Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Качество жизни – в приоритете

 |  Экономика

Во многом оно обеспечивается решением проблемы транспортной доступности в регионе.

Республика Саха (Якутия) – не только самый крупный субъект Российской Федерации, но и самая крупная административно–территориальная единица в мире. При этом плотность населения республики, где проживает один миллион человек, составляет 0,3 чел./км², то есть является одной из самых низких в России.
Якутия – один из самых труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 90% ее территории не имеют круглогодичного транспортного сообщения. Эти особенности накладывают отпечаток на саму жизнедеятельность человека и способы ведения хозяйства.
О том, как в Якутии решаются проблемы транспортного обеспечения, газете «ТР» рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно–продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов.

2 качество й


– Для Республики Саха (Якутия) характерна достаточно сложная ситуация с транспортной доступностью для населения, что вызвано объективными причинами – географическими и климатическими условиями. Это также влияет и на доставку социально значимых грузов, так называемый северный завоз.
Транспортный комплекс РС(Я) представлен всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, авиационным, речным и морским. И по каждому направлению требуется помощь государства. Благодаря слаженной работе Правительства РФ и правительства Республики Саха (Якутия), а также колоссальной поддержке со стороны Минтранса России и Федерального дорожного агентства ежегодно объем привлекаемых в транспортный комплекс средств из федерального бюджета составляет около 4 млрд руб.
Чтобы оптимизировать транспортные потоки, усилить координацию всех участников транспортно–логистического процесса, снизить транспортную составляющую в цене товара, одним из главных факторов развития транспортного сообщения является создание в Центральной Якутии транспортно–логистического комплекса (ТЛК). Очевидно, что это требует значительных затрат, прежде всего на строительство объектов инфраструктуры.
На Якутск замыкаются две автомобильные дороги, железная дорога и речной транспорт. Сегодня эти транспортные потоки разделяет река Лена – крупнейшая водная магистраль, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты. Для бесшовного транспортного сообщения требуется строительство моста в районе пос. Табага.
17 октября 2024 года началось строительство Ленского моста, который предстоит возвести в кратчайшие сроки – до конца 2028 года. В настоящее время в полную силу разворачиваются работы по устройству свай.
Проект по строительству Ленского моста реализуется по концессионному соглашению между правительством Якутии и группой «ВИС». Это уникальное инженерное сооружение. В условиях вечной мерзлоты подобные вантовые мосты никогда ранее не возводились. Общая протяженность моста с автомобильными подходами составит 14,5 км, без них – 4,6 км (русловая часть – 2,5 км). Автомобильный мостовой переход будет двухполосным с расчетной пропускной способностью 5300 автомобилей в сутки.
Ленский мост соединит Транссибирскую и Байкало–Амурскую магистрали с Северным морским путем, автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», то есть фактически восточную часть России – с побережьем Охотского моря.
Строительство Ленского моста позволит сформировать северный широтный пояс «Восточная Сибирь – Мирный – Якутск – Магадан». Мостовой переход сократит маршрут от Новосибирска до Магадана на 905 км. В будущем он поможет создать международный транспортный коридор «Россия – Азиатско–Тихоокеанский регион».
Безусловно, свою часть расходов несет республиканский бюджет. При этом потребность в бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильной дороги «Мостовой переход через р. Лена в районе г. Якутска» составляет порядка 30 млрд руб. в 2027 году.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Саха (Якутия) составляет 40 тыс. км, из них половина – автозимники. По протяженности автомобильных дорог республика входит в топ–5 субъектов Федерации.
Надо отдать должное федеральному правительству, которое выделяет значительные объемы средств на строительство и реконструкцию федеральных и региональных дорог.
Важным инструментом для улучшения инфраструктуры в нашем регионе стал национальный проект «Безопасные качественные дороги». По сравнению с 2010 годом объем финансирования дорожных работ вырос в 9 раз и составляет 17,8 млрд руб. в год (без учета федеральных автодорог).
В рамках нацпроекта БКД в Республике Саха (Якутия) в период с 2019 по 2023 год приведены в нормативное состояние 1061 км региональных автомобильных дорог общего пользования. Замечу: Якутия занимает второе место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по вводу региональных автомобильных дорог.
Согласно проекту федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026–2027 годов на реализацию мероприятий дорожного хозяйства республики в целом выделены более 34,6 млрд руб., в том числе на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, включая искусственные дорожные сооружения, – более 33,6 млрд руб. в течение трех лет.
Кроме этого, в Якутии реализуются проекты, направленные на финансовое обеспечение дорожной деятельности опорных населенных пунктов с населением от 20 тыс. человек. На эти цели из федерального бюджета выделяется порядка 708 млн руб.
Также заложены средства на развитие транспортной инфраструктуры в сельских территориях (101,5 млн руб.) и на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек (179 млн руб.).
Идут позитивные изменения и в сфере автомобильного транспорта. С 2022 года активно обновляется автобусный парк. К 100–летию Якутской АССР были приобретены 100 автобусов. В 2023 году мы стали использовать новые инструменты обновления автобусного парка – специальные казначейские кредиты и льготную лизинговую программу ВЭБ.РФ. Таким образом, были закуплены еще 97 автобусов. В целях дальнейшей модернизации и расширения сети межмуниципальных маршрутов, увеличения частоты действующих маршрутов в 2024 году были дополнительно приобретены 20 единиц автобусов класса «межгород». Для обновления автобусного парка столицы республики требуется помощь федерального бюджета в размере 1,2 млрд руб. на трехлетку.
Перевозка грузов по железной дороге ежегодно растет, в том числе и в рамках северного завоза. По данным АО «АК «Железные дороги Якутии», за 9 месяцев текущего года на станции Нижний Бестях переработаны порядка 1,3 млн тонн грузов, что на 11% выше уровня прошлого года. Такая динамика роста касается всех основных номенклатур: топливно–энергетических, строительных, грузов в контейнерах. На 2025 год ставится задача увеличения объемов перевозки на 14% к текущему периоду.
За период январь – сентябрь 2024 года в вагонах АО «АК «ЖДЯ» перевезены 322,4 тыс. пассажиров, что на 8,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пассажирооборот по сравнению с прошлым годом вырос на 12,3% и составил 313,6 млн пасс.–км.
Надеемся, что в ближайшем будущем будет принято стратегическое решение о начале строительства железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан (порт).
На I этапе предполагается проложить относительно небольшой по протяженности участок от Нижнего Бестяха до Хандыги и построить мостовой переход через р. Алдан длиной 3 км.
На II этапе cтроительство участка Хандыга – Оймякон – Сусуман обеспечит транспортное обслуживание золотодобывающей промышленности.
Наконец, III этап предполагает строительство участка Сусуман – Магадан, который соединит железнодорожную линию и порт Магадан.
Большую роль в Якутии с давних времен и по сей день играет речной флот. Согласно официальной статистике ежегодно в период навигации в республике перевозится около 2,7 млн тонн грузов, в том числе для нужд жизнеобеспечения – 1,2 млн тонн.
В советское время мы имели более 1200 судов, сегодня – порядка 300 судов разного водоизмещения. В связи с этим задача обновления флота очень актуальна для республики, поскольку на водный транспорт приходится около 60% грузо-
оборота региона.
В 2024 году завершается строительство 1–го этапа Жатайской судоверфи, первое судно будет заложено в 2025 году. При выходе на полную мощность судоверфь будет выпускать до 10 судов в год и создаст более 700 рабочих мест. Потребность в бюджетных ассигнованиях на строительство Жатайской судоверфи в 2027 году составляет около 3,2 млрд руб., на обновление флота Ленского бассейна – порядка 1,3 млрд руб.
Ежегодно мы получаем средства из федерального бюджета на проведение дноуглубительных работ, так как имеющийся в республике речной флот мало подходит для перевозок в условиях мелководья. Плановая работа по углублению русла проводится на р. Лена, на барах северных рек – Витим, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма. Ситуация осложняется из–за нехватки и износа специализированной техники. Мы надеемся, что в федеральном бюджете на эти цели будет заложено соответствующее финансирование.
Федеральным центром ведется активная работа на Севморпути. Правительством Республики Саха (Якутия) в сентябре 2024 года было принято решение о начале строительства инфраструктуры глубоководного порта Найба, который станет морскими воротами Якутии. Этот новый порт–хаб предполагается построить в Хараулахской бухте, вблизи села Найба, в рамках расширения границ существующего порта Тикси. Прогнозный грузооборот нового порта к 2035 году составит 30 млн тонн в год. Предполагается также строительство автомобильной дороги до порта от п. Усть–Куйга в Усть–Янском районе протяженностью 270 км. Создание современной портовой инфраструктуры в составе Северного морского пути станет стимулом для реализации такого перспективного проекта, как золоторудное месторождение Кючус на севере Якутии.
Ввиду того, что наземная транспортная сеть развита слабо, первостепенное значение для перевозки пассажиров, грузов и доставки почты имеет авиация. На территории РС(Я) расположены 31 аэропорт и более 170 посадочных площадок. Отрадно, что в рамках реализации дальневосточных программ восстанавливаются аэропорты. В Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры включены 15 аэропортов, входящих в аэропортовую сеть Якутии. Завершена реконструкция 10 аэропортов (ИВПП–2 аэропорта Якутск, аэропорты Черский, Жиганск, Хандыга, Белая Гора, Верхневилюйск, Вилюйск, Депутатский, Сангар, Нерюнгри с вводом в эксплуатацию нового аэровокзала). В текущем году запланировано завершение строительства еще четырех аэропортов – Усть–Нера, Полярный, Мирный, Олекминск.
В 2024 году за счет средств республиканского бюджета на субсидирование авиаперевозок по местным маршрутам предусмотрены 1,029 млрд руб., в том числе на внутрирайонные перевозки – 404 млн руб., межрайонные перевозки по 14 арктическим маршрутам – 625 млн руб.
За 9 месяцев 2024 года льготными авиаперевозками по внутрирайонным маршрутам воспользовались 17 тыс. пассажиров по 112 маршрутам в 22 районах республики, по межрайонным маршрутам из 14 арктических населенных пунктов до Якутска и в обратном направлении перевезены по специальным тарифам 24,8 тыс. пассажиров.
Авиаперевозки по внутрирайонным маршрутам пользуются большим спросом среди якутян, поэтому субсидия была полностью освоена уже к 1 октября текущего года.
В течение последних пяти лет все дальневосточные регионы справедливо поднимают вопрос субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок, в том числе за счет средств федерального бюджета. По нашим подсчетам, на обеспечение доступности для населения местных воздушных перевозок и расширение их сети в 2025 году потребуется порядка 4,9 млрд руб., в 2026 году – около 6,3 млрд руб., в 2027 году – 6,6 млрд руб.

Записала
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

300

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.