Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Агрологистика в новых реалиях

 |  Экономика

Россия сумела в короткие сроки сформировать свободные коридоры импорта и экспорта продовольствия с дружественными странами.

Экспорт российского продовольствия, несмотря на санкционные ограничения, растет быстрыми темпами, и его география расширяется. Россия с 2022 года ведет планомерную работу по переориентации торговых инвестиционных потоков с партнеров, потерявших надежность, на перспективных партнеров из дружественных стран.

«Евразийский агроэкспресс»

Агрологистика в новых реалиях перестроилась быстрее других направлений, так как с ее помощью обеспечивается продовольственная безопасность страны. В результате в короткие сроки были сформированы свободные коридоры импорта и экспорта продовольствия с дружественными странами, на которые сегодня приходится почти 90% агропромышленных грузопотоков. Так, экспорт в Китай в 2023 году увеличился на 58%, в Египет – на 19%, в Индию – на 56%.
Всего Россия поставляет продукцию АПК в 150 стран мира, и, по данным Минсельхоза России, в 2023 году экспорт российского продовольствия, несмотря на ограничения, в целом вырос на 3,3 млрд долл. по сравнению с 2022 годом, составив более 45 млрд долл. Во многом это произошло благодаря проекту «Евразийский агроэкспресс». В рамках интеграционного проекта «Евразийский агроэкспресс» на маршрутах евразийских транспортных коридоров и маршрутах сопредельных с ЕАЭС стран с операторами – участниками проекта выстраиваются новые логистические цепочки с учетом приоритета восточного направления.
Работа в рамках проекта «Евразийский агроэкспресс» началась в 2019 году с доставки первого агропоезда в Китай по мультимодальному маршруту через сухопутный погранпереход. В феврале 2022 года проект «Агроэкспресс» был поддержан странами ЕАЭС и распоряжением Евразийского межправительственного совета принял интеграционный статус.
«Евразийский агроэкспресс» призван увеличивать объемы поставок агропродукции стран ЕАЭС в третьи страны, взаимных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечивать продовольственную безопасность стран – участниц ЕАЭС.
Это не просто доставка сельхозпродукции из одной страны в другую – в рамках проекта создается вся необходимая инфраструктура на маршрутах доставки продовольствия (центры консолидации грузов и агрохабы, оборудованные всем необходимым для импортно–экспортных операций), совершенствуются таможенные процедуры и система взаиморасчетов, укрепляются двусторонние и многосторонние торговые связи.
Регулярные перевозки позволяют конкурировать с морской доставкой, ускорение прохождения агропоездов через границы происходит благодаря упрощенному механизму контрольных процедур.
«Евразийский агроэкспресс» рассчитан на широкий спектр сельскохозяйственной и плодоовощной продукции, различных видов мяса, молочной и масложировой продукции. На экспорт идут зернобобовая и масличная продукция, а также шрот, жмых и корма.
Во многом оживлению торговли способствовали отмены постковидных ограничений 2020–2022 годов на экспорт–импорт сельхозпродукции. Так, снятие главным таможенным управлением КНР ограничений на экспорт свинины обеспечило значительный рост поставок мясной продукции в эту страну – крупнейший торговый партнер России.
В I квартале 2024 года в дополнение к действующим запущен новый маршрут «Евразийского агроэкспресса» в китайскую провинцию Цзянсу.
Пилотный поезд «Агроэкспресс» с грузом масложировой продукции сформирован с участием российских и белорусских агропроизводителей и логистических компаний. По итогам проведения пилотной отгрузки маршрут планируется вывести на отправку регулярных агропоездов.
Сейчас все страны – участницы ЕАЭС, с которыми у России есть прямое железнодорожное сообщение, в той или иной степени вовлечены в проект. К нему присоединились Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.
В начале 2023 года главы правительств стран ЕАЭС поддержали предложение ЕЭК по включению в совместный интеграционный проект «Евразийский агроэкспресс» перевозок, осуществляемых по МТК «Север – Юг» в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии.
По восточной ветке МТК «Север – Юг» регулярно отправляются контейнерные поезда с железнодорожных терминалов Селятино и Чехов в Подмосковье, курсируют поезда из Уральского региона. Пилотные перевозки продовольствия в рефконтейнерах по восточной ветке маршрута ведутся с 2023 года.
Объединение грузовой базы этих маршрутов усилит синергетический эффект нового логистического канала. Объемы перевозимой продукции планируется увеличить до 150–200 тыс. тонн к 2025 году и до 600 тыс. тонн к 2030 году.
Подписано соглашение о свободной торговле между странами ЕАЭС и Ираном, которое после ратификации странами–участницами позволит снять торговые пошлины и существенно повлиять на рост торговли Ирана со странами ЕАЭС. Иран присоединится к проекту ЕАЭС по перевозке продукции АПК «Евразийский агроэкспресс».
Иранские товары поставляются уже сегодня, так скажем, точечно. С задействованием «Евразийского агроэкспресса» сельскохозяйственная продукция будет доставляться в больших количествах, быстрее, с лучшим качеством и меньшим количеством посредников.
Предполагается, что соглашение позволит ЕАЭС и Ирану нарастить товарооборот более чем в три раза – до 18–20 млрд долл. с 6,2 млрд долл., зафиксированных в 2022 году. С подписанием полноформатного соглашения (вместо действовавшего с 2019 года временного) российские компании получат преференциальный доступ к поставкам 90% товарной номенклатуры, что покрывает 99,2% объема текущих экспортных поставок РФ в Иран. Средняя ставка пошлин для российских поставщиков в Иран после подписания соглашения снизится с 30% до 4,5%. Это позволит при текущем объеме экспорта, по оценкам ЕЭК, экономить 380 млн долл.
Помимо логистики с иранской стороной необходимо решить вопросы по взаиморасчетам, ветеринарному и фитосанитарному контролю, а также по транзитному прохождению грузов через Иран. Дальнейшее расширение географии «Евразийского агроэкспресса» означает в первую очередь его ответвление в страны Персидского залива, которые ведут активную работу по превращению региона в мировой логистический хаб.
Так, страны Персидского залива, в частности ОАЭ и Саудовская Аравия, ведут работы по развитию мощностей приема, складирования, распределения и экспорта грузов в своих портах.
В то же время ожидается, что, учитывая инвестиционный потенциал стран Персидского залива, продление «Евразийского агроэкспресса» до арабских стран увеличит объем инвестиций и финансирования инфраструктурных проектов по маршруту агроэкспресса, повысит его привлекательность.
Проект интеграции единого рынка Евразийского экономического союза с зонами свободной торговли стран – партнеров союза обрастает все новыми инициативами, и в этом вопросе очень важно сотрудничество по расширению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок в рамках «Евразийского агроэкспресса».

Проект, набирающий силу

С начала прошлого года между Азербайджаном и Россией действует аналогичный евразийскому проект «Агроэкспресс», который призван обес-
печить поставки продукции агропромышленного комплекса и других товаров контейнерами по железной дороге в обе стороны. Так, в рамках проекта между странами курсируют вагоны, оснащенные специальными холодильными камерами, что позволяет сохранить свежесть продукции и в кратчайшие сроки доставлять ее до конечного потребителя.
При этом «Агроэкспресс» ходит по специальному железнодорожному зеленому коридору, созданному согласно проекту и позволяющему организовать упрощенный таможенный коридор для участников внешнеэкономической деятельности. Зеленый коридор благодаря синхронизации таможенных органов двух стран дает возможность тратить меньше времени на оформление и проверку документов, тем самым сокращая сроки обработки и доставки грузов.
Кроме того, в рамках расширения проекта «Агроэкспресс» Баку и Москва рассматривают возможность продления маршрута до Ирана и Индии.
Основные преимущества проекта – скорость доставки и снижение финансовых издержек за счет выстраивания прямого логистического сервиса, сопутствующей инфраструктуры и установления тарифных ставок, благоприятствующих развитию как двусторонних, так и транзитных перевозок.
Россия уже запустила «Агроэкспресс» с Узбекистаном. В Узбекистане идет обсуждение возможных точек консолидации грузов и тарифных условий для реализации проекта «Агроэкспресс».
В конце 2023 года в Джизакской области Узбекистана открылась первая очередь узбекско–российского предприятия –
агрологистического комплекса BMB–NRC Agrologistics. Планируется, что он будет задействован в организации отправок ускоренных железнодорожных поездов и мультимодальных перевозок сельхозпродукции и продовольствия.
Российское АО «Славтранс–сервис» совместно с BMB–NRC Agrologistics изучают возможности по созданию транспортного коридора для экспортно ориентированной продукции агрохолдингов Московской области и импорта из Узбекистана. Этот маршрут имеет все шансы стать закольцованным и транспортировать из России замороженную мясную продукцию, кондитерские изделия, масложировую и молочную продукцию, из Узбекистана – свежие фрукты и овощи, сухофрукты и орехи.
Участием в проекте заинтересовалась и Турция. Она обладает необходимыми мощностями и может стать полноценным транзитным хабом по поставке продукции АПК в ОАЭ и другие страны Ближнего Востока и Африки. В начале 2024 года дирекция проекта «Агроэкспресс» подписала с турецкими логистическими и торговыми компаниями соглашение о сотрудничестве и взаимодействии при перевозках продовольственных грузов.
Проведены пилотные поставки вьетнамских грузов транзитом через Китай, ведутся переговоры о поставках экспортных объемов продовольственных товаров и фармацевтической продукции.

Цифровая экосистема

Транспортировка основных номенклатур продовольствия требует поддержания заданных температурных условий на всем пути следования, хранения и распределения. Уязвимость в программном обеспечении в данной сфере недопустима. От скорости перехода на отечественный софт напрямую зависит продовольственная безопасность. Эта задача входит в масштабный проект «Цифровой евразийский агроэкспресс» по созданию Единой платформы евразийской агрологистики, которая призвана облегчить товаропроизводителям процесс внешней торговли и логистики.
Цифровая экосистема «Евразийского агроэкспресса» планируется как универсальный информационный сервис взаимодействия производителей, транспортных компаний и объектов инфраструктуры, который будет содержать еще и биржевые механизмы реализации агропромышленных товаров, сертификацию системы менеджмента безопасности цепей поставок.
Платформа позволит увеличить спектр услуг и сервисов для пользователей из стран ЕАЭС, с которыми сегодня отсутствуют единые стандарты обмена цифровыми данными. Это будет способствовать снижению транзакционных издержек, помогать выходить на доступные финансовые контракты в национальных валютах, что становится особенно актуальным в свете отключения от системы Swift ряда российских банков.
Подписанное соглашение о стратегическом партнерстве между АНО «Евразийская агрологистика» и АО «ГЛОНАСС» предполагает проведение совместных пилотных проектов по перевозке крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров на одном из направлений «Евразийского агроэкспресса» с использованием опыта и технологий российского сервиса «Мониторинг ЭРА», созданного на основе госинформсистемы «ЭРА–ГЛОНАСС».
В дальнейшем проект предполагает реализацию непрерывной холодовой цепи на всех логистических этапах «Евразийского агроэкспресса», что будет способствовать продовольственной безопасности государств –
членов ЕАЭС, импортонезависимости и экономической эффективности ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции.
Грузы, доставляемые по маршруту «Евразийского агроэкспресса», должны быть не только качественными, но и абсолютно безопасными. За этим будут следить сотрудники многофункционального лабораторного комплекса Россельхознадзора в области фитосанитарии и защиты растений, который открылся в Подмосковье, на территории оптово–распределительного центра «Селятино».
В лаборатории можно проводить все виды исследований, в том числе высокотехнологичные, что существенно сократит сроки обработки продовольственных грузов и оптимизирует логистику по маршрутам международного проекта.
Что же касается парка специальных перевозочных средств для этих грузов, он пока представлен в основном импортируемой техникой, прежде всего китайской. Системное же производство этой техники в странах ЕАЭС – участницах системы «Агроэкспресс» (как и, например, в Азербайджане, Иране, Узбекистане) требует крупных капиталовложений в отрасли, обеспечивающих конечное производство данной техники.
По экспертному мнению, в этой сфере целесообразна отраслевая/межотраслевая кооперация, причем с межгосударственным регулированием цен по всей цепочке производства необходимой техники. Без такого регулирования она будет дороже не только китайских аналогов, но и той техники, что была ранее завезена из стран ЕС, Норвегии, Японии, Южной Кореи, Тайваня и поныне используется.
По мнению грузоперевозчиков, российские образцы пока уступают в стоимости и надежности, а также не обладают достаточным сроком эксплуатации и широкой сервисной сетью. Если ориентироваться на развитие российского парка спецперевозочных средств для сельхозпродукции, то целесообразен механизм выкупной аренды для отечественных рефконтейнеров.
По мнению перевозчиков, занятых в этом бизнесе, это позволило бы оператору (то есть пользователю–перевозчику), получив у завода–производителя транспортное средство, первоначально платить 10% от стоимости рефконтейнера и через 5–6 лет выкупать его по оговоренной стабильной цене в рублях. При этом суточная оплата аренды тоже должна быть фиксирована и номинирована в рублях.
В любом случае очевидно, что ослабление зависимости от импорта в техобеспечении агроэкспрессов повысит общеэкономическую эффективность скоростных перевозок продовольственных грузов.

Чего не хватает?

Основная проблема дальнейшего развития проекта «Евразийский агроэкспресс» и наращивания грузовой базы – это недостаток современной агрологистической инфраструктуры на территории как России, так и других стран – участниц проекта. Не хватает консолидационных складов агропродукции, агрохабов и агрокластеров, в которых можно было бы собирать продукцию малых и средних предприятий для масштабной отправки на экспорт, приема и распределения встречного импорта продовольственных товаров.
По данным компании «РЖД–Логистика», на территории Союзного государства действуют всего два агрохаба с полным набором необходимых услуг: в Орше (Беларусь) и в Селятино (Московская область). Для решения проблемы нехватки площадей дирекция проекта в 2023 году определила механизмы и согласовала рабочие инструменты проектирования и строительства агрокластеров и хабов с функционалом транспортно–логистического центра или сухого порта в регионах России и стран ЕАЭС.
В рамках проекта на территории РФ планируется строительство агрохабов в Казани, Краснодаре, Оренбурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Началось проектирование оптово–распределительного центра с функционалом ТЛЦ в Уфе.
Первая очередь агротерминала в Астраханской области, точке пересечения интересов МТК «Север – Юг» и «Евразийского агроэкспресса», будет запущена в 2024 году.
Терминал предназначен для перевалки зерновых культур и растительного масла и будет реализован компанией «Агротерминал Каспий». Он обеспечит прием, хранение и отгрузку зерновых и масличных культур.
Возведение инфраструктуры морского терминала также активно продолжается в рамках портовой особой экономической зоны. Работы по строительству подъездной автодороги, сети водоснабжения, открытых и крытых складов, а также крановых путей закончены.
Резидент портовой ОЭЗ «Каспий» уже создал склады временного хранения зерна и подготовил необходимое оборудование для его отгрузки, а теперь готовит площадку под контейнерный терминал.
Особая роль в развитии инфраструктуры отводится Дальнему Востоку – территории, максимально приближенной к странам АТР и Китаю.
Компания «Дальневосточный Агротерминал» построит в Белогорске Амурской области производственно–логистический комплекс по глубокой переработке сои. В сутки предприятие будет перерабатывать по две тысячи тонн соевых бобов. Соглашение о строительстве компания подписала с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Комплекс обеспечит качественный рост экспорта продукции глубокой переработки из России в Китай и страны Азии. Участок, на котором расположится производство, вошел в состав ТОР «Амурская». Построить завод «Дальневосточный Агротерминал» планирует не позднее 2026 года.
В регионе традиционно сельскохозяйственной направленности многие проекты реализуются с использованием механизмов господдержки территорий опережающего развития и системы налоговых и иных льгот. Ими в равной степени могут пользоваться как малые предприниматели, так и крупные федеральные игроки.
Цель будущего комплекса – создать в Приамурье на основе динамически развивающегося растениеводства современную высокотехнологическую отрасль глубокой переработки с экспортным потенциалом.
Статус резидента ТОР «Амурская» позволит инвестору перейти непосредственно к этапу строительства в кратчайшие сроки. Сырье – соевые бобы – будет закупаться у аграриев Амурской области, Приморского края и Еврейской автономии.
Бесконтрольный вывоз сои в качестве сырья будет замещен экспортом готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Строительство завода обойдется в сумму более 16 млрд руб., будут созданы 600 высокотехнологичных рабочих мест.
Грузовая база агроэкспресса может быть существенно расширена за счет включения в нее действующих крупных логистических агрокомплексов, которые по терминологии проекта принято называть местами концентрации сельхозпродукции. Примером такого места может служить предприятие «Курск-агротерминал» в Касторенском районе Курской области.
На площади 95 га собрана вся цепочка производства – от приемки сырья до отправки потребителям готовой продукции. Производственный комплекс включает два маслоэкстракционных завода с суммарным годовым объемом переработки порядка 2 млн тонн масличных культур, таких как подсолнечник, рапс, соя и лен. Есть линия по производству высокопротеинового подсолнечного шрота и два цеха по производству лецитина; складской терминал для зерновых и бобовых культур объемом свыше 750 тыс. кубометров, хранилище растительных масел объемом более 60 тыс. кубометров; есть собственный железнодорожный терминал с общей протяженностью железнодорожного пути 15 км, длина приемоотправочных путей вмещает до 162 вагонов.
Все поступающее сырье и производимая готовая продукция строго проверяются по показателям качества. На сегодняшний день предприятие прошло сертификацию по системам качества пищевой и кормовой продукции: ISO 22000, FSSC 22000, FAMI–QS. Все поступающее сырье соответствует требованиям стандартов Food Chain ID Non–GMO и Europe Soya.
Сырье поступает от крупных сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств из Курской области и соседних регионов, из Краснодарского края, Поволжья и даже из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
К клиентам компании относятся крупнейшие производители свинины и мяса птицы в Российской Федерации. Также продукция отгружается в страны СНГ, такие как Беларусь, Казахстан, Киргизия. Потребители продукции также есть уже в Китае, на Ближнем Востоке и в Африке.
Подключение подобных предприятий к проекту позволит существенно укрепить грузовую базу «Евразийского агроэкспресса», повысить эффективность его работы.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук


просмотры:

418

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться