Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Комплексная оценка состояния ключевых сегментов транспортного комплекса

 |  Информация

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований провела комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам I квартала 2024 года и сделала прогноз по динамике их развития.

Авиация 

Пассажирские авиаперевозки продолжили расти в течение первых трех месяцев текущего года – на 8,3% к показателю за аналогичный период 2023 года. Всего были перевезены почти 23 млн человек, 75% из которых – внутренними авиалиниями.
Благодаря повышению спроса на международные перелеты и ограниченной провозной емкости растет и процент занятости пассажирских кресел – с 86,5% до 88%. Вследствие санкционных ограничений авиакомпании стали чаще задействовать для перелетов отечественные самолеты – их доля в общем объеме пассажирских авиаперевозок повысилась до 10,3%.
Дальнейшего существенного подорожания авиабилетов в ближайшее время не ожидается. Свою роль в сдерживании цен сыграют выделенные государством 25 млрд руб. субсидий российским авиакомпаниям на полеты по 360 воздушным маршрутам. С учетом планов перевозчиков по увеличению частоты действующих и запуску новых маршрутов ожидается рост общего объема пассажиропотока на 8% по итогам года – до 114 млн человек.
Производство гражданской авиатехники в России сегодня поддерживается исключительно усилиями вертолетных заводов, которые за I квартал 2024 года выпустили 34 машины (12 пассажирских и 22 грузовых), превзойдя аналогичный показатель прошлого года в 2,6 раза.
Авиакомпании ждут выхода на рынок обновленных моделей самолетов российского производства, в первую очередь МС–21 и SJ–NEW, которые позволят сбалансировать воздушные парки отечественных авиакомпаний. Согласно скорректированной в мае редакции комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, первые поставки этих воздушных судов ожидаются не ранее 2025 года.

Железнодорожный транспорт

Погрузка на сети РЖД снизилась по итогам I квартала 2024 года на 3,1% к январю – марту прошлого года, что связано в основном со снижением экспорта угля, нефти и нефтепродуктов, сложностями во взаимодействии грузовладельцев с морскими терминалами на южном направлении и дефицитом локомотивов. Из числа ключевых железнодорожных грузов значимую положительную динамику показали только объемы погрузки удобрений, зерна и промышленного сырья.
Сдерживающими факторами для рынка железнодорожных перевозок в 2024 году остаются инфраструктурные проблемы, а также локальные дефициты тягового подвижного состава и локомотивных бригад. Тем не менее эксперты прогнозируют выход на положительную динамику погрузки грузов по итогам года – до +2%.
Нестабильная обстановка на железнодорожной сети, опасения грузовладельцев, что они столкнутся с локальными дефицитами парка, вынуждают операторов продолжать закупать вагоны, несмотря на высокие цены на подвижной состав. Размер задействованного в перевозках парка растет, что в итоге замедляет оборот вагонов на сети.
По итогам I квартала 2024 года продолжился рост производства грузовых вагонов – на 26% год к году. В основном спросом на рынке пользовались полувагоны и цистерны, а также крытые вагоны. По итогам года ожидается, что объем производства вагонов окажется на уровне не ниже 2023 года и составит до 67 тыс. ед.

Водный транспорт

В январе – марте 2024 года объем грузовых перевозок в РФ морским и внутренним водным транспортом вырос на 2,2% и 4,3% соответственно к трем месяцам прошлого года.
В то же время объем перевалки грузов в морских портах сократился на 3,3% вследствие снижения экспорта угля и нефтепродуктов. Увеличение перевалки зерна, грузов в контейнерах и удобрений не смогло в полной мере компенсировать потери по другим видам грузов. При этом к концу года прогнозируется рост объема перевалки морских портов до 7% к 2023 году за счет использования новых построенных мощностей и создания логистических цепочек для новых рынков сбыта.
Пассажироперевозки внутренним водным транспортом в I квартале 2024 года выросли на 11% год к году, в отличие от морского транспорта, где снижение составило сразу 71%.
По оценке Росморречфлота, в 2024 году объем грузоперевозок на внутренних водных путях может вырасти на 13%, а рост пассажирских речных перевозок составит около 15% относительно показателя 2023 года. Позитивной динамике будет способствовать продолжение работ по увеличению глубин на российских реках.
Свой вклад в развитие пассажирского речного транспорта вносит ГТЛК, которая только с начала года передала в лизинг два пассажирских судна «Экобас» для работы на Москве–реке. Помимо реализации программы льготного лизинга с госфинансированием и инвестпроекта с использованием средств ФНБ по обновлению водного транспорта компания разрабатывает еще один ФНБ–проект – по строительству и поставке не менее 320 пассажирских судов до 2035 года.
Ожидается, что российские верфи в 2024 году выпустят 74 гражданских судна, большая часть из которых будет построена по заказам ГТЛК.

Автотранспорт

Пассажирские перевозки автобусами и грузовые коммерческие автотранспортом сохранили положительную динамику, набранную в 2023 году, и выросли по итогам первых трех месяцев на 3,7% и 6,5% – до 2,17 млрд человек и 664 млн тонн соответственно. В сегменте грузовых перевозок особенно востребованы поездки на дальние расстояния, при этом существует определенный кадровый дефицит водителей.
Объем продаж грузовых автомобилей в I квартале 2024 года увеличился на 11% год к году, впервые за долгое время уступив по динамике продаж автобусам, по которым отмечен рост на 24% – до 5,3 тыс. ед. При этом если доля продаж отечественных грузовиков снизилась в результате экспансии китайских брендов, то в сегменте городского пассажирского автотранспорта продолжают доминировать российские марки. На их долю приходится 83% от общего объема продаж.
В целом по 2024 году ожидается, что объемы продаж грузовиков сохранятся на уровне прошлого года в связи с насыщением спроса на рынке. Объем продаж автобусов, напротив, может вырасти по итогам года на 15%, в том числе благодаря мерам господдержки в виде льготного лизинга ГТЛК в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и инвестпроекта по обновлению городского пассажирского транспорта с использованием средств ФНБ.

Беспилотная авиация

Рынок гражданской беспилотной авиации в России пока находится на стадии формирования. Его скорейшему становлению призваны помочь меры господдержки – по поставкам беспилотных авиационных систем (БАС) в рамках гражданского госзаказа и программы льготного лизинга. ГТЛК выступает в качестве базового поставщика БАС и квалифицированного заказчика в рамках ГГЗ (уже заключены контракты на 179 ед. БАС на общую сумму 1 млрд руб.) и основного исполнителя – по программе, запущенной компанией в апреле 2024 года.
У рынка гражданских БАС огромный потенциал роста. По оптимистичному сценарию объем выручки от продаж БАС и услуг с применением БАС по итогам 2024 года вырастет в 2,5 раза к показателю прошлого года – до 49,4 млрд руб. В перспективе технологическое и нормативное обеспечение интеграции БАС и пилотируемых ВС в воздушном пространстве может обеспечить расширение рынка почти до 100 млрд руб. к 2026 году.

Пресс–служба ГТЛК


просмотры:

259

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться