Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дальний Восток: синергия стратегий

Эксперты обсудили логистический потенциал регионов ДФО.

Дальний Восток – это 41% территории России, 11 регионов, где проживают 7,9 млн человек. Здесь сосредоточены 77% запасов алмазов, 50% золота, 64% воды, 47% леса, 39% меди, 75% рыбы. Через Дальний Восток проходят трансконтинентальные маршруты – БАМ и Транссиб, а также важный маршрут для экспорта газа «Сила Сибири». Здесь находятся восточные входные ворота СМП, расположена сеть морских портов и пограничных пунктов пропуска.
В современных геополитических условиях происходит переориентация внешнеторговых грузопотоков с запада на восток. В связи с этим существенно увеличивается нагрузка на логистическую инфраструктуру Дальнего Востока.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Карелова провела заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики, посвященное актуальным вопросам реализации логистического потенциала регионов Дальнего Востока.

Синхронизация и взаимоувязанность

Индекс промышленного производства на Дальнем Востоке выше, чем среднероссийский, что способствует логистическому потенциалу ДФО.
«В нашей работе важны синхронизация и взаимоувязанность по всем проектам. В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе в рамках преференциальных режимов реализуются 2877 проектов, совокупный объем инвестиционных обязательств до 2030 года составляет 8,5 трлн руб. Уже вложены 3,8 трлн руб. инвестиций, введены более 780 предприятий, генерирующих грузопотоки, – привел цифры министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. – С государственной поддержкой в ДФО реализуются 495 проектов, объем инвестиций – 906 млрд руб., созданы 55 тыс. рабочих мест».
Представляя логистический потенциал регионов Дальнего Востока, Алексей Чекунков отметил ряд крупнейших логистических проектов:
– строительство моста Благовещенск – Хэйхэ и первого трансграничного перехода Нижнеленинское – Тунцзян, по которым в 2023 году совокупно перевезены 3,8 млн тонн грузов;
– запуск первого на Дальнем Востоке Забайкальского зернового терминала мощностью 8 млн тонн в год (объем инвестиций – 7 млрд руб., 424 рабочих места), благодаря чему открываются возможности экспорта сельскохозяйственной продукции не только с Дальнего Востока, но и из Восточной Сибири;
– строительство специализированного морского порта в бухте Суходол мощностью 12 млн тонн в год (объем инвестиций – 51 млрд руб., 617 рабочих мест);
– расширение мощностей контейнерного терминала ВСК в морском порту Восточный до 2 млн ТEU (162 млрд руб., 1394 рабочих места);
– введение в эксплуатацию первого этапа транспортно–перегрузочного комплекса для перевалки угля в порту Ванино мощностью 12 млн тонн с доведением до 24 млн тонн (64 млрд руб., 810 рабочих мест).

По СМП – круглый год

Если по Южному морскому пути через Суэцкий канал из Мурманска в Шанхай приходится преодолевать 12 500 морских миль, затратив 45 дней, то расстояние по СМП – 7 морских миль, а время в пути – 28 дней.
Очевидное преимущество Южного морского пути – круглогодичная навигация, в то время как на Севморпути навигация безледокольного обеспечения составляет 90 дней и 320 дней с ледокольным обеспечением. Поэтому поставлена задача обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, а также активнее использовать его транзитный потенциал.
По итогам 2023 года достигнут показатель грузопотока свыше 30 млн тонн. Согласно плану развития СМП до 2035 года грузопоток к 2030 году будет увеличен в 4 раза и составит 150 млн тонн, к 2035 году – достигнет 220 млн тонн. Для этого необходимо запустить создающие грузовую базу ключевые проекты по добыче газа, нефти, угля, переориентировать с запада на восток экспортеров нефти, минеральных удобрений.
Для загрузки СМП наращиваются объемы освоения минерально–сырьевой базы. Уже в ближайшем будущем Севморпуть станет транспортной артерией для формирующихся 9 минерально–сырьевых центров, специализирующихся на углеводородном сырье, и 11 – по добыче твердых полезных ископаемых.
На трассах СМП уже работают три новейших атомных ледокола проекта 22220. В постройке находятся еще два атомохода – «Якутия» и «Чукотка», сроки сдачи – 2024 и 2026 годы. Заключены госконтракты на строительство еще двух ледоколов, строительство которых будет завершено в 2028–2030 годах, сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
На судостроительном заводе «Звезда» в Приморском крае продолжается строительство крупнейшего атомохода в мире проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт, срок сдачи – 2027 год. Росатом прорабатывает запрос ПАО «ГМК «Норильский никель» и ПАО «Новатэк» на производство еще 4 неатомных ледоколов. В целом на мощностях ССК «Звезда» размещен портфель заказов для СМП – 26 крупнотоннажных судов, строятся пять газовозов по заказам «Новатэк» для транспортировки СПГ. В 2024 году запланирована сдача одного танкера–челнока ледового класса для Роснефтефлота. Параллельно начинается строительство 10 арктических танкеров–челноков с локализацией 80% в рамках реализации проекта «Восток Ойл» компании «Роснефть».
К 2030 году необходимо увеличить в пять раз арктический грузовой флот – с 30 до 160 судов.
Чтобы обеспечить технологический суверенитет отрасли, 33 отечественных предприятия участвуют в разработке 60 видов ключевых комплектующих для различных типов судов. Все разработанное судовое оборудование выйдет в серийное производство с 2025 года.
«Эксплуатируя и развивая СМП, нельзя забывать и об экологическом мониторинге. Минприроды разработан законопроект, в котором единая система экологического мониторинга дополняется новой подсистемой государственного экологического мониторинга в акватории СМП. В II квартале 2024 года законопроект будет внесен в правительство. Все заинтересованные пользователи будут обеспечены достоверной полной информацией о состоянии загрязнения окружающей среды в акватории СМП», – проинформировал заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Аноприенко.
Кроме того, для повышения качества гидрометеорологического прогнозирования на всей трассе СМП будут использоваться данные, полученные экспедицией на ледостойкой самодвижущейся платформе.
Для судовладельцев крайне важна оправдываемость ледовой прогнозной обстановки, сегодня она составляет чуть более 70%, цель – добиться 90%, что обеспечит переход на отечественную космическую группировку. В настоящее время на орбите находятся 2 метеорологических спутника, к 2025 году будут работать 3 спутника, ведущие радиологические наблюдения ледового покрова, в 2026 году спутниковую группировку пополнят 4 спутника, обеспечивающие связь и Интернет.
Ожидается, что реализация намеченных планов по развитию Севморпути принесет экономике страны к 2035 году более 20 трлн руб. налогов, окупив инвестиции в 10 раз.

Инфраструктурный каркас

Развитие БАМа и Транссиба является первоочередной задачей не только для железнодорожного транспорта, но и для экономики России в целом. Модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба нацелена на объединение пяти крупнейших кластеров Сибири и Дальнего Востока – горно–металлургического, лесного, энергетического, перерабатывающей промышленности и инноваций, ключевого связующего транспортного кластера, сказал начальник управления сопровождения проектов развития Восточного полигона департамента капитального строительства ОАО «РЖД» Вадим Ильинов.
Инфраструктурным каркасом экономики Дальнего Востока является Восточный полигон железных дорог. В соответствии с транспортной частью КПМИ до 2024 года реализуется федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона». По итогам 2023 года была достигнута плановая суммарная провозная способность БАМа и Транссиба в объеме 173 млн тонн в год, что на 15 млн тонн превышает уровень предыдущего года.
В текущем году ОАО «РЖД» продолжает работы по развитию II этапа. Инвестиционной программой компании предусмотрено финансирование в объеме 336 млрд руб. Запуск движения по объектам II этапа в 2024 году позволит достичь показателей провозной способности – 180 млн тонн.
«В текущем году планируется выполнить отсыпку порядка 17 млн куб. м земляного плотна, укладку 870 км верхнего строения пути, устройство 377 км контактной сети, строительство 589 объектов искусственных сооружений (водопропускные трубы и мосты). К работам планируется привлечь в пиковый период до 33 тыс. человек и порядка 7,7 тыс. единиц техники», – привел цифры Вадим Ильинов.
В рамках III этапа развития Восточного полигона железных дорог предусматривается наращивание провозной способности БАМа и Транссиба до 210 млн тонн к 2030 году и до 270 млн тонн к 2032 году. Проект плана III этапа включает в себя строительство 277 объектов с общим объемом финансирования 3,7 трлн руб. «Работы будут вестись на всех 24 участках БАМа и Транссиба. Помимо трех новых тоннелей – Северомуйского, Кузнецовского, Кадарского и моста через р. Амур планируется построить 170 км вторых главных путей, 69 вставок, 137 станций и три обхода больших железнодорожных узлов. Общая протяженность укладываемых путей на БАМе и Транссибе составит порядка 2,7 тыс. км., будут построены 1,2 тыс. железнодорожных мостов», – проинформировал Вадим Ильинов.
«Компании–грузоотправители нередко инициируют строительство необходимых объектов транспортной инфраструктуры, – напомнила Галина Карелова и привела в пример строительство экспортного коридора от угольного месторождения «Эльга», который включает в себя железную дорогу и строительство морского угольного терминала порта «Эльга». Реализация проекта позволит обеспечить доставку до 30 млн тонн угля в год по частной железной дороге с Эльгинского месторождения и перевалку через угольный морской терминал в другие страны.
«Создание частной Тихоокеанской железной дороги, усиление автомобильных пунктов пропуска, а также развитие Севморпути – все это будет способствовать разгрузке Восточного полигона, и логистическая составляющая сможет приносить стране максимум пользы», – выразил уверенность Алексей Чекунков.

Создан технологический задел

Особое значение для дальневосточных территорий имеет воздушный транспорт. На территории ДФО расположены 88 аэродромов, из них 38 аэродромов с искусственным покрытием, 57 – находятся в ведении ФКП.
По данным Минтранса России, на территории Арктической зоны ДФО в период 2004–2023 годов были реконструированы и введены в эксплуатацию объекты аэродромной и аэропортовой инфраструктуры в 38 аэропортах. Предполагается реконструкция 92 объектов, из них 68 – в РС(Я), 24 – в Чукотском автономном округе. После 2024 года запланирован ввод одного объекта – аэропорта Тиличики на Камчатке. В 2024–2027 годах предусмотрено финансирование из средств федерального бюджета на реконструкцию аэропорта г. Южно–Сахалинск.
В качестве мер господдержки организациям воздушного транспорта предоставляются субсидии из федерального бюджета, в частности, на осуществление воздушных перевозок пассажиров по 39 социально значимым маршрутам ДФО. Перевозки осуществляют 9 авиакомпаний, перевезены 419 тыс. пассажиров. На 2024 год утвержден перечень из 39 маршрутов, объем субсидии – 5,5 млрд руб., будут перевезены 560 тыс. пассажиров.
Вместе с тем в ДФО остро стоит проблема высокой стоимости топлива, в этих условиях Минтрансу России необходимо разработать меры по снижению стоимости авиационного топлива на Дальнем Востоке, подчеркнула Галина Карелова.
Дальневосточные авиапредприятия задействованы в производстве самолетов для авиакомпании «Аврора». Например, значительная часть компонетов для самолетов «Суперджет–100» и «Байкал» будут выпущены в Комсомольске–на Амуре, вертолеты Ми–8АМТ, Ми–171 в различных модификациях будут выпускаться на авиационном заводе в Улан–Удэ. Сейчас идут опытно–конструкторские сертификационные работы по самолетам «Суперджет–100» и «Байкал», включая создание различных модификаций в зависимости от условий их эксплуатации. Идет масштабное импортозамещение и поэтапное улучшение летно–технических эксплуатационных характеристик. 31 марта возобновились летные испытания Ил–114–300 с отечественной силовой установкой на базе двигателя ТВ7–117СТ–01. Поставки первых машин будут в 2026 году.
Параллельно с этим проводится техническое перевооружение предприятий, создается технологический задел опережающего серийного выпуска машин, чтобы к моменту завершения сертификационных работ обеспечить своевременный график поставок воздушных судов.
Заместитель генерального директора авиакомпании «Аврора» Виктор Аксютин предложил провести реорганизацию четырех ФКП – «Аэропорты Севера», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Чукотки», объединив их в одну структуру, осуществляющую управление аэропортами, а также создать отдельного оператора аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. «Эффективным решением было бы включение предприятия–оператора в сферу влияния единой дальневосточной авиакомпании», – заявил Виктор Аксютин.
Кроме того, в авиакомпании считают целесообразным принять решение об организации полетов на местных воздушных линиях в аэропорты местных воздушных линий, ранжированных по категориям в зависимости от объема авиаперевозок, в состав которых включить посадочные площадки, что требует значительно меньше затрат на их возведение по сравнению со строительством аэродромов.
Виктор Аксютин обратил внимание на проблему нехватки пилотов. Для закрытия потребности единой дальневосточной авиакомпании в кадрах предстоит обучить специалистов на пять новых типов воздушных судов. Для обеспечения безопасности самолетов «Байкал» до 2030 года необходимо обучить 1490 человек, на МС–21 – 400 человек, на «Сухой суперджет» – 229 человек, на «Ладогу» – 730 человек, на вертолеты Ми–171, А2, А3 – 300 человек, то есть в общей сложности – более 3100 человек летного состава, инженеров–техников, бортпроводников. «Для эксплуатации 105 самолетов «Байкал» предлагаем создать на Дальнем Востоке сертифицированный авиационный учебно–тренировочный центр, который будет осуществлять летную подготовку, включая первоначальную подготовку инструкторского состава, тренажерную подготовку и подготовку инженерно–технического персонала», – заключил замгендиректора авиакомпании.

Нужен отдельный федеральный проект

В Дальневосточном федеральном округе – 15 крупных морских портов, крупнейшие по грузообороту – Восточный, Ванино и Владивосток. Грузооборот портов Дальневосточного бассейна в прошлом году составил 238 млн тонн. Прирост производственных мощностей к 2032 году – 35 млн тонн.
Введение в 2022 году санкций повлек отказ ведущих морских перевозчиков от перевозки российских внешнеторговых грузов. «В настоящее время ведется активная работа по переориентации экспортных грузов, в том числе в восточном направлении, – сказал заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. – Мы смогли наладить морские перевозки этих грузов с использованием как российского флота, так и флота дружественных государств».
По информации Минэкономразвития России, в 2023 году на дружественные рынки удалось переориентировать около 300 млн тонн грузов на сумму 190 млрд долл. Перенаправленный объем позволил достичь объема грузоперевозок в части перевалки в морских портах – 189,7 млн тонн (+5% к уровню прошлого года), в части перевозок железнодорожным транспортом – 235 млн тонн (+8,6%), через автомобильные пункты пропуска на границе с Китаем и Монголией – 397 тыс. грузовых транспортных средств (+55% к предыдущему показателю).
В 2024 году в рамках реализации действующих федеральных проектов по развитию морских портов и развитию инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта предусмотрены мероприятия по 10 объектам водной инфраструктуры, расположенным на Дальнем Востоке. По пяти из них ведутся строительно–монтажные работы со сроком завершения в 2024 году.
В настоящее время формируется национальный проект развития транспортной инфраструктуры, который в части
водного транспорта включает в себя два федеральных проекта: «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» и «Развитие инфраструктуры опорной сети внутренних водных путей».
Проектом «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» до 2030 года в ДФО предусмотрена реализация 12 мероприятий по развитию портовой инфраструктуры с увеличением совокупной мощности морских портов на 129 млн тонн.
Поддержание нормативного состояния внутренних водных путей осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы».
Учитывая важную роль речного транспорта в выстраивании новых логистических коридоров, Галина Карелова предложила разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей в Арктической зоне РФ. По ее мнению, следует предусмотреть средства из федерального бюджета на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. Сейчас это забота самих регионов.

Болевые точки

На территории ДФО установлены 79 пунктов пропуска через государственную границу РФ, из них функционируют 59 пунктов: 12 – автомобильных, 7 – железнодорожных, 11 – воздушных, 22 – морских, один – речной, 6 – смешанных пунктов пропуска.
В 2023 году завершено строительство стационарных инспекционно–досмотровых комплексов в железнодорожных пунктах пропуска «Пограничный» и «Нижнеленинское» с пропускной способностью 500 вагонов в час. В автомобильном пункте пропуска «Краскино» увеличена пропускная способность, пункт работает в круглосуточном режиме семь дней в неделю. В Забайкальске завершен пилотный проект по оснащению двумя инспекционно–досмотровыми комплексами портального типа.
В 2024 году запланировано завершение мероприятий по реконструкции двух автомобильных пунктов пропуска, по ремонту и дооснащению двух морских пунктов пропуска, а также мероприятия некапитального характера.
В 2023 году грузооборот через дальневосточные пункты пропуска составил 210 млн тонн (+10%), и на первый взгляд рост не выглядит существенным, но если распределить по видам транспорта, то сразу становятся видны болевые точки, пояснил Алексей Чекунков.
Прежде всего автомобильные пункты пропуска дали двукратный рост – с 2 до 4 млн тонн. Благодаря внедрению электронных очередей удалось преодолеть коррупцию и другие нарушения.
На железнодорожных пунктах пропуска рост грузооборота составил 30%, или 44 млн тонн. Через морские пункты пропуска перевезены 162 млн тонн (+4% к уровню 2022 года).
Повышенное внимание уделяется развитию автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на государственной границе с Китаем. На перспективу рассматривается создание новых пунктов пропуска. Один из масштабных проектов – пункт пропуска на о. Большой Уссурийский, где проходит государственная граница с КНР. «Этот пункт пропуска может дать большой толчок для развития бизнеса в Хабаровском крае и в целом благотворно скажется на взаимовыгодном сотрудничестве между нашими странами», – заявил Алексей Чекунков.
В Приморском крае к 2028 году пропускная способность автомобильных пунктов пропуска увеличится в шесть раз. Это значит, что увеличится нагрузка на региональные дороги, ведущие к этим пунктам пропуска. На реконструкцию этих дорог требуется 26 млрд руб., что превышает объем регионального дорожного фонда.
Минтрансу России рекомендовано проработать вопрос о передаче дорог, ведущих к пунктам пропуска, из региональной в федеральную собственность и обеспечить финансирование на содержание.

ТАТЬЯНА ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

583

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться