Как стимулировать развитие придорожного сервиса
Безопасную и комфортную езду на автотрассах обеспечивает не только их современное качественное покрытие, но и придорожная инфраструктура, дающая возможность путешественникам и перевозчикам грузов в нужный момент передохнуть в пути, перекусить, подремонтировать и заправить горючим автомобиль. На смену непритязательному сервису на российских автодорогах приходят цивилизованные услуги, которые готовы оказывать автомобилистам представители малого и среднего бизнеса не только на трассах в густонаселенных регионах, но и в более отдаленных уголках нашей страны. Правда, на периферии такие процессы происходят куда медленнее, чему есть объективные причины. Одна из главных заключается в том, что интенсивность движения транспортных средств, перевозящих грузы и пассажиров, в региональной глубинке гораздо ниже, а от этого зависит посещаемость объектов дорожного сервиса (ОДС) пользователями и, следовательно, прибыль предпринимателей.
Россия располагает обширной сетью автомобильных дорог. Но далеко не во всех регионах инфраструктура позволяет перевозить грузы и пассажиров с комфортом: на некоторых трассах не хватает даже заправок, не говоря уже о комплексных зонах сервиса. По мнению профессиональных водителей, вокруг мегаполисов автозаправочных станций, точек питания, торговли и других ОДС вполне достаточно. Но чем дальше от крупных городов вглубь страны вы отъедете, тем реже вдоль дорог встретите площадки для отдыха водителей, предприятия общепита, отели и даже АЗС. Как показали результаты недавнего опроса ВЦИОМ, почти половина россиян (46%) во время путешествия на автомобиле хотела бы иметь возможность останавливаться в местах с удобной ночевкой, хорошим питанием, автосервисом и медпунктом. Около трети опрошенных готовы довольствоваться удобствами попроще: АЗС с туалетами, точками питания и отдыха.
Согласно нормативам размещения объектов сервиса на дорогах второй и третьей технической категории станции техобслуживания, АЗС и пункты питания должны располагаться не реже чем через 100 км. Фактически же размещение ОДС на таких трассах неравномерное: где–то – густо, а где–то – пусто, отметил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев, выступая в рамках дискуссии за «круглым столом», организованной Территориальным управлением автодорог Новосибирской области. Связано это с тем, что на многие участки региональных дорог для строительства ОДС сложно привлечь инвесторов, поскольку там низкий трафик автомобильного движения.
Положительную роль в развитии придорожного сервиса вдоль территориальных трасс может сыграть развитие внутреннего туризма, что в последнее время активно поддерживает государство. Ведь многие маршруты к перспективным местам притяжения туристов проходят по региональным дорогам. Так, дорога Новосибирск – Ленинск–Кузнецкий ведет к крупнейшему горнолыжному курорту Шерегеш. А трасса Новосибирск – Колывань – Томск может стать основой для развития туристического маршрута в красивый старинный город Колывань. Поблизости от него неоднократно проводился масштабный военно–исторический фестиваль «Сибирский огонь», привлекающий большое число туристов.
Вячеслав Трунаев напомнил, что утвержденная в мае 2024 года Правительством РФ Концепция развития автотуризма на период до 2035 года предусматривает такое понятие, как «автомобильный маршрут», в котором увязываются воедино и дороги, и ОДС, включая кафе, зоны отдыха с гостиницами, видовыми площадками, музеями. Должны быть продуманы условия для отдыха с детьми, обеспечены связь и интернет и все другие удобства на пути следования туриста. Правительство планирует выделить солидные средства на развитие туристических маршрутов. Возможно, регионам удастся в рамках этой программы привлечь средства на строительство МФЗ вдоль региональных дорог.
Состояние придорожного сервиса в значительной степени влияет на бизнес грузоперевозчиков. Для них очень важно наличие на трассах больших стоянок. Они особенно нужны в те дни, когда из–за сложных погодных условий (сильный снегопад, гололед) власти того или иного города запрещают въезд в него большегрузного транспорта. Проекты семи таких парковок на трассах Новосибирской области были разработаны еще лет 10 назад, власти региона определили участки для их размещения. Но средств на эти цели так и не нашлось. По мнению Вячеслава Трунаева, для развития придорожного сервиса на региональных трассах нужны как прямые бюджетные вложения в создание парковок, так и меры гос-
поддержки и стимулирования частных инвестиций в создание ОДС (выделение земельных участков на льготных условиях, предоставление преференций по налогам и другие).
Всего на дорогах Новосибирской области размещено 157 ОДС: 35 АЗС, три мотеля и восемь СТО. Основная часть – на наиболее загруженных трассах опорной сети региона. Все объекты обустроены на участках, проходящих через райцентры или вблизи них. Большинство ОДС возникли хаотично, еще в 90–е годы. Позже часть из них была закрыта из–за несоответствия нормативам, а также из–за низкой рентабельности. В настоящее время на региональных дорогах области фактически отсутствуют объекты, которые можно отнести к полноценным МФЗ. Основные причины: низкая интенсивность движения, высокая стоимость строительства полноценного объекта. Крупный бизнес не хочет вкладывать средства в такие проекты из–за низкой рентабельности, а малый не может из–за высоких затрат на обустройство в соответствии с требованиями, отметил начальник отдела весового контроля, сервисного обустройства и рекламы ТУАД Новосибирской области Игорь Горожанин. Одно из самых затратных требований – обустройство переходно–скоростной полосы. Его ориентировочная цена – около 50 млн рублей. Таких средств у малого бизнеса нет.
Интересную мысль, касающуюся развития придорожного сервиса, на дискуссионной площадке СААП высказал генеральный директор ООО ТК «Нафтатранс плюс» Игорь Головня. По его мнению, инвесторы гораздо активнее будут вкладывать средства в строительство ОДС, если выставленные на продажу участки, предназначенные для этого, будут подключены к дорожной сети и иметь готовую проектную документацию на будущий объект сервиса. Причем строительство ОДС должно вестись строго по типовому проекту. Выбор того или иного проекта должен зависеть от площади выделяемого участка. Не построил объект за определенный срок – участок вновь выставляется на продажу. А сейчас у инвестора только на поиск и согласование участка уходит около двух лет и еще 7–8 месяцев на само строительство.
На какие услуги придорожного сервиса рассчитывают сами грузоперевозчики? По словам председателя правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Алексея Лядусова, в составе зоны сервиса должны быть пункт питания, АЗС, мотель, мойка, СТО, баня, душ, прачечная, аптека. Сейчас на региональных трассах найти аптеку или медпункт практически невозможно. По данным Алексея Лядусова, на сибирских дорогах 82% ОДС оказывают только одну услугу (кафе или АЗС), 10% – две, 8% – три услуги и более.
Вполне обоснованное замечание о требованиях к ОДС Алексей Лядусов сделал и с точки зрения пассажирского перевозчика. По его мнению, государство должно обязывать инвесторов создавать инфраструктуру таких объектов с избытком (в расчете на пиковую нагрузку). Например, в обычное время объекту сервиса (кафе или АЗС) достаточно туалета из четырех кабинок. Но когда подъезжает автобус с туристами, такого количества туалетов недостаточно, сразу образуется большая очередь. Поэтому при проектировании ОДС надо учитывать, что они несут социальную функцию. Если региональные власти будут вкладывать средства в создание сервисных зон, то они и должны требовать от инвесторов наличия определенного набора опций, в том числе социальной направленности.
Случаются в сфере развития придорожного сервиса и конфликтные ситуации. Об одной из них рассказали индивидуальные предприниматели Константин Гапонов и Ольга Лисьева. Территории принадлежащих им ОДС оказались «заперты». Дело в том, что соседние земельные участки скупил один из фермеров. Теперь сложно не только модернизировать объекты сервиса, но даже обеспечить доступ к ним перевозчиков. Эта история вызвала большой интерес у участников «круглого стола», в том числе у депутатов законодательного собрания Новосибирской области.
Наличие устойчивой связи на автодорогах – важный инструмент безопасности движения. Поколение сотовой связи 2G в случае ЧП позволяет быстро вызвать полицию, скорую помощь, пожарных. Связь четвертого поколения 4G дает возможность для высокоскоростной передачи данных, она обеспечивает автомобилю подключение к интернету, что необходимо для работы навигационной системы и различных сервисов в самой машине. 4G – это возможность онлайн–оплаты, передачи фото– и видеоматериалов, а также использования пассажирами развлекательных сервисов в дороге. Как пояснил директор ПАО «МТС» в Новосибирской области Алексей Пахомов, в соответствии с условиями лицензий операторы связи обязаны к 2035 году обеспечить стопроцентное покрытие автодорог сетями сотовой связи 4G. По его мнению, чтобы быстрее и эффективнее решить эту задачу, по мнению Алексея Пахомова, в проектах модернизации дорог на перспективу надо предусматривать установку опор освещения двойного назначения (чтобы они использовались не только для освещения, но и как инфраструктура для операторов мобильной связи). Необходимо решать проблему с подключением оборудования операторов связи к источникам электроэнергии.
В числе рекомендаций участников «круглого стола» органам власти субъектов РФ есть пункт о разработке типовых проектов разновеликих и разного функционального наполнения ОДС. В то же время, по мнению участников дискуссии, все проекты должны иметь в своем составе парковку для легкового и грузового транспорта (с твердым покрытием и освещением). Пакет рекомендаций также включает предложение о том, что участки для строительства ОДС должны выставляться на аукционы только с готовыми проектными решениями таких объектов. Участники «круглого стола» также считают, что все согласования, связанные с подготовкой участка к застройке, в том числе перевод земель из категории сельхозназначения в категорию, разрешенную для строительства ОДС, должно взять на себя государство.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.