Единому транспортному ведомству России в этом году исполняется 215 лет. О достижениях транспортного комплекса за последние годы, перспективах развития и важности выбора будущего для страны в интервью газете «Транспорт России» рассказал министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев.
– Виталий Геннадьевич, транспортный комплекс традиционно играет системообразующую роль в экономике и жизни России. Какие ключевые изменения отрасли последнего десятилетия вы бы отметили?
– Транспортная отрасль вместе со страной прошла непростой, тернистый путь – от упадка, дезорганизации и недофинансирования в 90–е годы до возрождения и превращения в единую систему, работающую в интересах граждан и государства. Сложные времена для отрасли были, это тоже часть нашей истории. Сегодня транспортный комплекс находится на принципиально ином витке развития. Кардинально поменялось все: техника, технологии, система управления, скорость принятия решений, объем обрабатываемой информации, качество сервиса. Без последовательной политики, энергичных действий руководства страны, Президента России добиться такого результата мы бы не смогли.
Я долгие годы работал в бизнесе, в том числе до прихода в Минтранс более 11 лет возглавлял «Аэрофлот». Хорошо помню, как государство, получив тяжелое наследие девяностых, принимало на себя ответственность за управление огромной, но будто застрявшей в прошлом инфраструктурой. Так, за пределами срока эксплуатации находилось более 70% общественного транспорта. Строительство каждого пятого объекта пришлось заморозить. Это стало настоящим вызовом, справиться с котором было нельзя без решительной воли к переменам, без сильного общенационального лидера.
Успехи пришли к нам, когда руководство страны определило, что мощная и современная транспортная система – одна из основ экономического суверенитета России. Требовались продуманные и принципиальные решения – они были реализованы. С 2000 года приняты более 220 федеральных законов в сфере транспорта. В результате политических и экономических реформ созданы все условия для того, чтобы транспортный бизнес стал конкурентным, способным удовлетворить потребности людей, быть драйвером для развития всей национальной экономики. При этом социальная составляющая нашей работы, в том числе доступность транспортных услуг для населения, остается в приоритете. Для президента нашей страны Владимира Путина это безусловный приоритет.
– Что вы можете отнести к наиболее значимым достижениям в сфере транспорта за последние годы?
– Наш мир так стремительно меняется, что еще несколько лет назад я бы по–другому ответил на этот вопрос. Сегодня скажу: после испытаний пандемией и санкционной политикой недружественных стран транспортный комплекс устоял, как и вся система национальной экономики.
Мы сохранили парк самолетов, не допустили изоляции Калининградской области, оперативно восстанавливали движение после атаки на Крымский мост. В рекордные сроки Россия совершила разворот логистики в направлении Юга и Востока, усилила внешнюю торговлю с дружественными странами. Задача прорыва транспортной блокады снята с повестки дня, на смену ей пришли масштабные цели развития в новых экономических условиях.
Сегодня Россия входит в первую тройку мировых лидеров по темпам развития транспорта. Вот вы спрашивали про ключевые достижения за десятилетие. Проиллюстрирую свой ответ такой цифрой: в начале 2000–х отрасль могла позволить себе строить всего несколько объектов в год. Речь шла лишь о государственных инвестициях, бизнес оставался в стороне, потому что не мог планировать свое развитие даже на год–два. Сегодня ведется крупнейшее в современной истории строительство транспортной инфраструктуры. Мы только за один год в среднем сдаем 18 значимых объектов. В отрасли множество источников финансирования капитальных вложений.
– Если говорить о наших успехах, то Россия сейчас – в первой пятерке государств по обеспеченности жителей автодорогами.
– Да, прошли всего два десятка лет, и отечественные дороги из причины для иронии стали поводом для гордости. Создана опорная сеть в составе 140,5 тыс. км федеральных и региональных трасс, которые охватывают территорию с населением свыше 100 млн человек. Мы взяли невиданные в истории современной России темпы развития дорог, только в 2023 году построено и отремонтировано более 31 тыс. км. Как заявил глава государства в послании Федеральному собранию, за шесть лет в России построят 50 обходов городов, что сделает поездки между ними комфортнее. Особое внимание уделят самым сложным и важным маршрутам, таким как новый – от трассы М–4 до Сочи.
Недавно открылась трасса М–12 «Восток» – один из основных участков международного транспортного маршрута «Россия» от Санкт–Петербурга до Владивостока. Время в пути от Москвы до Казани сократилось с 12 до 6,5 часа. В нынешнем году магистраль дойдет до Екатеринбурга, в 2025–м – до Тюмени. О важности этой дороги также говорил президент в послании Федеральному собранию. Это принципиально новый уровень скорости, комфорта и безопасности для автомобилистов.
– Еще 5 лет назад я с трудом мог представить, что соглашусь на поездку с работы домой на «городской электричке». Сегодня железные дороги набрали огромный темп изменений. Это видим мы, пассажиры, по уровню сервиса и стабильности расписания. Расскажите, какая работа для этого была проведена, но может быть объективно скрыта от глаз посторонних?
– Наша страна имеет богатую историю железных дорог, которая начиналась в 1837 году с однопутной Царскосельской колеи. Всего 27 км, 35 минут в пути. Паровоз, восемь вагонов. Сегодня мы третьи в мире по протяженности железных дорог и первые – по интенсивности их использования. Это 87% грузооборота страны и 30% пассажиропотока.
В прошлом году ОАО «РЖД» – без преувеличения, ведущая транспортная компания мира – отметило свое 20–летие. За это время услугами перевозчика воспользовались 23 млрд пассажиров. По сути, это трехкратное население Земли. Московский железнодорожный узел после модернизации стал крупнейшим в СНГ и одним из крупнейших в мире. И, как сказал наш президент, его развитие не остановится. Для понимания масштаба: в январе 2024 года совершена миллиардная поездка по МЦК. Это говорит о том, что команда РЖД во главе с Олегом Белозеровым при поддержке правительств Москвы и Московской области нашли решение, которое по достоинству оценили пассажиры.
– Для таких проектов, как МЦД и МЦК, мало было запустить поезда в новом дизайне и с другим расписанием. Предстояло, например, полностью обновить всю инфраструктуру: мосты, пути, платформы, павильоны. Масштабные транспортные стройки не заканчиваются?
– Как вы знаете, Президент России Владимир Путин объявил ближайшее десятилетие в нашей стране десятилетием большой стройки, больших проектов. Это коснется и железных дорог. Мы продолжим расширять БАМ и Транссиб, модернизировать Восточный полигон в целом, магистрали и подходы к морским портам, включая Азово–Черноморский и Каспийский бассейны. Запускается проект по созданию высокоскоростной железной дороги между двумя крупнейшими агломерациями – Москвой и Санкт–Петербургом. Список этих проектов огромен. Нам есть чем гордиться! Вы будете удивлены, но в некоторых странах, считающих себя развитыми, до сих пор лежат деревянные шпалы. Наши стальные магистрали – самые безопасные в мире, темпы модернизации инфраструктуры нарастают. Это следствие отказа от политики «проедания» советского наследства, результат системных решений руководства страны, триллионных инвестиций.
– Гражданская авиация связывает самые дальние уголки нашей станы воедино. Но именно она стала главной целью западных санкций. Их преодоление еще остается для нас на повестке дня?
– Подсчитано, что против России менее чем за два года введены почти 19 тыс. санкций. Для любой другой страны мира подобное стало бы крахом, концом света. Для нас это и сложности, и новые возможности, прямая дорога к технологическому суверенитету. Да, отечественная гражданская авиация первой приняла на себя удар Запада. Сегодня мы смогли сделать главное – перейти от антикризисных мер к повестке развития.
Именно благодаря решению президента страны Владимира Путина отрасль в самом сложном для нее 2022 году получила суммарно более 174 млрд руб. поддержки. Это позволило сохранить расписание и высококлассные коллективы, дало возможность перестроить бизнес–процессы. Важно, что это была не раздача денег авиакомпаниям, каждый потраченный рубль был обеспечен перевозкой пассажиров. И уже в последующий год авиакомпании продолжили свое развитие в новых экономических условиях, не требующих субсидирования подобного уровня.
Это показывают и данные статистики: наши авиакомпании в 2023 году перевезли 105,45 млн пассажиров, это выше плана почти на 2,5 млн человек. По сравнению с 2022 годом пассажиропоток увеличился на 10,7%. На внутренних линиях перевезены 83 млн человек – в 6 раз больше, чем в 2000 году. Кстати, доля регулярных рейсов между городами России без пересадки в Москве с начала 2000–х увеличилась с 20% до 52,7% в 2023 году. Это говорит о том, что развивается экономика субъектов Федерации, крепнут межрегиональные связи, растет потребность в перелетах. Уверен, задача, поставленная нашим президентом: повысить авиационную мобильность к 2030 году в полтора раза к уровню прошлого года, – будет выполнена.
Для этого ускоряется модернизация аэродромной инфраструктуры страны. В прошлом году были сданы 12 объектов. Технологический суверенитет, современная инфраструктура, профессиональные кадры – будущее нашей гражданской авиации. Назад пути у нее, как и у всей транспортной отрасли России, нет.
– Морской и речной транспорт страны долгие годы после распада СССР оставался словно «за кадром», угасал. Сейчас все по–другому, за эти отрасли взялись основательно. Расскажите, какие перемены произошли.
– Был период, конца 80–х и 90–х, когда внимание к флоту было минимально – и к морскому, и к речному. Особенно пострадал речной транспорт. Несколько фактов: к 2000 году в России остались всего 15 судов на подводных крыльях при общей протяженности судоходных путей 84,6 тыс. км; пропускная способность Единой глубоководной системы (ЕГС) страны составляла 3 млн тонн. Плачевная ситуация.
Сегодня протяженность судоходных путей России – 102 тыс. км, а флот судов на подводных крыльях увеличился почти в 8 раз. Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон и реконструкция Городецких шлюзов на р. Волга позволят увеличить пропускную способность ЕГС почти в 7 раз (до 20 млн тонн). Безусловно, речной транспорт страны возрождается. В 2023 году им воспользовался каждый десятый россиянин. А наша столица по праву может гордиться первыми в мире круглогодичными электрическими трамвайчиками отечественного производства, курсирующими по Москве–реке.
Что касается морского транспорта, то тут мы никогда уже, уверен, не отступим от простой геополитической аксиомы. Страна, не имеющая собственного выхода к морям, собственного развитого флота, будет находится в зависимости от других государств, имеющих выход к морю и современный флот. Когда–то Россия располагала единственным морским портом в Архангельске. Сегодня у нас их 63. Мощности портовой инфраструктуры в 2023 году достигли 1,36 млрд тонн. Это более чем вдвое превышает максимальные показатели времен СССР.
Сегодня 90% грузов мировой торговли перевозится морскими путями. Последние события на Ближнем Востоке показали, насколько уязвимы ключевые артерии морских грузоперевозок из Европы в Азию. Речь о Баб–эль–Мандебском проливе, Красном море, Суэцком канале. Все это заставило нас по–новому оценить стратегическое значение, транзитный потенциал Российской Федерации. Для укрепления независимости России от любых геополитических изменений необходимо развитие отечественного флота и инфраструктуры морских портов.
Мы есть и будем крупнейшей морской державой. Для этого у нас есть все: политическая воля Президента, ресурсы, развитая портовая инфраструктура, долгосрочные программы развития флота, опытные, лучшие в мире специалисты.
– Было время, когда состояние и сама работа общественного транспорта в стране вызывали много нареканий. Сейчас парк техники молодеет, строятся транспортно–пересадочные узлы для комфортных пересадок. Какие планы на будущее в этой сфере?
– Морально и технический устаревший, неэкологичный общественный транспорт уходит в прошлое. Это касается не только наших крупных городов. Ведется самое масштабное за последние 20 лет обновление парка техники, новейшие автобусы и электробусы, трамваи и троллейбусы отечественного производства приходят в регионы. К концу 2024 года общественный транспорт в совокупности будет обновлен в 81 субъекте РФ. Всего в регионы по итогам этого года поступят более 7,7 тыс. единиц техники, в том числе по линии Минтранса – около 7,4 тыс. Министерство активно оказывает финансовую поддержку субъектам, тем самым снижая единовременную нагрузку на бюджеты регионов. Основные механизмы обновления парка транспортных средств – льготный лизинг с компенсацией государством части стоимости техники или льготной процентной ставкой, а также предоставление бюджетных кредитов. Перед нами стоит задача: до 2030 года обеспечить приведение в нормативное состояние не менее 85% парка общественного транспорта страны. Решение о комплексном подходе к обновлению общественного транспорта, принятое Президентом России Владимиром Путиным, стало одной из самых масштабных инициатив в области развития общественного транспорта. В своем послании Федеральному собранию 29 февраля глава государства сообщил, что до 2030 года субъекты Федерации получат дополнительно около 40 тыс. единиц подвижного состава.
Для России крайне важно продолжать интеграцию новых регионов в единую транспортную систему. Растет связанность территорий и мобильность населения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В 2023 году там построены и реконструированы 769 км дорог, по линии Минтранса в эти регионы переданы порядка 500 автобусов различных классов. Продолжается работа по планированию новых пассажирских маршрутов.
– Удобный общественный транспорт, бесшовная логистика, повышение конкурентоспособности и привлекательности услуг в сфере перевозок подразумевают динамичную цифровизацию отрасли. Какие технологии, решения уже внедрены?
– Жизнь, а точнее вызовы современности, потребности государства, бизнеса и граждан подтолкнули нас к ускоренному переходу отрасли на отечественные цифровые решения. Мы создаем платформы для опережающего решения транспортных задач.
Если говорить о том, что сделано за последние годы, то список будет длинным, многим вы пользуетесь каждый день. Назову лишь несколько ключевых реализованных цифровых решений. Среди них внедрение электронных перевозочных документов, запуск ФГИС «Такси», систем электронной очереди в пунктах пропуска и автоматической верификации личности пассажира по биометрическим данным. Перевозчики активно развивают беспилотные технологии. Так, ОАО «РЖД» ведет поезда на «виртуальной сцепке», на автодороге М–11 «Нева» курсируют беспилотные грузовики. Важным событием стало начало коммерческой эксплуатации парома «Генерал Черняховский» – первого в России морского судна с возможностью автономного управления.
Глава нашего государства не раз говорил о необходимости достижения Россией технологического суверенитета. Добиться этой цели без цифровизации всех отраслей экономики, в том числе транспортной, невозможно. Цифровые технологии делают перевозки пассажиров и грузов прозрачнее, убирают административные барьеры, снижают издержки для бизнеса, улучшают условия труда, создают новые возможности. Будем и дальше внедрять их на транспорте. Нашим компаниям, специалистам это по силам.
– Вы многое рассказали о том, что изменилось в отрасли по отношению к пассажирам, транспортному бизнесу. А как изменились условия труда транспортников?
– По данным на конец 2023 года, в отрасли работали 4,5 млн человек. Конечно, достойные условия труда и высокая зарплата – основные факторы, влияющие на качество работы и эмоциональное состояние сотрудников. Отмечу усилия руководителей наших транспортных и логистических компаний, отраслевых предприятий, которые инвестируют не только в производство, технику и технологии, но и в человеческий капитал. А возникающие проблемы государство и бизнес, как правило, решают сообща с профсоюзами оперативно.
Приведу один пример. Два года назад приостановили свою работу 11 аэропортов на юге и в центре страны. Президент России Владимир Путин немедленно поручил поддержать трудовые коллективы во время вынужденного простоя, на это выделили субсидии из федерального бюджета. Государство не бросило людей в сложной ситуации, сохранило рабочие места и зарплаты, взяв эти расходы на себя.
Транспортная отрасль сегодня переживает настоящую революцию, растет число высокотехнологичных рабочих мест. Мы остро нуждаемся в новых идеях, перспективных разработках и целеустремленных людях. Скажу, что работать в транспортном комплексе страны сегодня престижно, об этом свидетельствует высокий конкурс в наши отраслевые учебные заведения. Молодое поколение видит возможность не только реализовать себя в транспортной сфере, но и двигать технологии вперед, создавать будущее.
– Президентские выборы пройдут под слоганом «Вместе мы сила – голосуем за Россию!». Почему вы считаете важным голосовать?
– Я считаю, что транспортный комплекс подходит к главному политическому событию в жизни страны с достойными результатами. Участвовать в выборах сегодня важно как никогда. Это вопрос гражданской зрелости, личной ответственности каждого за то, что будет с Россией в ближайшие годы. Как проголосовать – дистанционно, онлайн или на избирательном участке, это вопрос удобства. Но делать свой выбор надо обязательно.
Для меня никогда не существовало дилеммы, голосовать или нет. Право избирать и быть избранным гарантирует нам Конституция Российской Федерации. И для меня как гражданина это принципиально важно. Я буду делать выбор за сильную и процветающую Россию.
Беседу вел Юрий ПОЛИКАРПОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.