Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В фокусе – Дальний Восток

Как будет формироваться транспортный каркас региона.

На протяжении последних нескольких лет российская внешняя торговля разворачивается на Восток. Как следствие, нагрузка на транспортную инфраструктуру Дальнего Востока значительно выросла. Как эффективно решить задачи дальнейшей трансформации инфраструктуры, подвижного состава, флота и маршрутов в новые факторы роста российской экономики? Как повысить эффективность транспортной системы? На эти вопросы попытались ответить участники сессии «На Восток! Маршруты нового времени» в рамках Восточного экономического форума.

Разворот логистики

«Отрасли в целом удалось развернуть логистику на Восток, – задал тон дискуссии заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Савельев. – Работа по диверсификации транспортно–логистических маршрутов велась давно, поэтому широко обсуждаемый в последние годы «восточный разворот» не стоит считать вынужденным или неожиданным шагом. Действия отдельных западных стран ускорили принятие решений по перенастройке грузовых потоков, но транспортный сектор выстоял в условиях санкционного давления и сейчас демонстрирует активное развитие». На сегодняшний день основные задачи российского транспортного сектора связаны с повышением связанности территорий, формированием комфортных условий для транспортировки грузов и перевозки пассажиров и поддержанием таким образом устойчивой платформы для роста экономики.
Дальний Восток является геостратегическим направлением в решении этих задач. По итогам прошлого года провозная способность Восточного полигона составила 173 млн тонн, что на 75 млн тонн больше показателей 10–летней давности, отметил зампред Правительства РФ. По поручению Президента России утвержден третий этап работ до 2035 года, что позволит увеличить провозную способность железнодорожных магистралей до 270 млн тонн к 2032 году. Мощности морских портов, связанных с железной дорогой, в настоящее время составляют более 215 млн тонн. А к 2030 году мощности морских портов Дальнего Востока, связанных с железной дорогой, увеличатся на 60 млн тонн и достигнут 275 млн тонн.
На развитие Дальнего Востока глобальное влияние окажет проект «Развитие Большого Северного морского пути». В рамках проекта длина Севморпути увеличится с 5,6 тыс. до 14 тыс. км, он свяжет Владивосток с Санкт–Петербургом и Калининградом. Особое внимание уделяется развитию авиации на Дальнем Востоке. Объем перевозок пассажиров по дальневосточным направлениям ежегодно увеличивается и в 2023 году составил рекордные 10,5 млн человек. За первую половину 2024 года по данным направлениям уже перевезены 4,8 млн пассажиров, это на 8% больше показателя аналогичного периода 2023 года. Активно ведется комплексная работа по модернизации пунктов пропуска через государственную границу. В период 2024–2030 годов запланированы мероприятия в 27 приоритетных пунктах пропуска ДФО, в том числе реконструкция 19 пунктов пропуска.

Развитие ДФО остается приоритетным

Министр транспорта РФ Роман Старовойт в своем выступлении озвучил новые государственные подходы к транспортной идеологии. «Мы для себя определили миссию Минтранса России как создание самой эффективной в мире транспортной системы для повышения конкурентоспособности, экономики и качества жизни в стране, – сказал он. – Может показаться, что это слишком амбициозная цель, но сегодня транспортная система России – одна из крупнейших в мире. И мы должны ставить самые амбициозные цели и задачи. Формируя картину будущего, мы исходим из того, что необходимо создавать доступный транспорт абсолютно для всех: бизнеса и пассажира. Транспорт должен стать предметом гордости каждого россиянина, гордостью нашей страны». Основной ценностью работы транспортного комплекса станут клиентоцентричность, комфорт и безопасность передвижения пассажиров.
В новой идеологии опережающее развитие Дальневосточного региона определено одним из приоритетов. Министр напомнил, что авиация всегда оставалась для Дальнего Востока первостепенным, а для некоторых территорий – единственным видом транспорта. В июле текущего года произошло знаменательное событие: единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» перевезла миллионного пассажира по программе субсидирования социально значимых перевозок. По поручению Президента России обеспечено круглогодичное субсидирование авиационных перевозок с Дальнего Востока и в обратном направлении для льготных категорий граждан. «Эти же принципы мы закладываем в новые национальные проекты, формируя сегодня бюджет на предстоящие три года», – добавил Роман Старовойт.
Еще одно поручение главы государства – увеличение авиационной подвижности населения на 50% в ближайшие шесть лет. Для достижения такого результата необходимо модернизировать треть аэродромной сети страны – не менее 75 аэропортов. В связи с этим на Дальнем Востоке к в 2024 году готовятся сразу несколько крупных объектов – в Благовещенске, Улан–Удэ, Петропавловске–Камчатском и Магадане. В 2025 году начнется строительство нового терминала в аэропорту Читы. В следующем году первые рейсы примет новый международный терминал аэропорта Хабаровск.
Также большое внимание по–прежнему уделяется расширению Восточного полигона. «Рост провозной способности на 56% (до 270 млн тонн) – главный показатель, которого мы должны добиться на Восточном полигоне в 2032 году, – продолжил руководитель Минтранса России. – Это новый этап развития страны, серьезный вызов для транспортных строителей и железнодорожников». По сути, третий этап развития Восточного полигона – создание второго пути на БАМе со сложными инженерными сооружениями, тоннелями и мостами. Кроме того, Роман Старовойт отметил перспективы строительства крупнейших объектов на Дальнем Востоке, в том числе строительство пограничного автомобильного моста через реку Туманную и трехпилонного вантового моста через реку Лена в Якутске, который свяжет три федеральные автомобильные дороги, улучшит транспортную доступность региона, сократит издержки в части северного завоза.

ГТЛК – институт развития

О вкладе ГТЛК в формирование транспортного каркаса ДФО рассказал генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» Евгений Дитрих. Он напомнил, что ДФО занимает около 40% площади всей России, при этом плотность населения остается довольно низкой, оно неравномерно рассредоточено по территории. Поэтому базовым типом транспортного сообщения на Дальнем Востоке по–прежнему являются авиаперевозки. ГТЛК поставила в макрорегион 22 вертолета и 20 самолетов. «До конца текущего года в ДФО будут переданы 11 вертолетов по ФНБ–проекту и госпрограмме – это четверть от всех поставок за год, – уточнил гендиректор. – Благодаря льготным лизинговым ставкам авиаперевозчики могут выверенно подходить к вопросам ценообразования билетов, сохраняя их на приемлемом уровне. В работе находится реализуемый при поддержке Минтранса мегапроект по созданию флота Дальневосточной авиакомпании. Всего по нему законтрактовали 39 машин – 18 самолетов и 21 вертолет».
В части развития регионального водного транспорта ГТЛК реализует проект по обеспечению связи острова Сахалин с материковой частью России. Компания законтрактовала на Амурском судостроительном заводе два парома повышенного ледового класса и вместимости, первый из которых («Александр Деев») вышел на линию Ванино – Холмск уже в 2023 году, а второй будет сдан в скором времени. Каждый из них подходит для круглогодичной работы в любых погодных условиях и перевозит за один рейс в два раза больше людей и грузов, чем паромы старого образца.
ГТЛК также содействует реализации транспортных реформ и обновлению городского пассажирского транспорта в ДФО. В частности, компания поставила в дальневосточные регионы свыше 170 автобусов, более 120 из которых – в Улан–Удэ.
«Мы видим большие возможности для дальневосточников в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Рассчитываем, что при структурировании нацпроекта будет учтен позитивный опыт программы льготного лизинга ГТЛК в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», востребованной регионами, с доказанной эффективностью. По ней скидка на транспорт для перевозчиков достигала 60%. Призываю руководство дальневосточных регионов готовиться к подаче заявок по новым льготным программам, со стороны ГТЛК мы готовы в этом всячески содействовать», – подчеркнул руководитель компании.
Еще одной точкой приложения сил для ГТЛК на Дальнем Востоке стала беспилотная авиация: обширные пространства и отсутствие традиционной инфраструктуры представляют собой идеальный полигон для гражданских беспилотников. Компания сотрудничает со всеми регионами ДФО в рамках гражданского государственного заказа на беспилотники. Кроме того, на базе оператора беспилотной авиации ООО «БАС» (создан ГТЛК и Фондом НТИ в 2022 году) открыт филиал в Якутии и планируется формирование регионального оператора на Сахалине.
«Все наши проекты напрямую влияют на экономику и качество жизни людей. Как институт развития ГТЛК будет и дальше выступать базовым поставщиком транспорта для регионов по нацпроектам. Мы определены квалифицированным заказчиком воздушного и водного транспорта по нацпроекту «Промышленность», а также базовым оператором льготного лизинга в нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Считаю, что реализация нацпроектов в области транспорта и промышленности должна проходить при участии субъектов Дальнего Востока. Прошу регионы проявить активность и уже сейчас оценить свою потребность в транспорте под программы и проекты, которые запланированы на горизонте до 2030 года. Готовы помочь вам в этой работе и обеспечить поставками современной техники под ключ и точно в срок», – отметил Евгений Дитрих.

Крылья для Дальнего Востока

Тему авиаперевозок продолжил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Дмитрий Ядров. Он согласился, что для многих городов на Дальнем Востоке единственным видом транспорта является авиация. По его данным, на сегодняшний день наблюдается положительная тенденция по показателям работы воздушного транспорта: за семь месяцев текущего года авиакомпании перевезли 6,2 млн пассажиров – на 7,2% больше по сравнению с соответствующими показателями прошлого года. А по итогам 12 месяцев ожидается цифра 11,2 млн пассажиров, перевезенных на Дальний Восток и внутри Дальнего Востока. При этом внутри Дальнего Востока за январь –
июль 2024 года перевезены
1,4 млн пассажиров и к концу этого года прогнозируется цифра 2,5 млн.
Глава Росавиации обозначил четыре ключевых направления для развития авиасообщения и доступности Дальнего Востока, по которым работает ведомство. Первое направление – продолжение программ субсидирования. Три основных программы – это постановления Правительства РФ № 215, 1242, 1172, по которым Рос-
авиация планирует предоставить льготные билеты по 134 маршрутам и в целом направит на это 16,1 млрд руб. в 2024 году.
Второе направление – это поддержание летной годности, в первую очередь отечественных воздушных судов. Это вертолеты Ми–8, самолеты Ан–24 и Ан–26, которые нуждаются в продлении летной годности.
Третье направление – это 55 аэродромов, которые планируется модернизировать к 2030 году. 26 из них – в рамках поручения президента по реконструкции, 29 – в рамках создаваемого фонда капитального ремонта аэродромной инфраструктуры.
Четвертое направление – нормативные акты и «мокрый» лизинг, который позволит более качественно и эффективно использовать флот. Также Рос-
авиацией совместно с Минтрансом ведется работа по оптимизации и снижению требований к небольшим аэропортам с длиной ВПП до 1500 м, которые обеспечивают местные перевозки в Дальневосточном федеральном округе, чтобы удешевить создание и содержание таких объектов. «Программа Минтранса России по изменению нормативных актов и по экологии, и по транспортной безопасности, и по снижению вопросов, связанных с аварийно–спасательным обеспечением, позволит снизить стоимость и увеличить скорость реализации строительства новых посадочных площадок и аэродромов для нашего бизнеса», – заключил глава Росавиации.

Грузы любят инновационность

О деятельности РЖД и вкладе компании в развитие Дальневосточного региона рассказал генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. По его мнению, разворот грузов на Восток не только увеличил экспортные перевозки, но и способствовал развитию экономики этого макрорегиона. После событий 2022 года с европейского направления ушли на Восток 10% общего объема грузов, напомнил он. Если в 2022 году по железной дороге на Восток двигались 40% грузов (Азия и Тихоокеанский регион), то в 2023 году объем вырос до 55%. Доля западных недружественных стран сократилась почти до 10%.
Реализация инвестпроектов по созданию транспортной инфраструктуры позволит расширять рынки сбыта, отметил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. «Транспортные возможности созданы, инвестиции готовы приходить. Мы действительно наращиваем нашу долю на рынках Азии. Рынки Азии, глобальный Юг позитивно настроены к России. Поэтому нам важно все эти возможности использовать совместно, не забывать про хорошие условия для инвестиций. Возможность привлекать парт-
неров большого Юга – это то, что мы можем делать», – резюмировал он.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

455

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться