Видеть будущее
В рамках Транспортной недели прошла встреча министра транспорта РФ Романа Старовойта со студентами и молодыми специалистами отрасли
Утром на главной площадке форума было оживленно. Молодые люди (по форме одежды многих из них можно было определить принадлежность к тому или иному транспортному вузу) быстро заполнили места в зале «Колизей». Некоторые с удовольствием фотографировались на фоне логотипа Транспортной недели. Другие с волнением перечитывали в смартфонах заранее заготовленные вопросы, которые они собирались задать министру.
И вот глава Минтранса России Роман Старовойт на сцене. Общение началось. Доверительная тональность разговора дала молодым людям возможность почувствовать себя соучастниками многих эпохальных событий, о которых поведал министр. А их за 215 лет существования единого транспортного ведомства было великое множество. И все они так или иначе связаны с историей страны.
Министр рассказал студентам о ключевых достижениях транспортной отрасли. Он напомнил, что Россия издавна славилась своими кулибиными – изобретателями и инженерами, которые в разные периоды времени обеспечивали стране технологический прорыв. К примеру, первые ледоколы, а позднее и атомные ледоколы появились именно у нас. Мировой рекорд скорости для тепловозов в 271 км в час был установлен на отечественном локомотиве. И так далее.
Большой вклад в совершенствование российской транспортной системы внес Владимир Николаевич Образцов. «То, о чем мы сегодня говорим на совещаниях, что интересует жителей нашей страны, реализуется в субъектах РФ и в крупных муниципалитетах, как раз закладывалось в начале прошлого века этим выдающимся ученым. Я имею в виду мультимодальные перевозки. То есть будучи сподвижником железнодорожного транспорта, он уже тогда понимал, что опираться исключительно на один вид транспорта нельзя, а следует сразу закладывать возможность перемещения несколькими его видами. Как раз те наработки наших предшественников сегодня мы активно используем», – рассказал Роман Старовойт. Кстати, напомнил министр, впервые на площадке форума Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин вручил премию имени Владимира Образцова видным деятелям в области транспортной науки и
техники.
Сегодня мы живем в эпоху стремительных изменений, когда технологии активно внедряются во все сферы нашей жизни. Транспортная отрасль – не исключение, инновации здесь играют ключевую роль. И это благодаря современным ученым, изобретателям, инженерам. Их прорывные решения обещают сделать наши поездки более мобильными, безопасными, комфортными.
Выдающееся достижение транспортной отрасли – прокладка в экстремальных природно–климатических условиях Байкало–Амурской магистрали. Ввод этого грандиозного объекта протяженностью более 4200 км, объявленного всесоюзной ударной комсомольской стройкой, во многом стал возможен благодаря героическому труду молодых людей. Большой объем строительно–монтажных работ был тогда выполнен сверстниками нынешних студентов. Сейчас, когда экономика страны развернулась на Восток, востребованность этой железнодорожной магистрали огромная. И уже наши современники занимаются модернизацией БАМа и Транссиба. Для ОАО «РЖД», Минтранса России это одна из первостепенных задач.
Роман Старовойт отметил символичность подписания в текущем году, когда праздновалось 50–летие с начала прокладки БАМа, концессионного соглашения о начале строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт–Петербург. Проект станет составной частью нового национального проекта «Эффективная транспортная система». ВСМ – это не только высокая скорость передвижения, это, можно сказать, другая ступень развития нашей страны. «Мы приняли решение о реализации этого проекта, опираясь именно на отечественные технологии, – подчеркнул министр. – Для России это будет рывком в промышленности, науке, образовании. Уже сегодня в реализации проекта задействованы не только субъекты РФ, через которые проляжет магистраль. Над решением этой задачи работают многие десятки промпредприятий, НИИ. И, конечно, за ВСМ между Москвой и Санкт–Петербургом последуют другие направления развития высокоскоростного движения».
Один из ключевых федеральных проектов связан с развитием Северного морского пути, отметил Роман Старовойт. Все возможности географического положения страны по выходу в Мировой океан должны быть использованы. СМП может стать реальной альтернативой традиционному маршруту через Суэцкий канал. Доставка грузов по СМП может осуществляться в два раза быстрее. Но дело не только в скорости, СМП – это еще и снижение рисков, связанных с безопасностью мореплавания. Безусловно, в перспективе эти факторы сыграют свою роль в привлечении на этот маршрут новых грузопотоков.
Роман Старовойт также рассказал, что Минтранс России уделяет большое внимание обновлению общественного транспорта в российских регионах. «Общественный транспорт – это социальная функция государства, такая же, как здравоохранение и образование. Ведь ежедневно десятки миллионов человек пользуются этим видом транспорта. И задача государства сделать так, чтобы эти поездки были доступны, оказать помощь из федерального бюджета регионам на приобретение транспортных средств. Именно на это был нацелен национальный проект «Безопасные качественные дороги», где отдельным блоком значилась модернизация общественного транспорта, – подчеркнул министр. – С 2020 года более 13 тысяч единиц автобусов большой, средней, малой вместимости, трамваи, троллейбусы были произведены и поставлены регионам, которые вывели эти транспортные средства на улицы городов».
Вопросы, которые молодые люди задавали министру, отличались глубиной и разносторонностью. Так, студентка Российского университета дружбы народов Александра Патрик спросила о перспективах развития электромобилей в России. А Ильяса Нуриева, студента Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, интересовала стратегия обес-
печения кибербезопасности операционных систем беспилотного транспорта. Другие вопросы касались привлечения новых грузопотоков на маршрут СМП, роли России в мировой транспортной системе, предпочтений министра в использовании видов транспорта, сотрудничества между транспортными компаниями, вузами и государством. На все вопросы молодые люди получили исчерпывающие ответы главы Минтранса.
Роман Старовойт подчеркнул, что в условиях динамичного развития отрасли, активного внедрения передовых технических решений на всех видах транспорта остро ощущается нехватка профессиональных кадров. Именно поэтому Минтранс уделяет повышенное внимание профессиональному образованию. Важно пробудить интерес к профессии еще в школе, вести там профориентационную работу. Это понимают в крупных транспортных компаниях. Имея дефицит кадров, они начинают заботиться о своем персонале заранее. Можно привести немало примеров такого сотрудничества, когда компании (ОАО «РЖД», ПАО «Совкомфлот», к примеру) оборудуют в учебных заведениях специализированные классы, устанавливают тренажеры, оборудование, которое используется в сфере транспорта. Такой подход позволяет производственникам подбирать будущих сотрудников еще на студенческой скамье. Это выигрышно и для молодых людей, которые могут после окончания вуза гарантированно устроиться на работу в известные компании. «Таких примеров много, – заключил министр, – и мы такую практику будем продолжать».
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.