Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Богатство России вновь прирастает Сибирью

В Совете Федерации обсудили проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры Сибири в современных экономических условиях.

«Особенности пространственного расположения Сибирского федерального округа в географическом центре России, на значительном удалении от крупных рынков сбыта, делают транспортный комплекс одной из важнейших составляющих экономики округа, – отметил, открывая дискуссию, ведущий «круглого стола», член Комитета СФ по экономической политике Иван Евстифеев. – В условиях современной трансформации внешнеторговых отношений России повышение внимания к партнерам из стран Азиатско–Тихоокеанского региона в ближайшей перспективе должно привести к заметному наращиванию объемов транзитного потока через регионы СФО».
В состав Сибирского федерального округа входят Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Новосибирская, Омская и Томская области, а также Кемеровская область – Кузбасс. На территории Сибирского федерального округа проживают 17 млн человек, или 11,6% населения России.
СФО соединяет промышленную базу Урала с ресурсами и экспортными портами Дальневосточного федерального округа, примыкает к наиболее экономически освоенной части востока Арктической зоны Российской Федерации, имеет потенциал для обеспечения транспортной связанности Восточной Азии и Северной Европы.
В южной части округа проходят важнейшие сухопутные широтно–транспортные коридоры, железнодорожные магистрали, федеральные автомобильные трассы Р–254 «Иртыш» и Р–255 «Сибирь». Развитие судоходства по реке Енисей и по Северному морскому пути, создание новых транспортно–логистических маршрутов и средств их обслуживания являются одним из путей развития межрегиональных и международных экономических связей. В условиях санкций со стороны недружественных стран транспортному комплексу отводится ключевая роль в перестройке экспортных цепочек для предприятий Сибири.

Еще Михаил Ломоносов провидчески сказал: «Богатство России прирастать будет Сибирью». И это действительно так. На территории Сибирского федерального округа сосредоточено огромное количество общероссийских запасов: 96% платины, 80% угля, 73% никеля, 51% марганцевых руд, 43% меди, 40% свинца, 40% золота, 17% молибдена, 17% серебра и 16% цинка.
На Сибирь приходится свыше половины общероссийского объема отправления грузов транспортом общего пользования, при этом удаленность Сибири от основных круглогодичных отечественных морских портов составляет более 3 тыс. км. Для разработки природных богатств и хозяйственного освоения новых районов необходима широко развитая транспортная система.
Иван Евстифеев напомнил, что в настоящее время изучается возможность формирования Центрально–Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай, призванного соединить Сибирь с западными провинциями Поднебесной через территорию Монголии, который свяжет потребительские рынки КНР и добывающие и обрабатывающие предприятия России.

Системными проблемами социально–экономического развития СФО являются, в частности, низкий уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, удаленность ряда регионов округа от основных транспортных узлов и рынков сбыта продукции, что способствует повышению транспортных издержек для экспортирующих предприятий и сроков доставки грузов. Основные ограничения для экспорта продукции Сибири в восточном направлении связаны с недостаточной пропускной способностью железнодорожной, портовой и таможенной инфраструктуры на территории Дальнего Востока.

Стратегия социально–экономического развития СФО на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 г. № 129–р, в части инфраструктурного развития предполагает:
– приведение опорной сети федеральных дорог, формирующей основные транспортные коридоры и обеспечивающей межрегиональные связи субъектов округа, в нормативное транспортно–эксплуатационное состояние;
– развитие транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, способной повысить комфортность проживания в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, и мобильность населения;
– реализацию проектов по развитию железнодорожного транспорта, аэропортовых комплексов, крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в районах добычи; проектов по созданию современной транспортной таможенно–логистической инфраструктуры, включая создание и модернизацию пунктов пропуска через государственную границу, для увеличения грузо–, пассажиро– и туристического потока регионов с другими территориями и зарубежными странами; проектов, направленных на развитие межрегиональных и межмуниципальных автомобильных транспортных связей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.
Как сказал председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников, всего в рамках плана реализации Стратегии предусмотрены 88 мероприятий в сфере инфраструктурного развития: 20 мероприятий связаны с автомобильными дорогами, пунктами пропуска, транспортными коридорами, мостами; 21 мероприятие касается аэропортов и воздушных пунктов пропуска; 11 мероприятий – железных дорог и водных путей.

Межрегиональная ассоциация разрабатывает с 2019 года на основе ГЧП два региональных проекта:
– межрегиональный проект МАСС «Развитие внутрирегиональных (местных) и межрегиональных авиаперевозок на территории Сибири»;
– «Развитие сибирских экспортно–ориентированных трансграничных коридоров».

«Мы обосновали необходимость перезапуска авиационного сообщения на территории Сибири, где более 470 тыс. человек проживают в труднодоступных регионах, а 170 тыс. человек вообще не имеют доступа к воздушным перевозкам по специальным тарифам и не имеют связи с Большой землей», – сказал Геннадий Гусельников.
С этой целью была разработана оптимизированная воздушная сеть, проведена инвентаризация всех аэронавигационных паспортов, сделаны расчеты по количеству судов, стоимости летного часа, механизмам софинансирования.
Не секрет, что для нынешнего состояния инфраструктуры характерны низкое качество покрытия ИВПП, требующая модернизации устаревшая аэродромная техника, отсутствие единых подходов к тарифообразованию и, наконец, недостаток средств региональных бюджетов. В настоящее время внутрирегиональные перевозки относятся исключительно к компетенции субъектов, и, скажем, для Красноярского края, который является самым объемным по внутренним региональным перевозкам, их субсидирование стало бы очень хорошим подспорьем.
Директор Департамента развития инфраструктуры Министерства транспорта РФ Сергей Дунаев напомнил, что в СФО большая концентрация аэропортов и посадочных площадок, требующих приведения в нормативное состояние. Главный ограничивающий фактор – необходимость выделения средств из федерального бюджета. В рамках формируемой программы развития аэродромной инфраструктуры до 2030 года, помимо федерального финансирования, будет задействован Фонд реконструкции аэродромной инфраструктуры, который будет пополняться из внебюджетных источников. Кроме того, совместно с Росавиацией проводится работа по внесению изменений в действующие нормативы по сокращению требований при проведении реконструкции аэродромной инфраструктуры с целью снижения стоимости работ.
«При проведении реконструкции и нового строительства также стараемся минимизировать затраты федерального бюджета за счет механизма ГЧП. Для решения этих задач будем привлекать крупные аэропортовые холдинги», – проинформировал Сергей Дунаев.

Проект по развитию сибирских экспортно ориентированных трансграничных коридоров предполагает подготовку предложений по строительству Северо–Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб), созданию Северного и Западного железнодорожных коридоров, проходящих по территории Республики Тыва, подготовку ТЭО создания двух автомобильных коридоров – Абакан – Бийск и Кызыл–Хая – Кош–Агач.
Идея строительства магистрали через Сибирь поперек материка соблазняет перспективами избавления от зависимости от Восточного полигона. Маршрут будет проходить через основные грузообразующие регионы железных дорог, в том числе через Кузбасс, и при наличии западного входа в Китай позволит обеспечить пропуск большого объема грузов к восточному соседу. А если рентабельность этого направления покажется недостаточной, то всегда будет альтернатива в виде морской транспортировки через арктические порты.
Таким образом, этот масштабный проект обеспечит выходы к арктическому побережью на севере и к китайскому Синьцзян–Уйгурскому автономному району на юге. Севсиб предназначен не только для обслуживания промышленной зоны Нижнего Приангарья и создания альтернативного маршрута для части участков БАМа и Транссиба, но и для соединения Сибири с ее северными портами и Китаем.

Геннадий Гусельников представил маршрутную схему коридоров. Так, Северо–Сибирская железнодорожная магистраль свяжет порт Сабетта – Бованенково – Салехард – Новый Уренгой – Коротчаево – Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Лесосибирск – Ярки – Усть–Илимск – поселок Хребтовая.
Ответвление от Севсиба пройдет через линию Белый Яр – Томск – Юрга – Новокузнецк – Таштагол – Горно–Алтайск – Урумчи.
Центрально–Евразийский транспортный коридор (ЦЕТК) соединит Красноярск – Курагино – Кызыл – Цаган–Толгой – Урумчи.
Ответвление от ЦЕТК пойдет через Курагино – Абакан – Новокузнецк.

«В настоящее время перемещение грузов автомобильным транспортом из Восточной в Западную Сибирь идет по окружному пути, что ведет к росту стоимости транспортировки. Сокращая практически вдвое этот путь, мы решаем проблему экономики. Кроме того, стимулируем деловую активность вдоль этих маршрутов. Реализация этого масштабного инфраструктурного проекта раз и навсегда решит проблему транзита грузов через Сибирь в условиях разворота на Восток нашей страны», – заключил Геннадий Гусельников.

Заведующий кафедрой «Технология, организация и экономика строительства» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Валерий Воробьев привел несколько цифр, касающихся строительства Севсиба. По его словам, уже проведен анализ природных зон вдоль транспортного коридора, определены расстояния, что дает основания для стоимости расчета 1 км этих линий. С учетом опыта строительства БАМа определены сроки строительства Северо–Сибирской железнодорожной магистрали: при двухлучевой схеме строительства – 8 лет, при четырехлучевой схеме – 6 лет.
Также сделаны предварительные расчеты по инвестициям. По оценкам специалистов, стоимость 1 км линии обойдется в 691 млн руб., стоимость строительства 1 км линии в условиях горной местности – до 3 млрд руб. В целом с учетом всех дополнительных затрат стоимость строительства Севсиба составит порядка 8 трлн руб. Нормативный срок окупаемости после ввода в эксплуатацию при разных коэффициентах дисконтирования составит от 7 до 17 лет.
О том, что делается в сфере внутреннего водного транспорта, рассказал начальник Управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного водного транспорта Александр Клюкин.
Судоходство на крупнейших сибирских реках – Обь, Иртыш, Енисей, верхний участок реки Лены – обеспечивает потребность экономики и населения в девяти субъектах РФ, а также социально важные перевозки на Крайнем Севере. В СФО период навигации составляет в среднем от 90 до 200 суток.
Общая протяженность внутренних водных путей, расположенных в СФО, составляет порядка 25 тыс. км.
На территории СФО расположены 13 речных портов, два судоходных гидротехнических сооружения – Красноярский судоподъемник и Новосибирский шлюз.
В навигацию 2023 года внутренним водным транспортом перевезены 15,7 млн тонн грузов, что на 1,6% больше показателя прошлого года. Пассажирские перевозки для СФО являются социально значимыми, особенно в районах, где недостаточно развиты другие виды транспорта. В 2023 году были перевезены 1,44 млн человек, что сопоставимо с данными за 2022 год.
На Енисее после проведения в 2023 году дноуглубительных и выправительных работ параметры судового хода от Красноярска до Дудинки улучшены, минимальная навигационная глубина составляет 3 м. В 2024 году запланированы дальнейшие работы по углублению судового хода на реке Енисей.
В Обь–Иртышском бассейне за период 2022–2023 годов категория внутренних водных путей повышена на протяженности 606 км, на 580 км установлена освещаемая береговая обстановка.
В Ленском бассейне в навигацию 2024 года в верховьях реки Лены для развития пассажирских перевозок запланировано проведение промерных и изыскательских работ и формирование электронных навигационных карт.
С 2020 года для работы в бассейнах СФО построены четыре промерных судна, пять единиц обстановочного флота, два земснаряда. С 2024 года запланированы поставки еще шести земснарядов.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа, обладают огромным потенциалом развития, именно поэтому от сенаторов из Сибири прозвучали предложения о создании в верхней палате парламента Совета по стратегии комплексного развития Сибири, который бы занимался проблемами развития всех видов транспорта, вопросами подготовки кадров для транспортного комплекса, с подключением к этой тематике и Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации.


Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

386

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться