Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Рынок ждет поставщиков

 |  Новости

Хотелось бы, чтобы среди них было больше российских.

Лизинговый рынок РФ в I квартале 2023 года показал восстановление после падения в 2022 году, когда объемы нового бизнеса снизились на 13%. Объем нового бизнеса, выраженный в количестве предметов лизинга, вырос на 27%, до 131 тыс. единиц – со 103 тыс. единиц в относительно благополучном первом квартале 2022 года. Количество единиц выданных транспортных средств возросло на 20%, а количество выданных единиц технологического оборудования – на 26%. (Более подробно данные представлены на диаграмме 1.)

Оттолкнулся от дна

Этот восстановительный рост эксперты связывают с высокой способностью лизинговых компаний адаптироваться к структурному кризису, стабилизацией денежно–кредитной политики и государственным стимулированием. По их мнению, лизинговый рынок в 2023 году продолжит свое восстановление. Наибольший прирост ожидается во II квартале 2023 года из–за эффекта низкой базы 2022 года (рост нового бизнеса в количестве предметов лизинга составит 70–80%). Однако во второй половине 2023 года объемы нового бизнеса могут сократиться до 120–125 тыс. предметов в квартал за счет сокращения бюджетной поддержки и ожидаемого повышения ключевой ставки (что и произошло). В годовом выражении прирост объемов нового бизнеса в 2023 году составит 25–30% (ближе к нижней границе). Прирост нового бизнеса в группе автомобильного транспорта может составить 15–17%, в группе спецтехники и прочих транспортных средств – 35–40%, в группе промышленного оборудования – 8–10%. В денежном выражении объем нового бизнеса в 2023 году составит 2,7–2,9 млрд руб. (ожидаемый рост – 35–45%), совокупный лизинговый портфель компаний вырастет на 18–20%.

Наряду с активной работой с малым и средним бизнесом лизинговые компании продолжат наращивать активность в сегментах, пока недостаточно охваченных предложением, таких как лизинг производственного оборудования. Восстановительный рост будет сдерживаться в первую очередь низкой инвестиционной активностью, так как ожидаемый прирост инвестиций в основной капитал в 2023 году составит лишь около 1%. Восстановление рынка по некоторым группам оборудования (компьютерному оборудованию, авиационной технике, электрическому и электротехническому оборудованию) происходит сложно из–за санкционных ограничений.

Другими значимыми рисками в лизинговой отрасли в 2023 году будут: риск роста просроченной задолженности в лизинговых портфелях; риск ужесточения денежно–кредитной политики (рост ключевой ставки до 8,5% во второй половине 2023 года); риск из–за недостатка опыта работы лизинговых компаний с новыми поставщиками и (или) новыми предметами лизинга; риск недостатка фондирования из–за ужесточения политики банков по предоставлению финансирования лизинговым компаниям.

Рынок клиента

Лизинг, один из основных современных финансовых инструментов, позволяет даже в сегодняшних непростых условиях поддерживать и обновлять материально–техническую базу предприятий транспортного комплекса. Практически для всех сегментов ТК разработаны и внедряются долгосрочные программы поддержки с помощью механизма лизинга. Эффект от их реализации в разных отраслях ощущается по–разному, так как зависит от множества факторов. Во многом динамика рынка лизинга транспортных средств определяется текущим состоянием и перспективами деятельности в том или ином сегменте ТК. В этой связи представляют интерес проведенная ГТЛК комплексная оценка состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам I квартала 2023 года и прогноз по динамике их развития.

Итак, пассажирские перевозки воздушным транспортом в январе – марте 2023 года выросли в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 7%, до 21,2 млн человек. В марте перевезены 7,4 млн человек, что является максимальным показателем с 2019 года. Рекордных значений в марте достигла заполняемость бортов – 86,5% за счет сокращения авиакомпаниями количества воздушных судов на маршрутах.

Продолжена программа субсидирования авиаперевозок для возмещения расходов на полеты внутри страны на фоне санкций.

По оценкам Минтранса России, объем пассажирских авиаперевозок вырастет в 2023 году: на внутренних линиях – на 5%, на международных – на 9% относительно 2022 года.

Производство воздушных судов в России в 2022 году имело разнонаправленную динамику – в сегменте тяжелых гражданских самолетов (массой пустого снаряженного аппарата свыше 15 тонн) было выпущено на 1 борт больше, чем за первые 3 месяца 2022 года, а в сегменте вертолетной техники и легких самолетов производство сократилось на 9 и 3 единицы соответственно.

Железнодорожные перевозки в I квартале 2023 года снизились к аналогичному периоду прошлого года на 0,8%, что вызвано сильным падением их общих объемов в январе. При этом уже с февраля зафиксирован рост погрузки угля (увеличение на 0,7%). Рост погрузки зерна на 36% произошел благодаря выстраиванию новой логистики, рекордному урожаю и высокому спросу на российское зерно на мировом рынке. Выросли отправки строительных грузов (рост на 17,5%) за счет активной реализации крупных инфраструктурных проектов, в первую очередь нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Рост объемов перевозок стимулируется развитием железнодорожного сообщения с дружественными странами (увеличение объемов за I квартал на 66%), а также расширением логистики на новые территории РФ. При этом ставшее уже хроническим снижение скорости на железнодорожной сети (на 2% по сравнению с I кварталом 2022 года) приводит к дефициту подвижного состава.

Арендные ставки продолжают расти из–за увеличения потребности в подвижном составе у грузоотправителей и операторов. К IV кварталу ожидается рост на 18–27% год к году.

Что касается производства, общий выпуск железнодорожной техники упал на 16%, при этом производство инновационного подвижного состава из–за нехватки комплектующих снизилось вполовину. Нехватка компонентной базы существенно ограничивает также возможности ремонта инновационного парка.

Тем не менее по итогам 2023 года эксперты ожидают позитивной динамики погрузки – на 2% год к году, а также роста объема закупок вагонов на 16% (до 55 тыс. ед.) за счет увеличения грузовой базы и высоких темпов выбытия подвижного состава.

Объем грузовых перевозок 

внутренним водным транспортом в РФ в отчетном периоде снизился по отношению к I кварталу 2022 года на 18%, а перевозки грузов морским транспортом увеличились на 34%. Продолжают развиваться новые маршруты: грузоперевозки по МТК «Север – Юг» выросли в два раза, а перевозки контейнеров – в пять раз.

Пассажирские перевозки показали аналогичную динамику: по внутренним водным путям сократились на 1,3%, а морским транспортом – выросли более чем в полтора раза.

Грузооборот морских портов РФ в I квартале вырос на 10% за счет относительно высоких мировых цен на сырьевые товары и переориентации логистики. При этом динамика по основным типам грузов разнонаправленная: к примеру, увеличилась перевалка сырой нефти, угля, зерна, минеральных удобрений и пищевых грузов, сократилась – руды, черных металлов, сжиженного газа, контейнерных грузов и нефтепродуктов.

По оценке Минтранса России, в 2023 году будет обеспечен прирост производственной мощности российских морских портов на 59,3 млн тонн, а объем перевалки морских портов вырастет на 1% (+8 млн тонн относительно уровня 2022 года). В соответствии с прогнозом Росморречфлота объем грузоперевозок на внутренних водных путях может вырасти в 2023 году на 2,2%, до 119 млн тонн, объем пассажироперевозок – на 6%, до 9,5 млн человек.

В целом в 2023 году ожидается увеличение эксплуатируемого флота на речных маршрутах РФ с 81 до 95 пассажирских судов вместимостью от 90 до 330 человек, количество круизных пассажиров может вырасти на 15%.

В сегменте судостроения прогнозируется рост по итогам года – ожидается сдача 70 гражданских судов дедвейтом свыше 50 тонн (на 15 больше, чем в 2022 году). Поддержку сегменту окажет государство – объем субсидий на разработку, серийный выпуск и модернизацию производства судового оборудования увеличился в два раза по отношению к 2022 году.

Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам I квартала увеличились на 8,9 и 10,4%, соответственно. Продажи грузовых автомобилей выросли на 21,6% за счет наращивания объемов дорожного строительства, роста грузоперевозок и переориентации на китайских производителей в отсутствие европейских и американских марок. Так, в сегменте грузового автотранспорта ушедшие бренды заменяет китайская техника (Sitrak, Shacman, Howo, FAW), доля которой выросла с 9% до 50%.

Продажи новых автобусов показали более сдержанную динамику, увеличившись на 8,9%. В сегменте городского пассажирского автотранспорта продолжают доминировать российские марки – ПАЗ, ЛиАЗ, НефАЗ, в то время как китайские производители обеспечивают поставки междугородных и туристических автобусов.

В I квартале 2023 года отмечается сокращение производства грузовых автомобилей (–17,6%) и небольшое увеличение выпуска автобусов массой свыше 5 тонн  (+0,9%).

По итогам года эксперты ожидают увеличения объема продаж коммерческой автомобильной техники (грузовиков – на 15%, автобусов – на 20%). Активно реализуется программа поддержки общественного транспорта, прежде всего автобусов, на региональном уровне с привлечением средств ФНБ.

Таким образом, лизинговым компаниям, работающим на рынке транспортных средств, необходимо учитывать непростое сегодняшнее положение дел в отраслях ТК, мониторить наиболее востребованные к перевозке грузы и их маршруты, отслеживать прохождение программ господдержки. Это позволит быть в нужное время и в нужном месте, с тем чтобы выйти на клиента, который будет нуждаться в услуге.

На отечественном рынке грузоперевозок ведущую роль играет железнодорожный транспорт. В период санкционных ограничений нагрузка по отдельным направлениям сети значительно возросла, что не могло не отразиться на положении дел с подвижным составом. В 2023 году предметом лизинга на железнодорожном транспорте могут стать не только новые грузовые вагоны, но и бывшие в употреблении. Кроме того, средний срок договора лизинга с учетом текущих цен на новый подвижной состав продолжит увеличиваться. Если раньше договор заключали в среднем на 7–10 лет, то сейчас самая популярная сделка – это 10 лет с формированием остаточного платежа. Что касается объемов нового бизнеса по сделкам в железнодорожном сегменте, то ожидается рост на 10% в сравнении с 2022 годом (эффект низкой базы). В 2023 году также ожидается рост спроса на инновационные вагоны, а именно на полувагоны, зерновозы и минераловозы. Повышенный интерес со стороны бизнеса будет наблюдаться и на вагоны–цистерны. Объясняется это тем, что доходность по ним долгое время находилась на низком уровне, не позволявшем покупать новую технику, а в ближайшие несколько лет планируется выбытие порядка 15% парка. Заметно снизится спрос на специализированный подвижной состав, который сейчас находится в избытке. По сравнению с 2021–м и 2022–м годами снизятся закупки 80–футовых фитинговых платформ, принимая во внимание насыщение рынка. Таким образом, спрос на технику в железнодорожном сегменте в зависимости от ее вида имеет разную направленность, отсюда и разная потребность в лизинговых продуктах.

Драйвер экономики

Национальные инфраструктурные проекты в дорожно–строительной сфере сегодня без преувеличения можно назвать драйвером экономики. Это и реконструкция автотрасс М–1 «Беларусь», М–4 «Дон», строительство М–12 Москва – Казань, объездной дороги вокруг Волгограда и моста через Волгу в Саратове. Строятся и ремонтируются дороги на региональном и муниципальном уровне. Разворачивается дорожное строительство в новых регионах России.

Для лизинговых компаний этот сегмент является одним из основных, о чем свидетельствуют данные диаграммы 2. Выдача в лизинг дорожно–строительной техники (ДСТ) за январь – май 2023 года в крупных лизинговых компаниях выросла на десятки процентов. Так, «Газпромбанк-лизинг» выдал 6300 единиц ДСТ против 3300 единиц в январе – мае 2022 года.

У «ВТБ Лизинг» за январь – май 2023 года продажи ДСТ в лизинг увеличились на 58% к аналогичному периоду прошлого года. У «Европлана» в указанный период объем выдачи ДСТ прирос на 35% в годовом выражении.

При этом спрос на ДСТ вырос не только в сегменте лизинга, но и в секторе краткосрочной аренды. По данным «Авито Спецтехника», количество объявлений с предложением аренды ДСТ выросло почти в 2 раза – с 22 770 в январе – мае 2022 года до 44 441 за такой же период этого года.

Наметившийся в 2022 году переход с европейской техники на китайские и российские аналоги продолжается во все больших объемах.

В основном спросом пользуются китайские марки спецтехники. Например, у компании «Газпромбанк Лизинг» более 50% в продажах занимает техника из КНР – марки Sany, XCMG, SDLG, Zoomlion. Самыми востребованными марками в «ВТБ Лизинг» стали китайские Lonking, XCMG, Zoomlion, Liugong, а также техника «Беларус» от Минского тракторного завода.

Техника из КНР лидирует также и в сегменте машин с пробегом. Этот тренд наметился еще в прошлом году. Импорт китайской ДСТ в Россию в 2022 году вырос на 96%, до 174 млрд руб. За I квартал 2023 года импорт китайской техники уже составил 74,5 млрд руб. Общий импорт ДСТ также вырос: в январе – апреле 2023 года он увеличился на 23%, до 1,7 млрд долл.

Доля китайской техники на российском рынке тоже продолжает расти. Если в 2021 году она составляла 26%, то в 2022–м – уже 50%, за I квартал 2023 года – 64%. Импортная техника доминирует и в отдельных сегментах ДСТ. Например, доля импорта среди фронтальных погрузчиков составляет 94%, экскаваторов – 81%, автогрейдеров – 70%, дорожных катков – 65%... Китайцы конкурируют за счет цены и сервиса, которые они могут предложить на фоне поддержки со стороны властей КНР.

Что в Китае? Что у нас?

Кстати, коли речь идет о настоящей экспансии китайской техники в Россию, нельзя не сказать о рынке лизинга в Китае. Пятнадцать лет назад о китайском рынке лизинга вообще никто не слышал. Сегодня по объему предоставляемых услуг он занимает второе место после США. Сравнение с оте-

чественным рынком не в нашу пользу – его совокупные активы в 15 раз (!) превышают российские. Отраслевая организация китайского рынка лизинга отличается от российских реалий по нескольким направлениям. Во–первых, в Китае действуют ограничения на структуру собственности. Собственниками могут быть только устойчиво прибыльные банки и прибыльные производители предметов лизинга. Во–вторых, вход на рынок предполагает, что лизингодатель создается не для посредничества, а для продвижения продукции местного производства. Предметом лизинга могут быть только основные средства. В–третьих, право заниматься лизингом предоставляется не каждому производителю. Это может быть только крупнейший на своем рынке производитель, к которому у властей нет претензий по корпоративному управлению или организационной структуре. Таким образом, китайские власти обеспечивают вход на рынок только ответственным и надежным собственникам. Наверное, что–то из успешной китайской практики можно было бы и позаимствовать. Эксперты опасаются, что вслед за китайской техникой придут и финансовые структуры, в том числе и лизинговые компании. А учитывая агрессивность в ведении бизнеса, потребуется им на это 1,5–2 года.

Между тем отечественным производителям спецтехники, в том числе дорожно–строительной, доступны различные меры поддержки для стимулирования спроса и расширения производства: субсидирование НИОКР, механизм заключения специнвестконтрактов, который фиксирует льготы в обмен на инвестиции, льготный лизинг и др. Минпромторг России также поддерживает проект Минтранса России по установлению минимальной доли отечественной ДСТ в парках организаций, участвующих в работах по строительству, реконструкции и ремонту дорог.

ГТЛК с 2009 года работает в сегменте лизинга дорожно–строительной техники, за это время компания поставила свыше 7,5 тыс. единиц автомобильной и дорожно–строительной техники в 69 регионов России, полностью реализовав программу по льготному лизингу спецтехники с государственным финансированием. Объем инвестиций в программу составил 30 млрд руб., в том числе 10 млрд руб. бюджетных средств.

В нынешних условиях ГТЛК продолжила работу по программе льготного лизинга дорожно–строительной и коммунальной техники, аналогичную той, что действовала в период 2009–2020 годов. Программа предусматривает нулевой аванс, фиксированную ставку на срок действия лизингового контракта и позволяет дорожно–строительным компаниям обновлять парки техники без значительных одномоментных капиталовложений.

В рамках программы предполагается поставить около 6 тыс. единиц техники коммунальным и дорожно–строительным компаниям до 2028 года, в том числе 3,6 тыс. единиц техники до 2024 года. Реализация программы поможет обеспечить заказами машиностроительные предприятия страны, создать новые рабочие места, сформировать условия для серийного производства спецтехники, а также компонентов на российских предприятиях с глубокой локализацией.

Кроме того, в условиях внешних ограничений ГТЛК намерена участвовать в проектах по созданию торговых домов, которые будут поставлять запчасти для российских транспортных компаний, в том числе из государств Азиатско–Тихоокеанского региона и других стран–партнеров.

Лизинг в России, пережив тяжелый 2022 год, адаптировался к новым условиям. На рынке появились новые поставщики. И на фоне оказываемой государством поддержки хотелось, чтобы среди них было больше российских.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

469

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться