расходов будет оставаться сфера воздушного транспорта. В рамках госпрограммы по развитию транспортнои? системы на отрасль собираются в ближаи?шие три года тратить 31–33 млрд руб. ежегодно (без учета нацпроектов), причем сумму в 2024–2025 годах уменьшили на 6–6,3% относительно предыдущих планов.

Отрасль воздушного транспорта находится в кризисе еще с начала пандемии, в 2022 году ситуация усугубилась ограничениями, которые практически не дают возможность обновлять и приобретать иностранную технику. Поэтому аналитики полагают, что усилия федеральных властеи? будут направлены в первую очередь на решение этого вопроса, но он находится в ведении и других министерств, в частности Минпромторга России, и, следовательно, может проходить по другим госпрограммам. В таких условиях развитие инфраструктуры воздушного транспорта, скорее всего, окажется менее приоритетным, исключением могут стать наиболее востребованные аэропорты, но у них зачастую есть свои частные инвесторы.

Подготовила

 Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

390

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться