Состоялось итоговое заседание коллегии Министерства транспорта РФ, где обсуждались результаты работы за 2023 год,
задачи на 2024 год и плановый период до 2026 года
Мероприятие под председательством министра транспорта РФ Виталия Савельева прошло в Российском университете транспорта (МИИТ). В нем приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, помощник Президента РФ Игорь Левитин, заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев, председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, заместитель генерального прокурора РФ Николай Винниченко, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, представители подведомственных Минтрансу структур, руководители предприятий транспортного комплекса, главы регионов.
«Мы не просто подводим итоги года, но завершаем работу в шестилетнем цикле. Минтранс России, перешагнувший 20–летний юбилей, находится в авангарде жизни страны. Трудовые коллективы много делают для поддержки СВО, колоссальная работа ведется по созданию защитной инженерной инфраструктуры. Мы должны сделать все для нашей победы и восстановления мирной жизни», – заявил Виталий Савельев, открывая заседание.
Андрей Белоусов подчеркнул, что транспортному комплексу страны в 2023 году удалось добиться значимых результатов, несмотря на санкционные ограничения и необходимость резкой перестройки логистических цепочек. «Положительную динамику показали грузовые и пассажирские перевозки. По ряду направлений они существенно превысили значения не только 2022–го, но и 2019 года. На железнодорожном транспорте объем транспортной работы составил более 3,6 трлн приведенных т.км. Перевезены около 1,2 млрд пассажиров. Это 15–летний максимум. Растет и дальность перевозок», – отметил он.
Авиационным транспортом перевезены около 105 млн пассажиров – на 11% больше, чем в 2022 году. «Это значительный результат с учетом 11 закрытых аэропортов страны и беспрецедентных ограничений, введенных в отношении обслуживания, эксплуатации и обновления иностранного воздушного флота», – сказал первый заместитель Председателя Правительства РФ.
Впечатляют цифры по дорожному строительству. В прошлом году построены более 2 тыс. км федеральных и региональных дорог – на треть больше значения 2022 года. Мощность морских портов увеличена на 68 млн тонн – это самый высокий результат за последние десять лет.
Андрей Белоусов отметил, что абсолютным приоритетом ближайшего будущего является достижение целей, поставленных Президентом России Владимиром Путиным в ходе послания Федеральному собранию. Ключевые направления работы: развитие Восточного полигона железных дорог, транспортных коридоров в направлении дружественных стран; строительство ВСМ Москва – Санкт–Петербург; модернизация аэродромной инфраструктуры и аэропортов, повышение авиадоступности Дальнего Востока, Арктики, удаленных территорий и других социально значимых направлений; модернизация опорной сети внутренних водных путей; продолжение программы обновления общественного транспорта.
«Для решения поставленных задач разрабатывается новый национальный проект по развитию транспортной инфраструктуры. Впервые в новейшей истории будет обеспечена увязка развития всех видов транспорта в единую систему. Разработку паспорта национального проекта «Транспорт» планируется завершить уже в апреле текущего года», – сообщил Андрей Белоусов.
Марат Хуснуллин напомнил, что в регионах выполнен беспрецедентный объем дорожных работ. «Благодаря системным решениям и постоянному вниманию и контролю со стороны Президента РФ Владимира Путина, личному участию Председателя Правительства РФ, штабной работе с региональными командами транспортное строительство на протяжении четырех лет показывает положительную динамику. Строительная отрасль в целом с 2019 года выросла на 27%, на втором месте – транспортное строительство, на которое были выделены колоссальные средства – 1 трлн руб. за четыре года», – сказал зампред правительства.
Национальный проект БКД является самым узнаваемым среди населения и поддерживается гражданами. В дорожной сфере с 2020 по 2023 год удалось достичь рекордных результатов: построены, реконструированы и приведены в нормативное состояние 114 тыс. км автомобильных дорог, включая более 31 тыс. км в 2023 году, когда все регионы выполнили планы по дорожному строительству.
На два года раньше срока выполнен нацпроект по доведению до нормативного состояния региональных дорог (в нормативе свыше 53%) и дорожной сети агломераций (в нормативе более 82%). Как сказал Марат Хуснуллин, в стране будет создано единое бесшовное автомобильное пространство. Соответствующий меморандум подписан Росавтодором с регионами на ближайшие пять лет.
За последние годы существенно сократились сроки строительства. Например, дорога М–12 «Восток» протяженностью 810 км была построена за три года. Эта дорога станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» длиной 12 тыс. км от Санкт–Петербурга до Владивостока.
21 декабря 2023 года запущено движение по М–12 «Восток» от Москвы до Казани. До столицы Татарстана можно доехать всего за 6,5 часа. Дорога проходит по территориям пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Татарстана. В 2024 году трасса придет в Екатеринбург, в 2025–м – в Тюмень.
Транспортные коридоры «Север – Юг», «Россия», «Европа – Западный Китай», опорная сеть автомобильных дорог сформируют дорожный каркас страны. Продолжается работа по строительству обходов 50 городов, определяется первоочередность объектов, идет формирование бюджета.
На новых территориях за 1,5 года отремонтированы 2 тыс. км дорог, запущен сухопутный коридор вдоль Азовского моря, в ближайшие пять лет дорожная сеть новых регионов будет доведена до нормативного состояния.
«Мы и дальше будем прилагать усилия по созданию инфраструктуры нового качества, обеспечению связанности территорий, долгосрочному устойчивому развитию нашей страны», – заявил зампред правительства.
Министр транспорта РФ отметил, что отрасль успешно справилась с беспрецедентными внешними вызовами и поступательно двигается вперед. Выполняются все поставленные Президентом и Правительством РФ задачи по развороту логистических потоков, обеспечению транспортной мобильности населения и переходу отрасли на отечественные решения.
С 2020 года уровень кассового исполнения стабильно превышает 99%. По итогам 2023 года кассовое исполнение федерального бюджета составило 1 трлн 625 млрд руб., или 99,7% от доведенных объемов. На 2024 год Минтрансу России предусмотрено финансирование в объеме 1 трлн 545 млрд руб. за счет средств федерального бюджета.
В 2023 году дорожный фонд составил 3 трлн руб., в том числе Федеральный дорожный фонд – 1,1 трлн руб., региональные дорожные фонды – 1,9 трлн руб.
С 2022 года приведены в норматив более 1 тыс. мостов протяженностью 81 км, построены и реконструированы 128 сооружений протяженностью 14 км. В 2024 году планируется отремонтировать порядка 23 тыс. км дорог, построить и реконструировать еще 693 км федеральных дорог.
Парк воздушных судов в России, осуществляющий коммерческие воздушные перевозки, насчитывает 1160 пассажирских самолетов, 18 отечественных авиакомпаний летают в 26 иностранных государств. При этом еще 54 иностранные компании из 28 стран осуществляют перелеты в аэропорты России.
К 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в 1,5 раза к уровню прошлого года. Предстоит ускоренными темпами развивать внутри– и межрегиональное воздушное сообщение, за шесть лет модернизировать инфраструктуру не менее 75 аэропортов. Размеры прямого бюджетного финансирования на эти цели – не менее 250 млрд руб.
По итогам 2023 года введены 12 объектов авиационной инфраструктуры, в том числе с опережением завершена реконструкция взлетно–посадочных полос в международных аэропортах Благовещенска, Магнитогорска и Архангельска. До конца 2024 года планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 9 взлетно–посадочных полос и 5 объектов инфраструктуры.
В условиях изменения логистики кратно возрастает роль Восточного полигона. В рамках рабочей группы правительства по формированию 3–го этапа Восточного полигона выработано решение о развитии провозной способности БАМа и Транссиба до 270 млн тонн по итогам 2032 года.
Внутренним водным транспортом в 2023 году перевезены более 109 млн тонн грузов, что ниже уровня 2022 года на 6,1%. Это стало следствием санкций недружественных стран. Перевозки пассажиров по внутренним водным путям выросли почти до 11 млн человек, что выше уровня 2022 года на 16%.
Мощность морских портов в 2023 году составила 1 млрд 360 млн тонн, что выше уровня 2022 года на 6%. Объем перевалки грузов в морских портах составил порядка 884 млн тонн, что на 5% больше, чем в 2022 году. Перевозки пассажиров морским транспортом составили 2,7 млн человек, что ниже показателя 2022 года на 19,7%. Это связано как с закрытием для гражданского судоходства некоторых районов в Азовском и Черном морях, так и с отказом зарубежных круизных компаний от посещения российских портов.
В ближайшие три года запланирована реализация таких крупных проектов, как развитие Мурманского транспортного узла, нового специализированного порта в бухте Суходол, угольного морского терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский; строительство комплекса перегрузки угля «Лавна», универсального торгового терминала «Усть–Луга»; создание Западного транспортно–логистического узла для перевалки транзитных контейнерных грузов; реконструкция судоходных шлюзов № 15 и
№ 16 Городецкого узла; строительство Багаевского гидроузла на реке Дон.
В рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в 2023 году в 64 региона России поставлены почти 4,5 тыс. транспортных средств, что превышает цифры 2022 года в 11 раз. Объем инвестиций на эти цели составил более 95 млрд руб.
В 2024 году запланирована поставка более 7,7 тыс. транспортных средств, из которых по линии Минтранса – более 7 тыс. Всего до 2030 года российские регионы дополнительно получат около 40 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов.
В 2024 году планируется проведение мероприятий более чем в 80 пунктах пропуска.
Важнейшим приоритетом является обеспечение транспортной доступности на территориях новых регионов России. В 2024 году запланированы восстановление более 1500 км автомобильных дорог и 20 искусственных сооружений, завершение восстановления железнодорожного вокзального комплекса г. Мариуполя; поставка на безвозмездной основе 618 единиц техники и автобусов, увеличение мощности перевалки портов Мариуполь и Бердянск до 5,9 млн тонн в год.
Игорь Левитин сделал акцент на том, чтобы в разрабатываемом национальном проекте «Транспорт» отдельный раздел был посвящен обновлению общественного городского пассажирского транспорта, который перевозит 9 млрд человек ежегодно. Эту идею активно поддерживают губернаторы.
Он также призвал уделять внимание содержанию уже существующей дорожной сети, 85% которой соответствуют нормативам, указал на важность так называемой последней мили – конечного этапа доставки груза до потребителя, где задействованы 6 млн водителей.
Одним из приоритетов работы Минтранса Игорь Левитин назвал решение проблем компаний, занимающихся экспортными перевозками. Многие из них находятся под санкциями, что серьезно осложняет их деятельность. Помощник Президента РФ напомнил, что в апреле все отраслевые комиссии Госсовета РФ, в том числе и комиссия по направлению «Транспорт», будут рассматривать национальные проекты, которые в мае поступят на утверждение президенту.
Николай Журавлев сказал, что важными направлениями взаимодействия Совета Федерации и Минтранса России являются законодательное урегулирование вопросов, связанных с упрощением разрешительных процедур с целью ускорения строительства работ на Восточном полигоне, поддержка проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, дальнейшего развития Западно–Сибирской и Красноярской железных дорог.
В высокой степени готовности находится законопроект, направленный на нормативное регулирование в части эксплуатации и использования беспилотниками воздушного пространства. На повестке дня инициатива по введению ответственности грузовладельцев за своевременное предоставление грузов в целях повышения стабильности работы железнодорожного транспорта.
Сенатор подчеркнул важность обеспечения качества телекоммуникационных сигналов вдоль существующих и строящихся федеральных трасс. «Действующее законодательство разрешает размещать вдоль трасс только инженерные коммуникации, в которые не входят станции линий связи. Мы разработали законопроект, который устраняет нестыковки в законодательстве, просим Минтранс поддержать эту инициативу», – сказал он.
Евгений Москвичев сообщил, что ежеквартально в работе профильного комитета принимают участие заместители министра транспорта РФ, что способствует более быстрому принятию законов. «По итогам отчета министра транспорта РФ на «правительственном часе» в нижней палате парламента в постановление Госдумы были внесены 82% предложений, поступивших от партий и касающихся работы транспорта. Это говорит о поддержке транспортной отрасли депутатским корпусом», – сказал парламентарий.
Олег Белозеров напомнил, что в текущем году завершается выполнение КПМИ, в результате железнодорожная инфраструктура на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна будет обеспечивать провозную способность свыше 125 млн тонн, к портам Северо–Запада – более 145 млн тонн, Восточного полигона – 180 млн тонн.
«В 2023 году у нас была самая большая инвестиционная программа в объеме 1 трлн 232 млрд руб. Эти вложения будут давать результат в будущем, – сказал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД». – Мы подвели общий баланс ОАО «РЖД», доход составил 3 трлн 17 млрд руб. Это исторический рекорд».
Безусловный приоритет в работе компании – модернизация Восточного полигона и развитие БАМа до 2035 года. Благодаря проводимой Росжелдором работе по изъятию земельных участков под строительство железных дорог компания освоила 270 млрд руб. по инвестиционной программе.
По словам Олега Белозерова, за последние 8 лет более 5 тыс. документов о работе железнодорожного транспорта были пересмотрены или отменены. За последние три года приняты более 30 нормативных актов, в том числе Правила технической эксплуатации железных дорог, благодаря чему открылись широкие возможности применения новаций при перевозках и содержании инфраструктуры, оптимизации технологических процессов. Приняты правила оказания услуг, адаптированные к существующей нормативной базе и регламентирующие взаимоотношения между перевозчиком и пассажиром.
Важнейший проект – строительство ВСМ Москва – Санкт–Петербург. Дорога пройдет по территории шести регионов, в которых проживают порядка 30 млн человек. Время в пути между двумя столицами составит
2 ч. 15 мин. В настоящее время выполнены более 60% проектно–изыскательских работ, параллельно идут строительно–монтажные работы на одном из наиболее сложных участков ВСМ на входе в Москву. Ведется разработка принципиально нового российского высокоскоростного электропоезда. В этой связи Олег Белозеров обратил внимание на необходимость создания к 2026–2028 годам нормативной базы эксплуатации ВСМ.
По словам Николая Винниченко, особое внимание уделялось вопросам эффективности расходования выделенных на поддержку отрасли бюджетных средств и соблюдения трудовых прав работников транспортных предприятий, антитеррористической безопасности объектов и защиты критической информационной инфраструктуры.
Генеральной прокуратурой, в частности, проведена проверка соблюдения прав пассажиров с детьми. В правила перевозок 32 авиакомпаний внесены изменения. Для бортпроводников разработаны правила обслуживания пассажиров этой категории, направленные на защиту прав семейных перелетов.
В сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта пресекались факты эксплуатации подвижного состава с истекшим сроком службы, ненадлежащего технического обслуживания и несвоевременного ремонта. Приняты меры в связи с фактами длительного простоя вагонов с нефтепродуктами и продовольственными товарами.
На водном транспорте особое внимание уделялось техническому состоянию судов, исполнению законодательства контрольно–надзорными органами, пресечению нелегальных коммерческих перевозок в акватории озера Байкал.
Продолжалась надзорная работа в сфере обеспечения транспортной безопасности. Особое внимание в условиях специальной военной операции уделялось вопросам защищенности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в субъектах РФ, граничащих с Украиной, в том числе на территории Республики Крым.
В результате прокурорского вмешательства доначислена и выплачена заработная плата на сумму более 1 млрд руб.
С начала СВО повышенное внимание уделяется уровню защищенности и оснащенности пунктов пропуска через государственную границу. Принятые меры способствовали реализации около 2 тыс. мероприятий.
Как сказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин, фокус Ространснадзора был нацелен на снижение административного давления на бизнес, количество проверок в 2023 году сокращено вдвое по сравнению с 2022–м, а если сравнивать с 2016–м, то в 70 раз.
В рамках специальных режимов в прошлом году были проведены более 250 тыс. мероприятий, выполнена проверка более 900 тыс. объектов транспорта, выявлены более 420 тыс. нарушений, совершены 56 тыс. профилактических визитов, что в 2,5 раза больше, чем в 2022 году.
«Наша работа была переориентирована в сторону реагирования на индикаторы риска. В 2023 году они срабатывали 65 раз, в 2024–м эта работа будет продолжена», – отметил Виктор Басаргин.
В 2023 году все государственные услуги были переведены в электронный вид. Ространснадзор завершил административную и структурную реформу, изменил структуру расчета оплаты труда, получил дополнительно почти 500 ставок инспекторского состава. Заработная плата в территориальных управлениях выросла в среднем на 30%. «Впервые за 20 лет мы стали конкурентными на рынке труда, – сказал Виктор Басаргин. – В 2023 году в бюджетную систему РФ также впервые направлены более 8 млрд руб., что превышает бюджетные расходы на наше содержание».
Статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев проинформировал, что в 2023 году по инициативе Минтранса России Президентом РФ подписаны 34 федеральных закона в сфере транспортного комплекса, изданы 479 нормативных правовых актов. С нормотворческой деятельностью неразрывно связана контрольно–надзорная деятельность. В транспортном комплексе количество плановых проверок сократилось на 97%, внеплановых – на 98%.
В части интеграции новых территорий в правовое поле РФ Минтранс оказывает методологическую помощь органам государственной власти новых регионов посредством рассмотрения проектов разрабатываемых актов (рассмотрены 144 акта).
План законопроектной деятельности Минтранса России на 2024 год содержит 23 законопроекта. По состоянию на 1 марта 2024 года Госдумой рассматриваются 9 законопроектов в транспортной сфере, внесенных Правительством РФ. До конца 2024 года в Госдуму будут внесены 12 законопроектов, осуществляется разработка еще 9 законопроектов.
«Решение задач национального развития повлияет на рост качества жизни в стране, укрепит наш технологический суверенитет. И транспортному комплексу в этом процессе отведена особая миссия. Нам доверяют. На нас рассчитывают», – сказал в заключение Виталий Савельев.
По традиции прошла торжественная церемония вручения государственных и ведомственных наград работникам отрасли за безупречный труд и добросовестную работу.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.