Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Ситуация – на строгом контроле

Верхняя палата парламента рассмотрела ход реализации постановлений о государственной поддержке социально–экономического развития регионов.

Первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий провел совещание по вопросам реализации постановлений Совета Федерации о государственной поддержке социально–экономического развития Хабаровского края, Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, принятых в рамках проведения Дней субъектов РФ в СФ.
В обсуждении приняли участие сенаторы РФ Сахамин Афанасьев, Андрей Базилевский, Сергей Безденежных, Сергей Брилка, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти вышеуказанных субъектов РФ.
«Анализ информации от трех регионов показал, что решение многих вопросов удалось сдвинуть с места, – подчеркнул Владимир Городецкий. Соответственно, что с выполненных задач контроль будет снят, но многие рекомендации носят пролонгированный характер и работа по ним будет продолжена».

Хабаровский край

Преимуществом Хабаровского края является высокая степень диверсификации экономики, основу которой составляют промышленность и транспортно–логистический комплекс, занимающий в единой транспортно–логистической системе Дальнего Востока ключевую позицию. С 2016 года обеспечивается непрерывный рост промышленного производства и грузооборота.
В регионе функционирует территория опережающего развития «Хабаровск», действует режим свободного порта Владивосток. Хабаровский край последовательно повышает свои позиции в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Выросла доля частных инвестиций в различные отрасли экономики.
Вместе с тем имеется ряд факторов, сдерживающих социально–экономическое развитие Хабаровского края. Актуальной задачей остается совершенствование опорной сети автомобильных дорог, в том числе для обеспечения круглогодичного бесперебойного транспортного сообщения между центрами экономического роста региона. Отмечаются недостаточные темпы обновления объектов транспортной инфраструктуры.
Как сказал заместитель председателя правительства Хабаровского края, министр экономического развития Виктор Калашников, для решения указанных проблем необходимо привлечение дополнительных ресурсов, в том числе софинансирование за счет средств федерального бюджета.
В частности, речь идет о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, реконструкции участков км 174 – км 182, км 182 – км 191 автомобильной дороги город Комсомольск–на–Амуре – поселок Березовый – поселок Амгунь – поселок Могды – рабочий поселок Чегдомын. По словам Виктора Калашникова, подготовлена проектно–сметная документация по двум участкам дороги, но пока нет подтверждения о софинансировании со стороны Минтранса России по линии Росавтодора.
Зампред правительства Хабаровского края выразил благодарность Минтрансу России за согласование вопроса о включении строительства пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на острове Большой Уссурийский в национальный проект «Транспорт». Начало его проектирования намечено на 2025 год. «При этом необходимо построить подъездную автомобильную дорогу к указанному пункту пропуска. Ее проектирование выполнено силами правительства края, в конце мая направлена бюджетная заявка в Росавтодор, ждем ее подтверждения, просим вашей поддержки, чтобы столь важный инфраструктурный объект получил финансирование по линии Дорожного фонда РФ», – обратился к сенаторам Виктор Калашников.
Еще один транспортный проект, взятый на контроль Советом Федерации, – проведение реконструкции взлетно–посадочной полосы аэропортового комплекса «Хурба» в городе Комсомольске–на–Амуре, где проживают 253 тыс. человек. ВПП находится в совместном ведении с Минобороны России. В настоящее время аэропорт не принимает магистральные самолеты и люди вынуждены вылетать из Хабаровска. «Для решения этой проблемы необходимо сдвинуть сроки работ по реконструкции взлетно–посадочной полосы аэропортового комплекса «Хурба» в городе Комсомольске–на–Амуре с 2027 на 2025 год. Мы исходим из того, что целевым образом будут выделены дополнительные средства Минобороны России на реконструкцию данной полосы», – сказал Виктор Калашников.
«Гособоронзаказом на плановый период 2024–2025 годов финансирование мероприятий по реконструкции взлетно–посадочной полосы аэропортового комплекса «Хурба» не предусмотрено, реконструкция полосы запланирована на 2027 год. Сдвиг сроков влево невозможен, но в случае поступления в наш адрес предложений от правительства Хабаровского края по источнику финансирования указанных мероприятий мы готовы проработать их
совместно, – заявил представитель Минобороны. – Считаем, что возможно выполнить передачу ВПП на период реконструкции, но при этом нужно учитывать тот факт, что после реконструкции будет сохранено право бессрочного пользования ВПП Минобороны России. В настоящее время данная ВПП отвечает нашим требованиям по возможностям эксплуатации и использования воздушных судов».

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) является крупным минерально–сырьевым центром, обладает уникальным природно–ресурсным, транзитным, туристско–рекреационным и культурным потенциалом, входит в число приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации.
Регион обеспечивает более 20% совокупного валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на развитие экономики и социальной сферы Якутии, остаются недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, в том числе для обеспечения северного завоза, и устаревший парк воздушных судов.
Доля населения РС(Я), имеющая круглогодичный доступ к транспортной сети Российской Федерации, составляет 20,9%. Более половины объема производства товаров и услуг приходится на районы с сезонной транспортной доступностью. Таким образом, сохраняется острая потребность в обеспечении круглогодичных бесперебойных перевозок всеми видами транспорта на территории субъекта Федерации.
Первый заместитель председателя правительства РС(Я) Дмитрий Садовников сделал акцент на мероприятии по строительству мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска.
Согласно постановлению СФ РФ «О государственной поддержке социально–экономического развития Республики Саха (Якутия)» Правительству РФ было рекомендовано рассмотреть вопросы софинансирования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, мероприятия по строительству мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска в размере не менее 50% общего объема инвестиций за счет средств федерального бюджета, а также увеличения в целях реализации указанного мероприятия лимитов инфраструктурных бюджетных кредитов Республике Саха (Якутия) на 2024–2025 годы.
«По пятилетнему плану дорожной деятельности в 2024–2028 годах объем федеральной поддержки составляет 42,8 млрд руб. В соответствии с мастер–планом Якутска объем федеральной поддержки должен составить 65 млрд руб. В апреле 2024 года направлена заявка в Росавтодор на участие в инвестиционных проектах на 65 млрд руб., рассмотрение заявки запланировано на II полугодие 2024 года после утверждения методики отбора проектов. Для полномасштабного начала работ по строительству мостового перехода в 2024 году необходимо не менее 11 млрд руб., из этой суммы планируется привлечь 6 млрд руб. за счет кредита ПАО «Сбербанк» под обеспечение средств в региональном бюджете в 2024–2025 годах и 5 млрд руб. за счет опережающего финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на период 2024–2026 годов», – сообщил Дмитрий Садовников.
Также региональные власти ставят вопрос о реконструкции пяти аэропортовых комплексов в Нюрбе, Зырянке, Магане, Полярном и Тикси с общим объемом финансирования 16,2 млрд руб.
«В связи с критическим состоянием ВПП аэропорта Зырянка в результате многолетнего затопления необходимо перенести сроки реконструкции на 2025–2027 годы с учетом проектирования. Реализация второй очереди реконструкции аэропорта Полярный с 2029–2030 годов ставит под угрозу безопасность полетов. Ввиду того, что по итогам первой очереди 2022–2024 годов не будут завершены работы по реконструкции части перрона, очистных сооружений, аэронавигационных систем, строительству ограждений и патрульной дороги, требуется перенос второй очереди на период 2025–2027 годов», – заявил первый зампред правительства РС(Я).
Кроме того, целесообразно сократить с трех до двух лет сроки строительства ВПП с искусственным покрытием в аэропорту Маган. «Это вызвано тем, что аэропорт Маган используется в качестве запасного аэродрома, когда аэропорт Якутска периодически закрывается в зимнее время из–за сильных туманов, что обеспечит безопасный прием воздушных судов, выполняющих внутрирегиональные перевозки, – пояснил Дмитрий Садовников. – Также необходимо включить в перечень аэродромов реконструкцию аэропортов Усть–Куйга и Ленск с дополнительной потребностью финансирования 9,2 млрд руб. В адрес Минтранса, Росавиации и комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» направлены предложения по реконструкции данных аэропортов в период 2025–2030 годов».

Иркутская область

Актуальным вопросом для Иркутской области остается транспортное сообщение. Для улучшения качества жизни жителей области необходимы строительство нового аэропортового комплекса и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры. Для решения указанных проблем требуется привлечение дополнительных ресурсов, в том числе софинансирование за счет средств федерального бюджета.
Председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев рассказал о ходе реализации мероприятий по разработке проектной документации и строительству автомобильного и железнодорожного мостов в нижнем бьефе Братской гидроэлектростанции в 2023–2030 годах.
По его словам, Росавтодор рассматривает вопрос строительства нового участка автодороги вокруг Братска с устройством мостового перехода через Ангару в период 2028–2030 годов. Также будет проведено исследование влияния железнодорожного транспорта на Братскую ГЭС в срок до июля 2024 года, подготовлено технико–экономическое обоснование строительства железнодорожного моста. «На сегодня вопрос выноса железнодорожных путей с Братской ГЭС остается открытым, хотелось бы, чтобы Совет Федерации оставил его на контроле», – призвал сенаторов Константин Зайцев. Он напомнил, что прокладка по плотине Братской ГЭС железнодорожных путей во времена СССР рассматривалась как временное решение, и уже тогда изучался вопрос строительства в нижнем бьефе мостового перехода.
Совет Федерации рекомендовал Министерству транспорта РФ совместно с Минприроды России и правительством Иркутской области проработать вопрос о реализации мероприятий по подъему и утилизации затонувших судов в акваториях озера Байкал, реки Ангары, Иркутского и Братского водохранилищ, реки Лены.
По информации Константина Зайцева, Росморречфлот считает целесообразным включить в проект «Генеральная уборка» в 2025–2026 годах мероприятия по подъему судов при условии выделения средств из федерального бюджета.
Одна из рекомендаций Совета Федерации касалась выполнения поручения президента о реконструкции автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир на участке км 124+332 – км 153+932, ведущей на о. Ольхон.
В октябре 2023 года было получено положительное заключение Главгосэкспертизы на проектно–сметную документацию и результаты инженерных изысканий. Стоимость работ с учетом индекса инфляции составила порядка 7 млрд руб. Предоставление региону межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2024–2026 годах не предусмотрено. «В феврале 2024 года Минтранс России предложил единственный вариант – участие в федеральном проекте «Развитие туристической инфраструктуры» госпрограммы «Развитие туризма». Однако обязательным участием региона в данной госпрограмме является наличие на его территории инвестпроекта, реализуемого с участием госкорпорации «Туризм. РФ». Участвовать в предложенной программе не представляется возможным ввиду несоответствия критериям», – заметил Константин
Зайцев.
По его словам, Иркутская область стоит перед выбором: либо направить все силы и средства в объеме 40 млрд руб. на капиталоемкий объект – строительство автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир, но тогда под большим вопросом будет выполнение обязательств, взятых в рамках нацпроекта БКД, либо оказаться перед фактом неисполнения поручения президента. «Мы видим выход из ситуации в выделении целевого финансирования за счет федерального бюджета. В адрес Председателя Правительства РФ, Минтранса России неоднократно направлялись письма с просьбой включить данный объект в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», предусмотрев выделение средств из федерального бюджета на 2024–2026 год, – заявил председатель правительства Иркутской области. – По данным Минтранса России, вопрос выделения средств федерального бюджета на реконструкцию автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир будет обсуждаться в ходе очередной корректировки пятилетнего плана, таким образом вопрос финансирования мероприятия пока остается открытым, прошу поддержать нашу позицию».
Как сообщил директор Департамента государственной политики в области развития инфраструктуры Минтранса России Евгений Нефедов, на поддержку дорожной деятельности Иркутской области в период 2024–2026 годов из федерального бюджета будет выделено порядка 22 млрд руб. Проект реконструкции автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир на участке км 124+332 – км 153+932 прошел Главгосэкспертизу в конце 2023 года и, соответственно, не попал в проектировки бюджета 2024–2026 годов. «В текущем году бюджетная заявка будет принята для учета при формировании бюджета на следующий период 2025–2027 годов, оценена дополнительная финансовая потребность на реконструкцию данной дороги. При этом Минтранс в первую очередь будет исходить из целевых показателей по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», – резюмировал Евгений Нефедов.
Владимир Городецкий призвал стороны начать сближать позиции по этому вопросу.
Еще одно поручение СФ касалось приведения в нормативное состояние автомобильной дороги Иркутск – Листвянка на участке км 12 – км 29 в Иркутском районе. Как сказал Константин Зайцев, положительное заключение Главгосэкспертизы планируется получить в конце 2024 года. «Что касается приведения в нормативное состояние автомобильной дороги Тайшет – Чуна – Братск на участке км 220+000 – км 244+000, то в июле 2023 года проектная документация была направлена на экспертизу, в настоящее время устраняется ряд замечаний, идет актуализация технических условий и инженерных изысканий. Планируем получить положительное заключение Главгосэкспертизы в IV квартале 2024 года», – проинформировал премьер–министр Иркутской области.
В постановлении Совета Федерации Министерству транспорта РФ было также рекомендовано рассмотреть вопрос о выделении в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по реконструкции плоскостных сооружений аэродромных комплексов аэропортов местных воздушных линий городов Киренска, Усть–Кута и села Ербогачен.
По словам Константина Зайцева, капремонт аэропорта Усть–Кут предполагается провести в 2025–2026 годах с объемом финансирования 2 млрд руб. за счет средств Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации». Информация об этом направлена собственнику аэропорта.
Ааэропорты Киренск и Ербогачен находятся в федеральной собственности. Минтранс России рассчитал предварительную стоимость работ, данные объекты включены в федеральный проект «Развитие инфраструктуры опорной сети аэропортов» со сроком реализации в 2025–2028 и 2026–2029 годах соответственно, но при условии, что аэродромная инфраструктура будет передана в собственность региона. «Это повлечет значительные затраты области на восстановление и содержание инфраструктуры. Просим поддержку СФ, чтобы рассмотреть возможность реконструкции объектов без условия передачи аэродромной инфраструктуры в собственность региона, – обратился к сенаторам Константин Зайцев. – Мы готовы пойти на компромисс и взять на баланс здание аэровокзала, но ВПП за малым исключением находятся в собственности РФ, которая несет бремя содержания этих инфраструктурных объектов».
В части реконструкции и капитального ремонта причальных сооружений, расположенных на озере Байкал и находящихся в собственности Российской Федерации, и комплексного оснащения объектами транспортной инфраструктуры водных путей озера Байкал и реки Ангары ведется работа по уточнению источников и механизмов финансирования мероприятий.
В августе 2023 года создана межведомственная комиссия по развитию озера Байкал под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина, которая в том числе рассматривает вопросы причальной инфраструктуры в акватории озера.
В марте 2024 года под руководством Президента России состоялось совещание по вопросам развития проекта федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал», где был представлен туристический проект «Волшебный Байкал». В него войдут две региональные локации: город Байкальск и «Байкальская слобода» около поселка Тальцы. Общая площадь курортной зоны проекта «Волшебный Байкал» на территории региона составит 1200 гектаров. Сумма бюджетных вложений – 25 млрд руб., частных инвестиций – 54 млрд руб. Будут созданы 5400 комфортабельных номеров. Туристический поток увеличится почти на полтора миллиона человек. Откроются шесть тысяч новых рабочих мест.
Для развития круизного туризма на Байкале необходимо создать в порту Байкал зимнюю стоянку для больших судов и провести реконструкцию приоритетных причальных сооружений, которые будут соответствовать самым современным требованиям. Также необходимо провести реконструкцию на двух важных автотранспортных артериях к Байкалу. Речь идет о дороге Иркутск – Листвянка с увеличением с двух до четырех полос движения протяженностью 8 км и федеральной автомобильной трассе Р–258 от Иркутска до Байкальска, где есть аварийно опасные загруженные участки. Кроме того, необходимо предусмотреть возможный обход трех населенных пунктов вблизи Байкала – Култук, Слюдянку и Байкальск.
Предполагается, что проект «Волшебный Байкал» войдет в новый нацпроект «Туризм и гостеприимство», в рамках которого будут проведены работы по строительству причальных сооружений начиная с 2025 года.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России Павел Чернышев напомнил, что реконструкцию причалов возможно провести с привлечением средств субъектов и частных инвесторов в рамках государственно–частного партнерства. Он привел в пример опыт Ленинградской, Новгородской, Ивановской областей и Республики Карелия, где реализуются подобные проекты. «В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Минстрой реализует мероприятия, направленные на господдержку инвестпроектов путем софинансирования расходных обязательств субъектов по созданию инженерно–транспортной инфраструктуры туристских кластеров. Например, в Тверской области построена причальная инфраструктура при реализации проекта «Завидово–парк». Таким образом, сегодня могут быть задействованы указанные механизмы в рамках программы «Развитие туризма», – заключил Павел Чернышев.
Работа по мониторингу исполнения постановлений Совета Федерации о государственной поддержке социально–экономического развития регионов будет продолжена.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

446

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться