Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Цвет движения – «зеленый»

 |  Информация

Россиянам в Москве показали новые электробусы, троллейбусы, электрокары и другой транспорт, работающий на электротяге

В Москве прошла Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности, которая впервые была организована в 2015 году. За прошедшие 9 лет на площадках форума в рамках специализированных выставок «ЭлектроТранс», CityBus, «Электроника–Транспорт», «Транспортная Светотехника» были представлены новейшие образцы общественного транспорта, электромобилей, специализированной техники, различного оборудования, необходимого для работы транспорта в современных условиях.

Точка отсчета городской мобильности в России приходится на 1830 год, когда в Санкт–Петербурге началось движение городских омнибусов. За неполные 200 лет российский общественный транспорт и его инфраструктура сделали колоссальный рывок от громыхающего по улицам городов железа на колесах до современных электробусов, вагонов трамваев, метро, электромобилей, работающих сегодня на вполне приемлемом по цене и экологически чистом виде топлива – электроэнергии. Именно выставка электротранспорта и связанные с ней более 30 мероприятий деловой программы – конференции, семинары, «круглые столы», технические визиты на объекты транспортной инфраструктуры и промышленные предприятия Москвы – стали основными точками притяжения специалистов, которые с уверенностью говорили, что именно за электротранспортом будущее всего транспортного комплекса страны.

Была бы цель…

Городской электротранспорт, уже 14 лет представляемый различными образцами на выставке «ЭлектроТранс», собирает специалистов трамвайно–троллейбусных предприятий, метро, пригородных железных дорог, электромобилей. Отраслевое сообщество обладает ценным опытом и высокими компетенциями во всех вопросах эксплуатации электрических транспортных средств и готово делиться знаниями с новыми сегментами рынка.
Москва считается лидером по развитию электрического транспорта в мировом масштабе. В столице за последние годы реализовано несколько мегапроектов в области электротранспорта, эффект от которых ощутил каждый москвич. Москва возглавляет список европейских городов по количеству электробусов. В столице сейчас курсируют более 1,5 тыс. инновационных машин, а к 2030 году их общее число достигнет 5,3 тыс.
Открывая выставку «ЭлектроТранс», председатель МОО «Союз пассажиров», член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков отметил, что в числе вызовов современной мобильности в городах – диверсификация транспортного рынка, динамичное изменение центров приложения сил и, соответственно, пассажиропотоков, повышение требований к безопасности, комфорту и скорости перевозок. Очевидно, что в выигрыше окажется экономика тех городов, которые быстрее смогут перевести свой транспорт на новые рельсы.
Отличными примерами на сегодняшний день являются Москва и Нижний Новгород, где представлены все виды электротранспорта: метро, пригородная электричка, трамвай, троллейбус (электробус), канатная дорога, водный электротранспорт, электротакси, электрические средства индивидуальной мобильности.
В рамках пленарного заседания «Вызовы и перспективы развития городской мобильности на современном этапе» генеральный директор международной ассоциации «Метро» Дмитрий Головин отметил, что в настоящее время ассоциация объединяет 14 метрополитенов и 13 производственных предприятий России и стран бывшего Советского Союза. В работе выставки приняли участие делегации метрополитенов Москвы, Санкт–Петербурга, Самары, Новосибирска, Алма–Аты, Ташкента, а также производители оборудования для метро и специалисты СПб ГУП «Горэлектротранс».

Надежность, новации, экономия

Заместитель генерального директора Encore Engineering Роман Щеглов рассказал об оборудовании, которое компания производит для тяговых подстанций, и о работе по импортозамещению.
Часть компонентов, из которых производится оборудование, нашлась на территории России, остальные поставляются из дружественных стран. На недавнем совещании в Минпромторге России шла речь о том, как дальше сокращать импорт недостающих компонентов для изготовления тяговых подстанций, не теряя при этом качества, а наоборот, увеличивая надежность. Ведь в транспортной энергетике самый главный вопрос – обеспечение безопасности и надежности.
Другая тема – новации. Несмотря на то, что на предприятии фактически компонентная база сформирована, необходим переход на цифру. То есть выход на работоспособность тяговых подстанций без человеческого присутствия. Специалисты Encore Engineering изучают опыт не только российских эксплуатирующих организаций, но и международных, и на своих двух предприятиях в Санкт–Петербурге и подмосковной Дубне пытаются реализовать идеи от технического задания до конкретного изделия и дальше масштабировать его для эксплуатационных служб.
Следующий важный вопрос: добиться экономии потребления электроэнергии и, как следствие, экономии в денежном выражении для эксплуатирующих организаций. Известно, что стоимость электроэнергии, которую потребляет тяговая подстанция метрополитена либо трамвайная сеть, – удовольствие не из дешевых. На этот счет предприятие имеет несколько разработок, в том числе по накопителям с рекуперацией. Все это делается для службы электроснабжения городского транспорта. А значит, необходимы своевременное финансирование, взаимодействие с заказчиками, с департаментами транспорта для составления долгосрочных планов. Для начала на 3–5 лет.
Помимо этого, Encore Engineering дополнительно к тяговому электроснабжению городского электротранспорта занимается вопросами электрических зарядок автомобильного транспорта. Это сегодня весьма перспективная область развития.

Пассажиры голосуют за трамвай

Что сегодня представляет из себя трамвайная система Российской Федерации? Достаточно двух показателей: более 20 лет средний возраст трамвайного парка и на 80% изношенная трамвайная инфраструктура. Но при всем этом трамвай был и остается уникальным видом транспорта. Хотя бы потому, что имеет выделенную полосу, развивает вполне приличную для городских условий скорость, имеет солидную вместимость – односекционный трамвай вмещает 160 пассажиров. Плюс стоимость содержания трамвая на 39% ниже, чем автобуса и себестоимость перевозки одного пассажира в трамвае на 40% ниже, чем в автобусе. А еще срок эксплуатации трамвая – 30 лет, а автобуса – 7 лет. И наконец, трамвай – экологически чистый транспорт.
Чтобы все это вкупе начало эффективно работать не только в Москве и Северной столице России, Правительство Российской Федерации сформировало Федеральную программу модернизации электротранспорта, в которую вошли 10 городов: Липецк, Ярославль, Нижний Новгород, Курск, Саратов, Ростов–на–Дону, Краснодар, Красноярск, Пермь и Волгоград. В пяти городах концессионными проектами управляет компания «Группа Мовиста», и недавно в Липецке на год раньше установленного срока было запущено движение современного трамвая производства Усть–Катавского вагоностроительного завода. Трамвай поехал по современному пути, где уже нет накладок, стыков, есть современный остановочный пункт, оборудованный в том числе зарядкой для мобильного телефона.
Как отметил генеральный директор «Группы Мовиста» Алексей Зотов, это третий запуск нового трамвая. Первый компания осуществила в Перми, второй – в Курске. В планах запуск нового проекта в 2025 году в Ярославле.
Еще один проект «Группы Мовиста» реализован в городе Верхняя Пышма Свердловской области. За полтора года, что работает в городе проект, перевезены около 2 млн пассажиров. Также в рамках проекта в городе построено трамвайное депо «Верхнепышминский трамвай». Объем инвестиций – 1,8 млрд руб., на 30% сокращается время на обслуживание трамваев. Депо может обслужить до 25 трамваев в смену, и всю эту работу осуществляют 90 высококвалифицированных специалистов.
Эффект от модернизации верхнепышминского трамвая: в первом квартале 2024 года трамвай перевез 317 тыс. пассажиров, что на 83% больше показателя аналогичного периода 2023 года.
В Курске до конца 2024 года «Группа Мовиста» планирует реконструировать порядка 23 км путей, 8 тяговых подстанций, поставить в город 14 новых низкопольных трамваев.
Кроме подвижного состава компания отвечает также за маршрутизацию, расписание, оплату проезда. Все это дает свои преимущества. Во–первых, убраны дублирующие маршруты. Во–вторых, улучшилась собираемость платы за проезд. Это связано с тем, что компания имеет свой сервис, который дает возможность контролировать количество безбилетных пассажиров на каждой остановке.
Проделанная работа – хороший пример для других городов.
Что касается Федеральной программы модернизации электротранспорта, то она включает 10 проектов. В том числе поставку более 640 вагонов современных низкопольных трамваев, около 200 электробусов, строительство и реконструкцию более 620 км трамвайных путей, создание порядка 100 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты – более 231 млрд руб. Строительство и монтажные работы стартовали в 2022 году и продлятся до 2027 года.

Идти в ногу со временем

Что такое морально устаревший парк? Это не просто парк, чей срок годности завершается, это парк, который в первую очередь не соответствует современным требованиям технической оснащенности, не дает перевозчикам осуществлять эксплуатацию подвижного состава с должной эффективностью и с выгодой для себя и потребителя. Но АО «Трансмашхолдинг» такой подход не приемлет.
За последние 10 лет компанией накоплен большой опыт в вопросах создания продуктовых линеек. Мировой опыт по выпуску нового продукта – от 5 до 6 лет. Компания выпускает новые продукты с периодичностью 1,5–2 года. В АО «Трансмашхолдинг» не просто меняют модель, улучшают подвижной состав, но и обращают внимание на те ситуационные характеристики, которые в первую очередь важны пассажирам.
Один из примеров – электропоезд «Иволга». Это флагманский продукт в городских, пригородных перевозках. Отличительная особенность этого продукта – постоянное улучшение за счет обратной связи и от пассажиров, и от компаний–перевозчиков, и от заказчика этой услуги перевозки, то есть правительства города Москвы.
Поезд постоянно улучшается за счет различных элементов по принципу «идти в ногу со временем». Появились новые гаджеты – значит их необходимо использовать в городской перевозке. Соответственно, необходимо предоставить доступную среду для пассажира, чтобы он использовал эти гаджеты. Появились новые информационные системы, новые туристические направления внутри города – поезд необходимо снабдить элементами для информирования пассажиров об этом.
Помимо пассажирских сервисов АО «Трансмашхолдинг» постоянно модернизирует техническую оснащенность. К примеру, особенностью поезда «Иволга» 4.0 стало наличие трех дверей. Основополагающим для этой модернизации стало компьютерное моделирование, которое позволило проанализировать, как пассажир ведет себя на платформе, как внутри поезда и за счет этого подобрать правильную конструкцию и разгрузить сам состав и платформу, предоставив пассажирам больше времени и комфорта для посадки и высадки.
Любые решения, которые принимаются при проектировании, принимаются, прежде всего, из предложений заказчиков, на основе взвешенных, проанализированных решений по итогам соцопросов, тестирования на фокус–группах, с использованием компьютерного моделирования.

По реке с ветерком и комфортом

Речной электротранспорт в России обладает рядом преимуществ, которые делают его перспективным для развития. Во–первых, реки являются естественными транспортными артериями и позволяют доставлять грузы на большие расстояния без необходимости использования авто– и железных дорог. Это значительно сокращает затраты на транспортировку. Во–вторых, использование электротяги вместо традиционного дизельного двигателя позволяет существенно снизить выбросы вредных веществ и шумовую нагрузку на природную среду. Это особенно актуально для речных маршрутов, проходящих через густонаселенные районы. Кроме того, развитие речного электротранспорта открывает новые возможности для развития туризма и спортивной инфраструктуры. Реки предоставляют уникальные возможности для организации круизов, прогулочных поездок и водных видов спорта.
О развитии речного транспорта в Москве и вообще в России шла речь в рамках «круглого стола», посвященного повышению уровня транспортного обслуживания пассажиров.
Первые эксперименты в России с использованием электрической тяги на речных судах были проведены в конце XIX века. В то время это было новаторское решение, отличавшееся от традиционного парового и газотурбинного привода. Первыми электрическими судами стали пассажирские пароходы, обслуживавшие маршруты по рекам и озерам. Эти суда оснащались электрическими двигателями, которые позволяли им достичь высокой скорости при минимальном шуме и вредных выбросах. Такие суда быстро завоевали популярность у пассажиров благодаря комфорту и безопасности.
В Москве первое речное судно было спущено на воду в 1935 году. В 90–е годы речные перевозки пришли в упадок, и лишь спустя 32 года началась реализация серьезного проекта по возрождению регулярного речного транспорта.
В 2020 году после масштабной реставрации был открыт Северный речной вокзал. В настоящее время это не только транспортный хаб, но и точка притяжения городских жителей, где они могут отдохнуть. В 2023 году завершились работы по реконструкции Южного речного вокзала.
В итоге за минувший год были запущены два регулярных речных маршрута на электросудах. Первый маршрут «Киевский» – «Сердце Столицы» протяженностью 12 км заработал 20 июня 2023 года. Он включал 8 причалов, но 6 июня 2024 года состоялось его продление до «Парка Фили». Второй маршрут протяженностью 9 км с шестью причалами «ЗИЛ» – «Печатники» заработал 29 сентября 2023 года. В перспективе на 13 км этого маршрута ожидается открытие нескольких новых причалов.
Эффект от возрожденного речного транспорта состоит в том, что речные маршруты успешно интегрированы в транспортную систему для 1,5 млн человек и 18 районов Москвы. Заметно снизилась нагрузка на дороги. В некоторых районах города лучше воспользоваться речным транспортом, чем ездить по дорогам и тратить лишние 30–50 минут. Новый речной транспорт способен работать круглый год вне зависимости от сезона.
При разработке электросудов использованы исключительно
отечественные технологии. А еще новые суда полностью экологичны, и инфраструктура для них – плавучие причалы – тоже безопасны для окружающей среды.
Плавучий причал имеет панорамное остекление и вид на реку, удобную посадку для маломобильных граждан, оборудование для быстрой зарядки, понятную карту маршрутов и удобную навигацию, возможность провоза велосипедов и самокатов и т.д.
Как утверждают специалисты, аналогов ни электросудам, ни плавучим причалам в мире нет. К примеру, зарядка судна начинается автоматически при стыковке судна с причалом и длится 15–20 минут. Суда имеют оптимизированные обводы корпуса, с помощью которых уменьшается сопротивление воды, а значит, затрачивается меньше энергии. Мощность двигателя – 134 кВт, запас хода – 200 км.

Есть 500–й!

Официальный партнер выставки – компания «ПК Транспортные системы», которая в этом году отмечает 10–летний юбилей, представила рестайлинговую версию троллейбуса 6281.01 «Адмирал» с увеличенным автономным ходом. Обновленная версия троллейбуса сохранила яркий узнаваемый дизайн, при этом, с учетом опыта эксплуатации, была переработана эргономика салона и места водителя. Троллейбус создан с учетом разных климатических зон. Благодаря применению современных комплектующих температурный режим, при котором троллейбус сохранит работоспособность, составляет от –40 до +40°С. Запас автономного хода в зависимости от погодных и дорожных условий – минимум 20 км. В то же время процесс подключения и отключения троллейбуса от контактной сети благодаря российской системе штангоуловителя занимает всего несколько секунд.
В настоящее время на территории Российской Федерации эффективно эксплуатируются более 1000 трамвайных вагонов и 500 троллейбусов, произведенных компанией «ПК Транспортные системы». Производственные площадки компании, расположенные в Твери, Санкт–Петербурге и Энгельсе, позволяют выпускать до 450 единиц подвижного состава ежегодно.
Одним из примечательных событий выставки стало чествование коллектива АО «Уфимский трамвайно–троллейбусный завод» по случаю выпуска предприятием 500–го троллейбуса. Троллейбусы «Горожанин» и электробусы «Электрогород» разработаны с учетом новейших достижений науки и техники в области электротранспорта. На данный момент АО «УТТЗ» производит различные типы троллейбусов со стопроцентно низким уровнем пола.
Как отметил президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Денис Минкин, свой 500–й троллейбус УТТЗ смог выпустить, несмотря на непростые времена в отечественной промышленности. И сегодняшняя ситуация без лишней патетики очень напоминает ситуацию времен Великой Отечественной войны, когда на фронте совершался военный подвиг, а в тылу – подвиг трудовой. Уфимский завод и все другие заводы России совершают реальный трудовой подвиг в условиях ограничений, нехватки комплектующих и т.д.
Юбилейный троллейбус входит в число новых машин, которые уфимцы выпускают в том числе для Новосибирска. Туда уже поставлены 268 троллейбусов, и это второе масштабное обновление троллейбусного парка после Санкт–Петербурга.
Что касается АО «УТТЗ», оно было образовано в 2015 году и за 9 лет прошло путь от небольшого предприятия, которое выпускало 20–30 машин в год, до завода, способного выпускать до 250 единиц в год.

Импортонезависимость

Рынок зарядной инфраструктуры для электротранспорта в России и в мире находится в стадии активного развития. Зарядная инфраструктура играет определяющую роль в создании базовых условий для широкого применения электрических транспортных средств. Учитывая, что они уже в среднесрочной перспективе могут практически полностью вытеснить традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания, вопрос развития зарядной инфраструктуры является достаточно актуальным. Эту тему не обошли стороной участники «круглых столов», посвященных изменению электромобильности со стартом производства отечественных батарей и развитию зарядной инфраструктуры в Российской Федерации.
К примеру, Sitronics Electro – одна из более чем 30 отечественных компаний, которая производит зарядные станции, и единственный оператор с комплектациями в зарядной инфраструктуре, обеспечивающий все виды электротранспорта – от электромобилей до электросудов.
Недавно компания по контракту с группой «Россети» построила комплекс ультрабыстрых зарядных станций (УБЗС) для 200 электробусов в парке «Красная Пахра» в Москве. Кроме того, в августе 2022–го были подписаны договоры на строительство еще двух аналогичных парков – в московских районах Митино и Новокосино.
Сегодня в активе компании – более 280 зарядных станций, три электробусных парка в Москве, установлены 111 ультрабыстрых зарядных станций для электробусов и в масштабах России – 5 зарядных станций для электросудов.
Рынок электромобилей в России демонстрирует динамичное развитие. По состоянию на апрель 2024 года общее количество легковых электромобилей в стране составило 44,9 тыс. В Москве и Московской области – 14,5 тыс. Эти данные в рамках «круглого стола» сообщили представители ПАО «Россети Московский регион». В 2020 году оно осуществило поставку, монтаж, пусконаладочные работы по 68 УБЗС мощностью 300 кВт каждая для 200 электробусов в Москве. Каждая станция может заряжать одновременно 6 автобусов. Суммарная мощность, используемая зарядной инфраструктурой парка «Красная Пахра», – 3,36 МВт.
Абсолютная электромобилизация в России невозможна без налаживания производства оте-
чественных аккумуляторов. Однако, как считает генеральный директор компании «Электромобили мира» Александр Сереженкин, сегодня в России нет определенных стандартов качества для аккумуляторов. Между тем Китай предлагает аккумуляторы для электротранспорта в несколько раз дешевле, чем стоят они в России, особенно когда речь заходит о ранее использованных. Ситуацию спасает только внутрикитайский запрет на вывоз из страны бывших в употреблении аккумуляторов. Иначе в России сегодня бэушной китайской техники был бы непочатый край.
* * *
Информационными партнерами Российской недели общественного транспорта и городской мобильности выступили печатные издания АО «Издательство Дороги» – газета «Транспорт России» и журнал «Автомобильные дороги».

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
Фото автора


просмотры:

411

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться