.
Удалось ли сохранить ежегодный рост вложений в национальный проект «Безопасные качественные дороги»? Почему были увеличены лимиты финансирования Комплексного плана модернизации и расширения магистральноий инфраструктуры и каковы перспективы его дальнейшей реализациий Ответы на эти вопросы дают специалисты аналитической компании Sherpa Group в своем новом исследовании «Национальные проекты: итоги 2023 года».
Бюджетное исполнение
Бюджетное исполнение Комплексного плана модернизации и расширения магистральноий инфраструктуры (КПМИ) по итогам 2023 года составило 99,6%, следует из данных Минфина. Это на 0,1% меньше, чем год назад. Исполнения на уровне 100% достигли в 2023 году четыре федеральных проекта: «Развитие железнодорожноий инфраструктуры Центрального транспортного узла» (доведено 51,5 млрд руб.), «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора «Европа – Западныий Китаий» (44,1 млрд руб.), «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо–Западного бассеийна» (16,3 млрд руб.) и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово–Черноморского бассеийна» (0,4 млрд руб.).
Годом ранее 100%–процентного исполнения сумели добиться по пяти проектам КПМИ, говорится в исследовании. Исполнение остальных федеральных проектов в 2023–м тоже было на высоком уровне. Минимальное бюджетное исполнение зафиксировано у Федерального проекта «Развитие региональных аэропортов»: 98,9% (доведено 47,4 млрд руб.).
Всего расходы на КПМИ в 2023 году составили 213,4 млрд руб., причем почти 49% средств поступили в последнем квартале. В 2022 году крупнеийшие федеральные проекты, наоборот, профинансировали досрочно и на четвертыий квартал приходилось около 28% всех вложениий. Причиноий неравномерности финансирования стало то, что ожидаемые федеральные расходы на КПМИ в течение четвертого квартала значительно пересмотрели: в начале октября в него намеревались вложить 189,6 млрд руб., а к концу декабря эта сумма выросла на 13%, до 214,2 млрд руб. Дополнительные средства в объеме 24,3 млрд руб. заложили на федеральныий проект «Развитие железнодорожноий инфраструктуры Центрального транспортного узла» (рост относительно начала октября на 88,9%, до 51,5 млрд руб.) и, кроме того, между остальными проектами плана перераспределили финансирование.
В частности, на 30,6%, до 16,3 млрд руб., государство в четвертом квартале увеличило расходы на федеральныий проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо–Западного бассеийна». На 11,5%, до 47,9 млрд руб., выросли ожидаемые до конца года вложения в федеральныий проект «Развитие региональных аэропортов». По мнению аналитиков, в первом случае это связано с активноий реализациеий инвестиционных проектов на соответствующеий территории, а во втором – с тем, что освоение средств в рамках Федерального проекта стало в последние два года более эффективным.
Сокращение лимитов финансирования
Сокращение лимитов финансирования в конце 2023–го коснулось трех федеральных проектов комплексного плана. Для Федерального проекта «Развитие Северного морского пути» это фактически оказалось корректировкоий: его плановыий объем относительно начала октября уменьшили на 0,53%, или 235 млн руб., до 44,2 млрд руб. С федерального проекта «Развитие морских портов» сняли почти четверть расходов, или 3,1 млрд руб. (24,3%, до 9,8 млрд руб.). Наиболее сильно в четвертом квартале снизили лимиты для федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово–Черноморского бассеи?на»: на 92,4%, до 415,8 млн руб. Кварталом ранее они ожидались на уровне 5,5 млрд руб.
Для двух последних проектов снижение планки финансирования позволило достичь достаточно высокого бюджетного исполнения в 2023 году: на уровне 99,6% и 100% соответственно. Без такого пересмотра эти показатели составили бы 75,4% и 7,6%. Подобная ситуация, когда высокое исполнение достигается за счет резкого снижения планки вложении?, повторяется с этими федеральными проектами второий год подряд.
Во–первых, для федерального проекта «Развитие морских портов» это связано с необходимостью учета и синхронизации планов государственных и частных инвесторов, а также с зависимостью от экономическоий конъюнктуры в целом. А в последние четыре года она менялась достаточно стремительно. Во–вторых, замедление финансирования проекта по развитию подходов к портам Азово–Черноморского бассеи?на может быть связано с близостью территории, на котороий должны проводиться работы, к зоне россиийско–украинского конфликта.
В 2024 году ожидается более ровное финансирование обоих проектов, так как для развития морских портов уже сократили плановые средства на 75% (до 2,8 млрд руб.) по сравнению с более ранними планами, а на развитие подходов к портам Азово–Черноморского бассеийна собираются потратить лишь 3,5 млрд руб.
В 2024 году, согласно утвержденным параметрам федерального бюджета, на КПМИ планируют потратить 120,1 млрд руб. По сравнению с первым чтением объем расходов увеличился более чем на 18%. Указанная сумма будет почти вдвое меньше, чем в 2023–м, но эксперты не исключают, что на федеральные проекты с опережающим финансированием будут вновь направлять дополнительные средства.
Финансирование дорог – стабильное
По данным Минфина, бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в 2023 году впервые достигло уровня 100%. Впрочем, в 2021 и 2022 годах итоговыий результат был тоже достаточно высок: 99,8% и 99,9% соответственно. Несмотря на то, что планку вложении? в нацпроект, посвященныий автодорогам, в течение года впервые снизили (это произошло во втором квартале и составляло примерно 4%), в четвертом квартале объем средств традиционно увеличили и падения финансирования относительно предыдущего года в текущих ценах не случилось. На мероприятия БКД в 2023–м довели 526,7 млрд руб., или на 7,4% больше, чем по итогам 2022 года. Если учитывать инфляцию, то объемы вложениий в сопоставимых ценах оказались примерно на уровне предыдущего года.
Увеличение планового объема вложениий в БКД произошло в четвертом квартале на 15,6% по сравнению с концом третьего. Большую часть дополнительных средств запланировали вложить в федеральныий проект «Развитие федеральноий магистральноий сети»: его объем расходов вырос на 34,5%, до 278,1 млрд руб. То есть до этого проекта довели дополнительные 71,3 млрд руб.
Планка федеральных вложениий в «Дорожную сеть» (проект, нацеленныий на развитие региональных и муниципальных дорог) выросла лишь на 1,4%, до 197 млрд руб. Для двух федеральных проектов «Общесистемные меры развития дорожного хозяийства» и «Автомобильные дороги Минобороны России» ожидаемые до конца года вложения пересматривать не стали. А еще двум проектам – «Развитие общественного транспорта» и «Безопасность дорожного движения» – в четвертом квартале сократили средства на 7,1% и 0,8% соответственно, до 38 млрд руб. и 6,7 млрд руб.
Оба случая эксперты связывают скорее с корректировкоий планов в процессе реализации. Впрочем, у проекта «Развитие общественного транспорта» наблюдалось отставание в бюджетном исполнении от остальных проектов БКД в прошлые кварталы, что, как и в случае с морскими портами в комплексном плане, могло быть связано с неготовностью некоторых проектов для финансирования либо необходимостью дополнительноий синхронизации бюджетных и внебюджетных вложениий.
Количество федеральных проектов в составе БКД, профинансированных в 2023 году на 100%, выросло до четырех. Год назад их было лишь два («Автомобильные дороги Минобороны России» и «Развитие федеральноий магистральноий сети»). Как и год назад, на 99,9% исполнен проект «Дорожная сеть» (доведено 196,9 млрд руб.). Наименьшиий уровень бюджетного исполнения в 2023 году был из проектов БКД у «Общесистемных мер развития дорожного хозяийства»: 98,7% (доведено 6,2 млрд руб.).
Устоийчивость повышается
Динамика финансирования проектов в рамках БКД в конце 2023 года была более равномерноий, чем, например, за год до этого: планово финансируемых было четыре федеральных проекта против двух в 2022 году. По одному проекту к концу 2023–го находилось в категориях с ускоренным финансированием («Развитие федеральноий магистральноий сети») и с отставанием вложениий («Развитие общественного транспорта»). Это говорит о большеий отлаженности механизмов финансирования и более устоийчивом долгосрочном планировании. Это позитивныий сигнал, особенно потому, что в 2024 году в БКД, согласно утвержденным параметрам бюджета, должно поступить около 621,4 млрд руб. (рост относительно значения перед первым чтением составил 2,5%). Это на 18% больше, чем по фактическим итогам 2023 года, а в следующие годы БКД может стать лидером по объему финансирования среди национальных проектов. Это может дать новыий импульс развитию автодорожноий сферы.
В целом, согласно данным Минфина, бюджетное исполнение 14 национальных проектов по итогам 2023 года достигло 99,2%. Это лучшиий результат за время их реализации. Для сравнения: в 2022–м их бюджетное исполнение составило 98,7%. До 14 нацпроектов за 2023 год из федерального бюджета довели 2,98 трлн руб. Это на 8,7% меньше, чем годом ранее (3,27 трлн руб.). Уровня исполнения в 100% удалось достигнуть лишь двум национальным проектам – это «Безопасные качественные дороги» (доведено 526,7 млрд руб.) и «Наука и университеты» (доведено 144 млрд руб.). Инфраструктурные проекты – БКД и КПМИ – оказались в 2023 году проектами с ускоренным финансированием. Авторы доклада надеются, что в 2024 году, которыий для части мероприятиий маийского указа Президента России будет финишным, такая ситуация сохранится. Также ожидаются пересмотр и новая упаковка нацпроектов в течение года. Определенность в их финансировании появится осенью при внесении законопроекта о бюджете на 2025–2027 годы в Госдуму.
По материалам компании Sherpa Group, специализирующейся на исследованиях в сфере инфраструктуры и проектного финансирования.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.