Руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко – о состоянии и перспективах развития морской и речной отрасли страны.
– Министр транспорта РФ Роман Старовойт в ходе заседания профильного комитета Госдумы первоочередными задачами в части морской–речной отрасли назвал рост перевозок по международным транспортным коридорам, сбалансированное развитие морских портов, цифровизацию транспортного комплекса. За счет каких мер и проектов планируется реализация этих задач со стороны Росморречфлота?
– В текущей геополитической ситуации развитие международных транспортных коридоров и инфраструктуры отечественных морских портов играют важную роль в развитии экономического потенциала страны. Это международный транспортный коридор «Север – Юг», который объединяет сухопутный и водный виды транспорта для перевозки пассажиров и грузов между портами Санкт–Петербурга и Ленинградской области и стран глобального юга. Также стратегическими проектами являются международные логистические коридоры в Азово–Черноморском и восточном направлениях. Речь идет не просто об использовании водных артерий и наращивании мощности портов, но и о системном выстраивании логистики, увеличении провозных способностей и связности морской портовой инфраструктуры и инфраструктуры внутренних водных путей.
Росморречфлот продолжает работу над формированием перечня мероприятий федеральных проектов «Развитие опорной сети морских портов» и «Развитие инфраструктуры опорной сети внутренних водных путей», которые войдут в состав нового нацпроекта «Развитие транспортной инфраструктуры». Например, развитие перевозок по внутренним водным путям преду-
сматривает реализацию 49 мероприятий в 9 бассейнах ВВП. Комплекс мер обеспечит проход судов с осадкой 3,6 м и повысит эксплуатационные параметры судоходных гидротехнических сооружений, что позволит увеличить загрузку и, соответственно, грузопоток.
Проект по морским портам подразумевает 30 инвестиционных мероприятий в 16 портах, которые позволят увеличить их производственную мощность более чем на 200 млн тонн по итогам 2030 года к уровню 2024 года. Объем финансирования оценивается в 541,1 млрд руб., причем 500 млрд руб. – внебюджетные источники.
Сейчас идет формирование критериев, по которым отдельные порты войдут в состав опорной сети. Это будут как экспортно ориентированные, так и социально значимые порты.
Говоря о цифровой трансформации отрасли, хочется отметить, что Росморречфлот совместно с подведомственными учреждениями непосредственно участвует в работе Минтранса России по этому направлению – в создании национальной цифровой транспортно–логистической платформы (НЦТЛП) в Российской Федерации и проекте «Мониторинг грузопотоков в морских портах» автоматизированной системы управления транспортным комплексом.
Речь идет о создании системы стандартизации обмена информацией. Система объединит цифровые логистические сервисы грузопереводчиков с государственными на одной платформе.
Конечная цель – обеспечение бесшовной грузовой логистики, упрощение взаимодействия между всеми звеньями логистической цепочки. Это позволит отказаться от бумажных документов и снизит итоговую стоимость перевозки.
Отдельно отмечу разработку и внедрение программного транспортно–логистического сервиса Marsat–TL, которые проводит подведомственное Росморечфлоту предприятие – Морсвязьспутник. Платформа обеспечит интеграцию данных о международных перевозках товаров через российские порты в единую систему, где взаимодействуют участники грузовых перевозок и государственные контролирующие органы. Она создается с использованием алгоритмов исключительно российской разработки.
В рамках пилотного проекта уже отработаны реальные судозаходы. Предварительная информация о прибытии судов и последующее оформление прошло успешно. Тестирование сервиса продолжается.
– Какие наиболее значимые мероприятия запланированы у Росморречфлота на 2024 год в части развития пассажирских перевозок морским и речным транспортом?
– Уже этим летом международный морской терминал в Пионерском Калининградской области планирует принять первые паромы с накатной техникой. Строительство ведется в рамках федерального проекта «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Кроме того, ожидаем ввода в эксплуатацию объектов морской инфраструктуры в морском порту Геленджик, где ведется строительство яхтенной марины, способной принимать моторные и парусные суда различного класса. В состав комплекса береговой и морской инфраструктуры войдут оградительные и берегоукрепительные гидротехнические сооружения, здание пассажирского терминала.
Строительство объектов комплекса осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы России».
В морском порту Таганрог Росморпортом построен плавучий причал № 9 длиной 96 м для приема пассажирских судов. В акватории выполнены ремонтные дноуглубительные работы, обеспечившие швартовку судов с осадкой до 3 м. Новый причал позволил восстановить пассажирское водное сообщение между Таганрогом, Азовом и Ростовом–на–Дону, повысить туристическую привлекательность региона. Причал готов к приему морских и речных судов, а также скоростных судов на подводных крыльях. В эту навигацию в мае состоялся первый судозаход круизного судна. Несколько судоходных компаний планируют свои маршруты с остановкой в Таганроге. Только у компании «Водоходъ» в этом году состоятся 4 судозахода.
Если говорить о развитии пассажирских перевозок по внутренним водным путям, то основные задачи в этом направлении: создание разветвленной пассажирской причальной инфраструктуры, комфортабельных судов, отвечающих всем требованиям безопасности, и ликвидация так называемых «узких мест» на внутренних водных путях Российской Федерации, предусмотренная Транспортной стратегией Российской Федерации до 2035 года и Концепцией развития круизного туризма до 2024 года.
В рамках стратегии предусмотрен комплекс мер по устранению «узких мест» и лимитирующих участков при строительстве и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений и в целом по улучшению параметров внутренних водных путей при их содержании. Это позволит увеличить пассажиропоток до 19 млн человек к 2030 году, в том числе с учетом развития круизного судоходства.
Так, уже ведется реконструкция судоходных шлюзов Городецкого гидроузла на Волге, в районе Нижнего Новгорода, и строительство Багаевского гидроузла на Дону.
По Городецкому гидроузлу проект планируется реализовать в два этапа. Первый – это строительство дополнительной камеры шлюза 15А и дноуглубительные работы на нижнем подходном канале. Уже после этого этапа пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 млн тонн до 10,8 млн тонн. Срок реализации – 2025 год.
Второй этап – реконструкция дамбы и дноуглубительные работы на 40 км судового хода от Городца до Нижнего Новгорода. Работы планируется завершить в 2026 году. Пропускная способность гидроузла будет увеличена до 20 млн тонн. Благодаря этому решится проблема прохода круизными судами этого участка вместе с попусками воды с Горьковского водохранилища. Еще один важный пункт: улучшится доступность городов средней Волги для туристов из Москвы и Санкт–Петербурга, и наоборот: жители Нижней Волги и Камы смогут с комфортом добраться до «столиц» речным транспортом.
Работы на Багаевском гидроузле на реке Дон также ведутся в два этапа. На первом – в 2025 году – завершается строительство основных сооружений гидроузла. Они обеспечивают необходимую глубину для прохода судов с осадкой 3,6 м при организации одностороннего движения на отдельных участках. На этом этапе работ мы гарантированно обеспечим круизные перевозки до таких городов, как Ростов–на–Дону и Таганрог, где, как я уже говорил, открылся новый пассажирский причал для приема круизных теплоходов. Это станет связкой водных артерий река-море.
На втором этапе будут достроены защитные сооружения и завершены все дноуглубительные работы, а полный ввод в эксплуатацию всех объектов запланирован в конце 2026 года.
На внутренних водных путях к 2030 году будут устранены лимитирующие участки на 15 тыс. км.
Для равномерного и упорядоченного прохождения пассажирских судов в период реконструкции Росморречфлот три раза в навигацию проводит согласования графиков шлюзования судов.
С учетом положительной динамики в пассажирских перевозках на Единой глубоководной системе, по предварительным данным, в навигацию 2024 года будет перевезено 14,7 млн человек – это на 21,5% больше показателя (12,1 млн человек), который установлен Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
В настоящее время совместно с Минтрансом России и Минэкономразвития России разработан порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на осуществление скоростных пассажирских перевозок на межрегиональных маршрутах по Волге. На первом этапе это будут рейсы от городов Нижний Новгород, Казань и Чебоксары. Считаем, что проект «Речные магистрали» активизирует пассажирские перевозки и речной туризм на Волге, а также станет импульсом для производства скоростных судов типа «Метеор» и «Валдай».
– Внутренние водные пути федерального значения, а это более 100 тыс. км, обеспечивают транспортно–экономические связи в 60 субъектах Российской Федерации. Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача по модернизации опорной сети ВВП. Что делается в этом направлении, как используется потенциал внутренних водных путей?
– В целях увеличения объемов перевозки грузов по внутренним водным путям России Росморречфлот приступил к реализации проекта по созданию мультимодальных хабов на базе речных портов.
Вопросы создания таких логистических узлов обсудили на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) с главами субъектов РФ – Республики Татарстан, Самарской области и Пермского края. Все три речных региона обладают высоким транзитным потенциалом и являются звеньями логистических цепочек.
Для создания полноценной дорожной карты совместно с руководством регионов формируются рабочие группы, задачами которых являются всесторонняя проработка финансово-экономических аспектов проекта и выявление проблемных вопросов.
Такие мультимодальные хабы позволят диверсифицировать логистические возможности доставки грузов и снизить транспортные издержки. Это обеспечит дополнительные экономические эффекты для развития регионов, объектов промышленного производства и качества жизни населения.
ВВП должны стать полноправной альтернативой перегруженным железнодорожным путям к портам по наиболее востребованным направлениям. Необходимо не только переключить грузовые потоки, но и модернизировать инфраструктуру морских портов, чтобы увеличить количество судов с ВВП и объемы перевалки судов. В создаваемую инфраструктуру будут интегрированы железнодорожные и автомобильные перевозки с выходом река–море.
– К концу 2030 года ожидается увеличение производственных мощностей морских портов в объеме более 200 млн тонн в год. За счет реализации каких мероприятий планируется это увеличение и какими силами?
– Важно сказать, что развитие морских портов, как правило, осуществляется за счет собственных и привлеченных средств инвесторов. Проекты, которые запланированы в морских портах, также соответствуют целям и задачам дорожных карт, о которых я говорил ранее, и обеспечат увеличение грузопотока по международным транспортным коридорам.
На МТК «Север – Юг» это строительство зернового и контейнерного терминалов в морском порту Махачкала и завершение реализации портово–логистического комплекса «Каспий» в рамках созданной портовой особой экономической зоны и Каспийского кластера в порту Оля.
В Азово–Черноморском направлении основной импульс развития – в портах Новороссийск, Туапсе, Тамань и Темрюк.
На базе Новороссийского судоремонтного завода (АО «НСРЗ») планируется создать глубоководный терминал мощностью 12 млн тонн. Концессионный договор на строительство перегрузочного комплекса в порту заключен в марте 2024 года.
Проект перевалочного комплекса аммиака и удобрений компании АО «Тольяттиазот» в порту Тамань имеет высокую значимость для стабильных поставок на внешний и внутренний рынки. Проект реализуется по поручению Президента Росссийской Федерации, Правительством Российской Федерации утверждена соответствующая дорожная карта. При этом «Тольяттиазот» планирует осуществить отгрузку первой партии аммиака в режиме опытно–промышленной эксплуатации перевалочного комплекса в августе 2024 года.
В восточном направлении это развитие портов Владивосток, Восточный и Ванино. В рамках концессионного соглашения реализуется проект по строительству многофункционального грузового района в порту Корсаков, также в этом порту в рамках поручения Президента Российской Федерации планируется реализовать проект «Логистический технопарк».
В части развития портов – это завершение строительства угольного терминала «Лавна» в порту Мурманск, а также его дальнейшее расширение за счет строительства комплекса по производству СПГ и контейнерного терминала, развитие порта Усть–Луга (терминалы ООО «Ультрамар», ООО «Новотранс Актив», ООО «Еврохим»).
– Сейчас в Арктике развернулась большая геополитическая игра, и нельзя забывать о том, что не только для России развитие Арктики является приоритетным направлением. Расскажите об арктических проектах, которые реализуются при участии Росморречфлота и подведомственных ему учреждений.
– В настоящее время российская Арктика становится ареной стремительного экономического развития, реализации проектов мирового уровня, и для этого уже создан прочный и долгосрочный фундамент. Действует Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Помимо этого, ведется разработка новых документов, призванных повысить эффективность экономического и социального развития Арктической зоны.
В Арктической зоне РФ Росморречфлот и подведомственные предприятия вовлечены в проекты развития портовой инфраструктуры.
Один из таких проектов – модернизация портовой инфраструктуры морского порта Мурманск. Напомню: в 2023 году введен в эксплуатацию морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа ПАО «НОВАТЭК» общей мощностью 21,1 млн тонн. В начале 2024 года завершили работы по реконструкции 1–го грузового района Мурманского морского торгового порта (прирост мощности +1,54 млн тонн).
На западном берегу Кольского залива строится угольный терминал Лавна мощностью 18 млн тонн, проект находится в высокой степени готовности и будет введен в эксплуатацию до конца 2024 года.
Также в Мурманской области готовится к реализации проект по строительству рейдовых перегрузочных комплексов нефти ООО «Роснефтефлот» мощностью до 30 млн тонн. Его назначение – вывоз сырья с месторождений проекта «Восток Ойл» ПАО «НК «Роснефть». В 2023 году нами согласована инвестиционная декларация, а инициатор проекта сейчас разрабатывает проектную документацию.
Следующий проект связан со строительством на западном берегу Кольского залива в 2026 году Западного транспортно–
логистического узла для перевалки транзитных контейнерных грузов в восточном направлении мощностью 10 млн тонн.
Кроме того, на территории Мурманской области планируется реализовать проект по созданию комплекса по производству сжиженного природного газа «Мурманский СПГ», направленный на увеличение экспортного потенциала России, мощностью 20,4 млн тонн.
В морском порту Сабетта реализуется проект по строительству терминала сжиженного природного газа (СПГ) «Утренний», его мощность будет равняться 21,6 млн тонн в год. В 2023 году введена первая линия завода по производству и перевалке СПГ мощностью 7,2 млн тонн. Кроме того, в морском порту Сабетта планируется обустройство меловых отложений Тамбейского месторождения и строительство соответствующего морского отгрузочного терминала мощностью 9,7 млн тонн. Инвестиционная декларация также согласована Росморречфлотом в 2023 году, сейчас идет разработка проектной документации.
В части обеспечения безопасности мореплавания для постоянного контроля за поддержанием габаритов судоходных объектов и их параметров проводятся гидрографические работы в акваториях арктических морских портов и на подходах к ним. Задача по установке и обслуживанию средств навигационного оборудования (СНО) вне акватории Северного морского пути возложена на Росморпорт. В акваториях морских портов
Арктического бассейна и на подходах к ним в зоне ответственности предприятия насчитывается 588 единиц СНО.
Активное развитие получила технология создания береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) с функцией трансляции виртуальных СНО (ВСНО) в акваториях морских портов. Они позволяют организовывать наблюдение за движением и стоянкой судов на рейдах, развертывать по заданным координатам «виртуальные буи», обеспечивая для судоводителей дополнительные ориентиры.
Впервые виртуальные СНО начали применять в 2015 году в морском порту Архангельск. В настоящее время трансляция осуществляется с береговых станций АИС, расположенных на объектах системы управления движением судов (СУДС). В зимнюю навигацию на судоходном канале реки Северная Двина вместо плавучих предостерегательных знаков – буев развертывается до 30 виртуальных СНО.
В настоящее время Архангельский филиал Росморпорта выполняет работы по созданию в морском порту Мезень пилотной зоны автономной, дистанционно управляемой (из морского порта Архангельск) береговой станции АИС с технологией ВСНО, что позволит оперативно выставлять и при необходимости корректировать местоположение ВСНО.
Такой же подход к повышению уровня обеспечения безопасности мореплавания реализуется с 2018 года в Обской губе. В морском порту Сабетта распространение информации о 69 виртуальных СНО ведется с береговых станций АИС службы управления движением судов.
В Арктической зоне Российской Федерации функционируют шесть служб СУДС, которые оказывают комплексные услуги по обеспечению безопасности мореплавания. Это СУДС Кольского залива, СУДС Кандалакшского залива, СУДС Архангельск, СУДС Магадан, СУДС Сабетта, а также СУДС Петропавловск–Камчатский.
Последняя является самой восточной СУДС в стране и была построена в 2023 году. Объекты СУДС Петропавловск–Камчатский уникальны и спроектированы для работы в условиях повышенной сейсмической активности.
В текущем году завершено строительство радиотехнического поста СУДС Кольского залива в губе Ура (Кольский полуостров).
Общее количество специалистов СУДС в Арктическом бассейне – более 90 человек, это высококвалифицированные операторы и инженеры, прошедшие все необходимые виды подготовки.
Помимо лоцманских услуг, в морских портах России Росморпорт предоставляет услуги ледовой лоцманской проводки одиночных судов или в составе каравана, с ледокольным сопровождением или без него, в акватории Северного морского пути.
– Продолжается ли работа по созданию цифровой системы управления грузопотоками?
– Развитие цифровой системы мониторинга перевалки грузов в морских портах России продолжается. Оператором единой системы мониторинга перевалки грузов является Росморпорт.
На сегодняшний день к ней подключены 86 пользователей из 49 организаций. Среди них – Минтранс России, СИЦ Минтранса России, Росморречфлот, Минвостокразвития России, РЖД, а также Администрации морских портов, контрольно–надзорные органы и стивидоры Дальневос-
точного федерального округа.
С увеличением количества пользователей повышается нагрузка на вычислительные ресурсы цифровой системы мониторинга, а это требует совершенствования платформы и ее функционала. Поэтому Росморпорт планомерно проводит работу по сопряжению системы с информационно–аналитической системой Минтранса России (АСУ ТК), которая в перспективе станет частью национальной цифровой транспортно–логистической платформы (НЦТЛП). Она поможет повысить скорость, надежность и безопасность грузовых перевозок.
Более того, система мониторинга перевалки грузов включена в перечень интегрируемых информационных систем. Таким образом, наши наработки будут использованы при создании и эксплуатации ФГИС мониторинга северного завоза. Соответствующее Постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза» принято в марте 2024 года.
– Росморречфлот под эгидой Минтранса осуществляет уникальный проект – подводная волоконно–оптическая линия связи будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией. Как продвигается работа над проектом?
– Большой проект, который мы реализуем в сфере цифровизации, – это строительство трансарктической подводной волоконно–оптической линии связи (ПВОЛС) по маршруту Мурманск – Владивосток «Полярный экспресс». Он реализуется в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина и Указом «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». В проекте участвуют сразу два подведомственных Росморречфлоту предприятия – Росморпорт и Морсвязьспутник.
Главная цель проекта – обеспечение надежными и высокоскоростными каналами связи портовой инфраструктуры в Арктике, на трассе Северного морского пути, и на Дальнем Востоке.
Общая протяженность подводной магистральной линии связи «Полярный экспресс» составит 12 650 км. По проекту до 2026 года будут установлены 150 подводных оптических усилителей и 10 береговых станций от Мурманска до Владивостока. Это такие населенные пункты, как Териберка, Амдерма, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск–Камчатский, Южно–Сахалинск, Владивосток и Находка.
В рамках проекта уже завершены все необходимые исследования, получены требуемые разрешения на строительство, а также построены береговые станции в Териберке Мурманской области, Амдерме Ненецкого автономного округа, Диксоне Красноярского края. В настоящее время ведется оценка местности, проектные и строительные работы на береговых станциях в Тикси и Певеке.
С 2023 года ведутся работы по прокладке кабеля на участке от Амдермы до Диксона. Стоит отметить, что работы производятся только на «чистой воде», свободной ото льда. В этом году в Амдерме идет тестовое подключение к сети.
– Расскажите, пожалуйста, поподробнее об опыте софинансирования содержания внутренних водных путей субъектами Российской Федерации. Как планируется развивать данный механизм?
– В настоящее время Росморречфлот имеет соглашения о софинансировании расходных обязательств на содержание внутренних водных путей с Алтайским краем, Ханты–Мансийским и Ямало–Ненецким автономными округами, Республикой Тыва, Воронежской областью, Санкт–Петербургом и Москвой.
Заключение таких соглашений позволяет улучшить качественные параметры внутренних водных путей общей протяженностью порядка 3 тыс. км. Главная цель соглашений – это транспортная доступность, обеспечение северного завоза и перевозка пассажиров в отдаленные населенные пункты по социально значимым маршрутам, субсидируемым регионами.
В том числе благодаря механизму софинансирования выполняется задача по поэтапному улучшению качественных параметров внутренних водных путей федерального значения. Сюда входят и поддержание гарантированных габаритов для завоза жизнеобеспечивающих грузов, и обеспечение как минимум базового уровня инфраструктуры, а также повышение пропускной способности судов за счет ликвидации «узких мест».
Практика заключения соглашений с регионами будет продолжена, а договоры продлены.
– Каково на сегодняшний день кадровое состояние отрасли?
– Отрасль водного транспорта, как и весь транспортный комплекс, предъявляет высокие требования к формированию
кадрового потенциала. Основное направление – это привлечение талантливой и влюбленной в отрасль молодежи с целью обновления кадрового состава.
С учетом специфики деятельности подготовка новых специалистов осуществляется преимущественно в подведомственных Росморречфлоту вузах.
В настоящее время в системе отраслевого образования функционируют один колледж и шесть подведомственных вузов, включающие 21 филиал.
Подготовка кадров в учебных заведениях Росморречфлота осуществляется для всей инфраструктуры водного транспорта: флот, порты, судоремонтные и судостроительные предприятия, учебные заведения, научно–исследовательские институты. В цифрах это 36 программ бакалавриата, 47 программ специалитета, 9 программ магистратуры, 47 программ аспирантуры.
По состоянию на начало 2024 года среднегодовой контингент по программам высшего и среднего профессионального образования в наших вузах составляет около 55 тыс. человек, из них более 35 тыс. обучаются за счет средств федерального бюджета.
Помимо этого, в вузах активно реализуется программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Так, по состоянию на 1 января 2024 года по программам дополнительного профобразования провели свыше 97 тыс. подготовок, из которых более 95 тыс. – по программам, предусмотренным Международной конвенцией по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года с поправками.
Более того, Правительством РФ поставлена задача максимизировать количество выпускников с трудоустройством на конкретных предприятиях. Простыми словами – это дальнейшее развитие системы целевого обучения.
Все наши отраслевые образовательные организации взаимодействуют с профильными предприятиями, которые могут выступить заказчиками целевого обучения. С мая этого года на портале «Работа в России» доступен поиск мест для целевого
обучения и прохождения практики. Через портал абитуриенты могут найти всю информацию о потенциальном работодателе, в дальнейшем заключить с ним целевой договор, во время учебы пройти практику на будущем рабочем месте, а после окончания учебы трудоустроиться на выбранное предприятие.
С 20 июня в подведомственных Росморречфлоту образовательных организациях идет приемная кампания 2024/2025 учебного года. Всего отраслевые вузы предлагают абитуриентам 3762 бюджетных места по программам высшего образования и 4520 мест – по программам среднего профессионального образования.
Абитуриенты могут подать документы через «Госуслуги», а также традиционно очно, по почте, через сайты образовательных организаций.
Говоря о формировании кадровой базы для морских и речных специальностей, важно отметить профориентационные мероприятия, причем не только для студентов, но и для тех, кто только учится в школе и еще не определился с профессией. Поэтому во взаимодействии с нашими учебными заведениями и другими организациями мы участвуем в создании профильных центров, проводим профориентационные мероприятия для детей и молодежи.
Например, в рамках ПМЭФ мы подписали соглашение о сотрудничестве с АНО «Остров фортов» по развитию Всероссийского центра морских профессий «Маяк» в Кронштадте, который будет представлять собой онлайн– и офлайн–платформу для проф-
ориентации и обучения молодежи. Он объединит весь накопленный опыт морских кадетских классов, училищ, клубов юных моряков и речников со всей страны.
Также мы продолжаем создавать возможности для обучения в речных и морских регионах страны, обновлять материально–техническую базу. Как пример этой работы – подписано соглашение о совместной деятельности по созданию в Республике Дагестан филиала ВГУВТ, где будут готовить специалистов в том числе для работы в Махачкалинском морском торговом порту.
Беседу вела Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.