Состоялось совместное заседание коллегий Министерства транспорта РФ и Министерства науки и высшего образования РФ.
Мероприятие прошло в Академии водного транспорта ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» и было посвящено вопросам подготовки квалифицированных кадров для транспортной отрасли.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев отметил высокий уровень взаимодействия с Минобрнауки России и то внимание, которое уделяется транспортному образованию.
В рамках программы «Приоритет–2030», цель которой сформировать в России к 2030 году более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно–технологического и социально–экономического развития страны, проводятся важные для транспорта исследования и разработки. В качестве примера министр привел совместные технологические решения в области автономного судовождения и планирования транспортных систем агломераций Российского университета транспорта и Национального исследовательского ядерного университета.
Виталий Савельев обратил внимание ректорского корпуса на необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс новых программ для обучения кадров. «Мы должны быть готовы к оперированию технологиями Blockchain и Big Data, а также к применению новейших решений в области искусственного интеллекта. В будущем году наши вузы должны внедрить в образовательный процесс не менее 30% подобных программ», – сказал он.
В эксплуатационном образовании нужно провести процесс полной унификации программ, на основе лучших практик внедрить во всех вузах единообразные подходы в целях оптимизации расходов и сокращения сроков преподавания, считает министр транспорта РФ. Кроме того, по его словам, необходимо вывести на новый уровень научные исследования, чтобы добиться их качественного скачка, прежде всего по тематике импортозамещения.
Виталий Савельев выразил уверенность в том, что транспортные вузы смогут реализовать в будущем году не менее 10 подобных проектов.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков особое внимание уделил реализации программы «Приоритет–2030». Данная программа уже позволила четырем вузам транспортного профиля получить дополнительные средства на развитие. Свой особый вклад в подготовку специалистов транспортной отрасли в этом году внесет и Севастопольское научно–исследовательское судно «Пионер–М», созданное при участии студентов в рамках программы «Приоритет–2030».
Адаптация к потребностям реального сектора и практическая подготовка студентов соответствуют задаче совершенствования национальной системы высшего образования, которая с 2023 года апробируется в шести ведущих университетах страны.
«Вопросы, связанные с качеством высшего образования, направлены на то, чтобы вузы могли достаточно быстро трансформировать образовательные программы и оперативно реагировать на текущие перспективные потребности рынка труда. Этот запрос исходит от работодателей. Благодаря трансформации образовательных программ подготовка кадров для отрасли идет опережающими темпами», – сказал Валерий Фальков.
Глава Минобрнауки России рассказал о реализации Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Согласно документу к ключевым элементам транспортного образования относятся подготовка авиационного персонала, членов экипажей судов (в соответствии с международными требованиями), работников железнодорожного транспорта, проектирование и обслуживание транспортной инфраструктуры, а также проектирование, строительство, содержание и развитие сети автомобильных дорог. Подготовка таких специалистов проводится в рамках трех укрупненных групп: «Техника и технологии наземного транспорта», «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно–космической техники», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта».
Реализуют эти образовательные программы 17 транспортных вузов и 91 филиал, а также вузы Минобрнауки России. В 2022 году общее количество обучающихся в рамках трех укрупненных групп специальностей по 17 направлениям подготовки составило более 170 тыс. человек, на рынок труда выпущены более 30,7 тыс. молодых специалистов.
«Одна из целей концепции – уход от противопоставления бакалавриата и специалитета, формирование единого полноценного базового высшего образования с дифференцированным сроком обучения, – отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. – Сегодня в транспортных вузах учатся 270 тыс. студентов, или 16% всего студенчества в стране. Эти трудовые ресурсы востребованы работодателями. По предварительным данным, не менее 70% выпускников 2023 года уже трудоустроены».
Транспортными университетами проведена работа по увеличению среднего балла единого государственного экзамена абитуриентов. В 2022 году РУТ нарастил средний балл ЕГЭ на 4 ед. В образовательных организациях, подведомственных Росавиации, средний балл повысился на 1,3 ед., Росжелдору – в среднем на 1,1 ед., Росморречфлоту – в среднем на 0,23 ед.
«Транспортная отрасль является одним из лидеров по выделению квот на целевое обучение, – сказал Дмитрий Афанасьев. – По итогам приема в рамках квоты на целевое обучение приняты более 4300 человек. С 2024 года формирование запроса на целевое обучение будет происходить на цифровой платформе «Работа в России».
Директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков проинформировал, что по результатам заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту были сформированы предложения транспортных компаний о наполнении области образования «Транспорт» крайне востребованными сейчас специальностями и направлениями подготовки: «Организация, эксплуатация и инфраструктура железнодорожного транспорта» и «Транспортное строительство и дорожное хозяйство».
Он отметил важность модернизации учебной, тренажерной и лабораторной базы: «При содействии Минтранса России уже в следующем году будет введен в эксплуатацию новый технический парк в университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в Новороссийске. Сейчас идет реконструкция учебного городка и общежития в университете имени адмирала С.О. Макарова в Санкт–Петербурге. В Российском университете транспорта начато сооружение многофункционального кластера «Образцово».
По мнению Константина Пашкова, стабильно высокий конкурс в транспортные вузы является главной характеристикой востребованности в обществе. Воспитание специалистов на многовековых традициях является визитной карточкой системы. В связи с этим вопросы молодежной политики, противодействия экстремизму, патриотического воспитания, исторического просвещения играют огромную роль.
Также на заседании были рассмотрены особенности подготовки кадров для отраслей транспорта.
О взаимодействии организаций транспортного комплекса с Российской академией наук рассказал член–корреспондент РАН, проректор РУТ (МИИТ) Игорь Розенберг.
Виталий Савельев пригласил членов коллегий принять 14–16 ноября участие в Транспортной неделе, на полях которой состоится Форум ректоров транспортных вузов России и Китая.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.