Мотивация на электромобилизацию. Интервью с генеральным директором ООО «Грин Драйв» Сергеем Яковлевым.
Российский рынок электромобилей неуклонно растет. По данным агентства «Автостат», на начало мая 2024 года всего в России были зарегистрированы порядка 50 тыс. электрических автомобилей, из которых 8742 – в первые 4 месяца текущего года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи электромобилей взлетели на 232%.
Вместе с тем для успешного использования отечественного электропарка нужна соответствующая инфраструктура в виде электрозарядных станций (ЭЗС). Число их также увеличивается. К примеру, в середине апреля в городе Орле одной из компаний – инвесторов и операторов ЭЗС была успешно запущена первая в городе быстрая зарядная станция для электромобилей. Ранее сеть зарядных станций быстрого типа была введена в эксплуатацию на трассе М–4 «Дон». О том, какие еще разработки ведет сегодня компания, где планируется устанавливать новые ЭЗС и вообще о состоянии рынка электрокаров в России и мире мы попросили рассказать генерального директора ООО «Грин Драйв» Сергея Яковлева.
– Сергей Петрович, первые электрокары в России появились в 2016 году, и если сначала таких машин было всего 647, то в конце 2023 года число электрокаров составило более 39,7 тыс. Каковы прогнозы на 2024 год?
– Согласно статистике, предоставленной отраслевыми агентствами, на начало 2024 года количество зарегистрированных электромобилей было порядка 41 тыс. единиц. Но необходимо отметить, что сюда не включены популярные в России последовательные подзаряжаемые гибриды с батареей, подзаряжаемой от бензинового генератора китайского бренда Lixiang (Li). Таких машин только за первый квартал 2024 года продано более 8,1 тыс. единиц, что превышает количество проданных новых EV (батарейные электромобили) в России за первый квартал 2024 года. В Китае такие гибриды учитывают в государственной статистике NEV – автомобилей на новой энергии. С учетом тренда на рынке электрокаров и увеличения количества новых моделей можно предположить, что на начало 2025 года количество электромобилей (без учета подзаряжаемых гибридов) в России превысит 70 тыс. единиц, а при более позитивном сценарии более 80–85 тыс. единиц.
– С ростом числа электромобилей будет расти и число ЭЗС. Какое их количество необходимо установить дополнительно к уже функционирующим для удовлетворения нужд владельцев электромобилей?
– Темпы роста ЭЗС в стране, особенно для быстрой зарядки электромобилей (в течение 30–60 минут), довольно интенсивные. Так, два года назад в России насчитывалось менее 1 тыс. ЭЗС быстрого типа от 5–7 основных операторов зарядной инфраструктуры. Большая часть из этих ЭЗС была установлена в ДФО и СФО, Москве и Санкт–Петербурге. С середины 2022 года в России вступила в действие Государственная программа по развитию зарядной инфраструктуры, в результате реализации которой за 2022–2023 годы почти в 40 регионах России появились более 1,1 тыс. новых зарядных станций для быстрой зарядки. В 2024 году по плану должно появиться еще более 1350 ЭЗС в 65 регионах страны. С учетом коммерческих зарядных станций, устанавливаемых операторами и владельцами коммерческих объектов, общее количество ЭЗС быстрого типа к концу 2024 года может превысить 3600 единиц.
В среднем на 10 электромобилей в мире приходится одна ЭЗС для быстрой зарядки. Соответственно, при упомянутом прогнозе по достижению уровня в 70 тыс. электромобилей в России необходимо дополнительно установить еще порядка 3,5 тыс. ЭЗС. В настоящее время дефицит ЭЗС быстрого типа наблюдается в Москве, где темпы внедрения электромобилей самые высокие в стране, в Санкт–Петербурге, Сочи, Ростове–на–Дону и ряде других крупных городов и отдельно взятых регионов. Например, в Орловской области до апреля текущего года не было установлено ни одной зарядной станции быстрого типа и при появлении там зарядной станции она сразу стала востребована. Есть и другие регионы, в которых современная зарядная инфраструктура начала появляться совсем недавно.
– Какие марки электромобилей наиболее популярны в России и почему?
– Новые данные свидетельствуют, что в течение более 6 месяцев лидером по продажам электромобилей является бренд Zeekr. Это премиальное подразделение китайской автокорпорации Geely. Таких новых электромобилей за I квартал 2024 года продано 2883 единицы. Популярность электрокара Zeekr 001 связана с тем, что этот премиум лифтбэк стал современной альтернативой ушедшим ранее популярным западным брендам ДВС–авто: Mercedes, BMW, Porsche, Audi, Jaguar. На втором месте с заметным отрывом располагается Volkswagen с электромобилями ID.4 и ID.6, выпускаемыми в Китае и популярными среди любителей кроссоверов и семейных автомобилей. Количество проданных за три месяца отечественных брендов «Москвич» и «Эволют», занявших 3–е и 4–е места соответственно, составляет 833 единицы. Продажи авто российской сборки могли бы быть выше при более доступной их стоимости и более широкой номенклатуре. Заметная часть электромобилей–седанов липецкой сборки Evolute i–Pro реализуется в таксопарки, поскольку на них действуют госсубсидии и льготы. Популярные в мире электромобили Tesla приобрели в I квартале 264 раза, падение продаж Tesla связано со сложной дорогой логистикой и повышенными сроками ожидания этих электромобилей.
– Какова география электромобилизации в России? И чем она обусловлена?
– Заметная электромобилизация в России началась в середине 2010–х годов с ввоза из Японии так называемых народных электромобилей Nissan Leaf, в основном б/у и с батареей емкостью всего лишь на 24–30 кВт.ч, чего хватало в среднем на 150 км пути в ограниченных режимах. В первую очередь такие электромобили, имеющие правый руль, стали доступны на Дальнем Востоке и в Сибири. В 2018 году Nissan Leaf занимал 80% рынка электромобилей в России, на котором стали появляться и первые Tesla Model S, Model 3 и ряд других брендов электромобилей из США, Европы и Японии. Кстати, на начало 2024 года доля Nissan Leaf была уже заметно ниже, всего 38%. С учетом появления электромобилей среднего и премиального ценовых диапазонов бурное развитие рынка электромобилей началось в Москве, Санкт–Петербурге, Сочи, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге и других крупных городах, в которых появились увлеченные новыми технологиями автовладельцы и владельцы имиджевых премиум–электромобилей и новинок от Tesla.
Среди регионов, в которых электромобильность развивается быстрее всего, следует отметить Москву и Московскую область (24% и 7,5% рынка электромобилей в России соответственно). Здесь проживает население с более высокими доходами, немало владельцев премиум–электромобилей заряжают свои электрокары дома или на подземных паркингах, и именно в Москве развивается сеть пока бесплатных зарядных станций медленного и быстрого типов «Энергия Москвы». Высокий темп развития электромобилей Московского региона связан еще и с наличием значимых льгот в виде бесплатных стоянок на платных городских уличных парковках, обнулением транспортного налога, бесплатным проездом по платным федеральным трассам, а также с большим выбором электромобилей в салонах или привозимых под заказ.
На третьем месте по уровню внедрения электромобилей с долей менее 8% находится комфортный по климату и условиям эксплуатации электромобилей Краснодарский край. Именно в этом регионе за 2 года только по госпрограмме были установлены более 130 ЭЗС быстрого типа, что позволило закрыть текущие потребности электромобилистов в городах края, а также вдоль автодороги М–4 «Дон». Кроме этого, операторы устанавливают и коммерческие ЭЗС в наиболее комфортных для времяпрепровождения клиентами локациях: у ТРЦ, рынков, кафе и отелей в населенных пунктах и на АЗС и МФЗ вдоль трассы М4 «Дон». Хорошо развитая сеть ЭЗС быстрого типа мотивирует и частных автовладельцев, а также таксопарки перейти на пользование электромобилями. В автопарке Краснодарского края быстрыми темпами растет доля китайских электромобилей, а также в Сочи и Краснодаре появились электротаксопарки на основе российских электрических седанов Evolute i–Pro.
Доля электромобилей в Санкт–Петербурге, Приморском крае и в Иркутской области примерно равна, по 5% в каждом регионе. Иркутская область входит в лидирующие регионы благодаря низкой стоимости электроэнергии для населения с выгодной зарядкой, высокой доле бюджетных Nissan Leaf из Японии, эксплуатируемых в такси, услугах экспресс–доставки, а также развитой сети зарядных станций.
– В начале апреля текущего года глава Правительства РФ Михаил Мишустин в рамках ежегодного отчета отметил, что в России есть шанс сделать неплохой задел, неплохой электромобиль и уже сегодня есть результаты этого. Как вы думаете, есть у нас шанс создать отечественный электрокар в ближайшей перспективе с учетом того, что правительство на запуск 1151 зарядной станции в 2022–2023 годах выделило более 2 млрд руб., в 2024 году – 3,7 млрд руб. на создание более 1300 ЭЗС? Ведь без развития инфраструктуры электрокары станут ненужными…
– Да, Председатель Правительства РФ в своем отчете имел в виду отечественные наработки и проекты по всей цепочке создания электромобиля и его основных составляющих. Так, литий–ионными батареями (доля батареи в стоимости электромобиля может достигать 40%) занимается дочернее подразделение Росатома – ТВЭЛ в лице ООО «Рэнера». Важное сырье – карбонат лития для производства катодных материалов, необходимых в аккумуляторе, планируется добывать и очищать на Колмозерском месторождении лития в Мурманской области усилиями СП Росатома и Норникеля – ООО «Полярный литий» с конца 2026 года. Одновременно в Калининградской области и Новой Москве сейчас строятся 2 гигафабрики по производству литий–ионных ячеек (аккумуляторов) и сборке тяговых батарей для электротранспорта. Одна фабрика под Калининградом должна заработать до 2026 года и выйти на плановую мощность 4 ГВт.ч в год, что эквивалентно поставке батарей для 50 тыс. электромобилей в год. Вторая гигафабрика в Красной Пахре заработает с 2026 года, там планируется выпуск тяговых батарей преимущественно для электробусов, электромобилей «Москвич» и широко анонсированного отечественного электромобиля «Атом» – совместного проекта Росатома и «КАМАЗа». Кроме этого, Росатом разрабатывает собственный электродвигатель. Также Росатомом в текущем году планируется создание универсальной платформы «тележки» для электромобилей. Она включает ходовую часть, зарядный и двигательный узлы и систему управления. Разработка и серийный выпуск таких платформ позволит достичь плановых 200 тыс. электромобилей в год к 2030 году.
Однако для достижения поставленных целей по рынку электромобилей необходимо особое внимание уделить реализации проекта ООО «Рэнера» по выпуску доступных по цене, надежных по качеству и безопасных литий–ионных батарей. Знаковый для страны проект может столкнуться с трудностями на фоне многочисленных санкций как по поставкам технологий и оборудования, так и по закупкам сырьевых и расходных материалов, большая часть которых в России пока не производится. Кстати, китайский опыт показывает, что современные литий–железо–фосфатные аккумуляторы с плотностью энергии в пределах 200 Вт.ч/кг и долговечны, и безопасны, и дешевле более дорогих никель–кобальтсодержащих аккумуляторов, планируемых к выпуску ООО «Рэнера».
Что касается разработки отечественных электромобилей и/или локализации в России производства китайских электромобилей, то здесь большие надежды возлагаются на вышеназванный электрокар «Атом». Это электромобиль российской разработки от АО «Кама». В проекте задействованы 900 человек, 200 из них – инженерная команда с офисами в Китае и России. Производственной площадкой для сборки электрокаров «Атом» выбран завод «Москвич». Платформа будет заднеприводная. Запас хода в 500 км (зимой меньше) будет обеспечен за счет будущей российской батареи с катодом NMC (никель – 80%, марганец и кобальт – по 10%), планируемой к выпуску ООО «Рэнера».
Еще одна новинка рынка: автозавод «Автотор» в Калининграде выпустил первую партию электромобилей под брендом «Амбер Авто», которые были переданы в местный таксопарк. Также у «Автотора» есть проекты по другим легковым и коммерческим электромобилям.
В конце 2023 года в Ижевске на АвтоВАЗе была собрана для тестов первая предсерийная партия LADA e–Largus – пассажирского универсала и фургона, который имеет все шансы на массовое внедрение в службах городской доставки, корпоративных парках, c запасом хода 400 км (без учета груза). Серийный выпуск электрического «Ларгуса» ожидается в текущем году.
Также наращивает свои мощности и расширяет линейку первый производитель электромобилей, подписавший СПИК, ООО «Мотор–Инвест», который с конца 2022 года организовал сборку китайских электромобилей Dongfeng Motors под брендом «Эволют» в Липецкой области. Степень локализации производства постепенно повышается. По итогам 2023 года были реализованы чуть более 2 тыс. авто, в основном седанов i–Pro. С 2024 года линейка бренда «Эволют» расширилась до шести марок, включая гибридный кроссовер i–Space, а также премиальный кроссовер i–JET и семиместный электровэн i–Van c запасом хода 400 км.
Электрическая модель «Москвича» в 2023 году продавалась крайне вяло по причине отсутствия субсидий при его покупке. В 2024–м субсидии на покупку «Москвича 3E» доступны, но цена продажи в районе 3,5–4 млн руб. пока не делает этот собранный электромобиль на базе бренда JAC популярным.
По сообщениям Минпромторга России, в 2025 году под Санкт–Петербургом планируется выпустить предсерийный вариант разработки концерна «Алмаз–Антей» – среднеразмерный электрокроссовер E–Neva с заявленным запасом хода 460 км.
Активно создаваемая в России при поддержке государства несколькими десятками компаний–операторов зарядная инфраструктура приведет к тому, что к 2030 году многочисленным электромобилям будет комфортно заряжаться как в крупных городах, населенных пунктах, так и на трассах на 28 тыс. ЭЗС быстрого типа (мощность станции 150 кВт) и на 45 тыс. ЭЗС медленного типа (мощность 7–22 кВт) в ЖК и БЦ, отелях, частных домах, а также в местах с длительным пребыванием. Наличие ЭЗС в ЖК и БЦ на АЗС станет обязательным.
– Тем не менее создать полноценный отечественный электромобиль пока не представляется возможным. Почему?
– Для создания полностью российского полноценного электромобиля необходимо, как я уже сказал, разработать и произвести отечественные платформу–«тележку», литий–ионную батарею (включая отечественные ячейки), электродвигатель, зарядный инвертор и систему управления. В настоящее время такие элементы и узлы электромобиля начали разрабатываться проектными компаниями ГК «Росатом», но для получения протестированных образцов и выхода в серию нужно время, 3–5 лет. Первым полноценным электромобилем на отечественной платформе с максимальной локализацией узлов и комплектующих планируют сделать уже в 2025 году уже упомянутый «Атом». В целом уровень локализации серийного «Атома» планируется на высоком уровне – 70%. Одной из особенностей «Атома» являются распашные двери, что удобно для пассажиров такси и для служб городской доставки. Электрокар будет снабжен зарядным разъемом китайского стандарта GBT для быстрой зарядки в течение 30–45 минут. По состоянию на начало 2024 года на электромобиль «Атом» поступили около 100 тыс. предзаказов, включая планы каршеринговой компании «Делимобиль» на закупку 25 тыс. единиц для своего сервиса.
– Расскажите о других разработках.
– ООО «Грин Драйв» как участник нового энергоперехода начало свою практическую деятельность с августа 2021 года в Сочи и развивает зарядную инфраструктуру в различных регионах, особенно в ЮФО во исполнение инвестиционного соглашения, подписанного в 2022 году с губернатором Ростовской области, а также с учетом высоких темпов роста рынка электромобилей в южных регионах нашей страны. Кроме этого, компания активно участвует в электрификации таксопарков, предоставляя надежный сервис быстрой зарядки для электрических таксопарков в Сочи, Краснодаре, Ростове–на–Дону, а также в Санкт–Петербурге и Москве. Именно преимущественно под нужды таксопарка в Ростове–на–Дону в феврале текущего года на парковке крупного ТРЦ нами был создан зарядный хаб для параллельной зарядки 6 электромобилей общей мощностью 300 кВт. В этом году мы продолжим расширять зарядную инфраструктуру в Ростовской и Воронежской областях, Краснодарском крае, а также в Москве и области. В планах – запуск быстрых ЭЗС с востребованными коннекторами GBT (для китайских электромобилей) и CCS (для отечественных локализованных электромобилей и западных брендов) на АЗС, а также станций медленной зарядки на территории отелей, так как путешествующие гости отелей на электромобилях – это уже не редкость и наличие зарядной станции на парковке отеля, кафе, ТЦ и других коммерческих точек – выгодное преимущество и комфортная дополнительная услуга для гостей. Также мы видим перспективы создания зарядных хабов на 6–10 электромобилей с динамическим распределением мощности. Всего за 2,5 года нашей деятельности мы зарядили на своих станциях зарядки более 70 тыс. электромобилей, закачав в их батареи почти 2 млн кВт.ч электроэнергии.
Рынок электромобилей динамично растет, что сказывается на росте востребованности создаваемой зарядной инфраструктуры и повышении инвестиционной привлекательности проектов по ее развитию. Но есть и очевидные проблемы, которые ограничивают вхождение новых инвесторов в отрасль развития зарядной инфраструктуры, а также не позволяют заметно нарастить темпы монтажа и подключения ЭЗС к электрическим сетям. Главная из них – дороговизна технологического при-
соединения к электросетям, и есть примеры по сверхзатратам на присоединение мощности
150 кВт в размере 10 млн руб. при стоимости самой ЭЗС 150 кВт в 3,5 млн руб.
Другой сложностью развития межрегиональных перемещений на электротранспорте является дефицит мощностей на традиционных АЗС, а значит, инвестору в ЭЗС необходимо нести высокие затраты для выделения и подключения нужной электрической мощности. Но есть и плюсы: благодаря развитию литий–ионных технологий запас хода электромобиля на одном заряде уже достигает 500–600 км (зимой на 25–30% меньше) и расположение зарядных хабов по трассе через каждые 150–200 км будет комфортным.
– Электромобили можно заряжать и от обычной бытовой розетки с напряжением 220 В, хотя процесс занимает в несколько раз больше времени. Если на среднестатистической станции в России на полную зарядку уходят 4 часа, то зарядка от розетки займет больше суток. Можно ли сократить время такой зарядки?
– Да, практически любой электромобиль или подключаемый гибрид можно заряжать от бытовой розетки 220 В, длительность полного заряда займет от 6 до 20 часов в зависимости от емкости батареи. Ускорение процесса зарядки в доме или на работе возможно при подключении к зарядной станции переменного тока мощностью до 22 кВт с напряжением 380 В. В таком случае полный заряд батарея сможет принять за 4–8 часов. Быстрый заряд батареи электромобиля за 30–60 минут можно осуществить на специальной станции зарядки постоянным током мощностью от 20–30 кВт и до 240 кВт.
– Насколько выгодно использовать грузовые электрокары, скажем, водителям–дальнобойщикам? И сколько таких машин уже существует в российском электропарке?
– Продажи средних и тяжелых электрогрузовиков увеличились в мире в прошлом году на 35% по сравнению с 2022 годом, а это означает, что общий объем продаж электрогрузовиков впервые превысил годовой объем продаж электробусов, составив около 54 тыс. единиц.
Китай является ведущим рынком электрогрузовиков, на его долю приходятся 70% мировых продаж в 2023 году. Продажи электрогрузовиков в Европе выросли почти в 3 раза и достигли более 10 тыс. (доля продаж >1,5%). В США также наблюдался трехкратный рост. В России тяжелые электрические грузовики пока представлены в виде опытных образцов, которые проходят тестирование.
EVM Pro – первый отечественный электрофургон на базе УАЗ собирается в ОЭЗ «Технополис «Москва» силами стартапа «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», выпуск пока мелкосерийный. Завод «Автотор» в Калининграде также начал в 2023 году крупноузловую сборку локализованного китайского электрогрузовика компании Foton Motors. И в начале 2024 года в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане компания «Сова Моторс» организовала сборочное производство китайских грузовиков (Wuling и Dongfeng) полной массой 2,5 и 3,5 тонны. В настоящее время проводятся их сертификация в России и тестирование у потенциальных покупателей.
Беседу вел Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.